Илья Попов: «Мы самое многочисленное русскоязычное сообщество о волонтерстве»

Анна Рыжкова
3 декабря 2018, 00:00
из личного архива Ильи Попова

Проект «Гудсерфинг» стал одной из самых больших в России баз волонтеров, и при этом ваш проект — о путешествиях. Где связь?

«Гудсерфинг» — это интернет-сервис, созданный для того, чтобы люди, которым нравится путешествовать и заодно делать что-то полезное, могли найти интересные волонтерские проекты, почитать отзывы о них и отправить заявку. А люди, которые готовы принять помощь, могли бы легко связаться с волонтерами со всего мира.

Какие проекты соответствуют идеологии «Гудсерфинга»?

Основной критерий — волонтерство должно быть именно выездным, то есть к нам не может обратиться за помощью, например, детский дом. Авторы проектов должны быть готовы принять у себя иностранных участников, предоставить им условия проживания. А условиями иногда можно считать даже место под палатку.

Это могут быть археологические экспедиции — в основном по России, потому что традиции добровольного участия в экспедициях у нас сильнее, чем в других странах. Могут быть волонтерские программы на фермах, в национальных парках и заповедниках, где нужно прокладывать экотропы, вести подсчет животных, отслеживать миграцию песцов, например. Можно преподавать языки, работать с детьми.

Для этого нужна специальная подготовка?

Чтобы лопатой махать, специальной подготовки не нужно. Но на некоторые проекты есть даже определенный конкурс волонтеров, и ты будешь выглядеть в лучшем свете, если у тебя есть какой-то опыт, хотя это и необязательно.

Проекты, которым вы помогаете, сами вас находят?

И так, и так. Сайт мы запустили только в феврале этого года. Мы ведем страницу в сети «ВКонтакте», в Фейсбуке специально создали англоязычную версию — так нас нашли проекты из Перу и Австралии. Но наша задача — еще и проверить, насколько проекту можно доверять. Был даже случай, когда амбассадоры «Гудсерфинга» общались с организаторами проекта в Рио-де-Жанейро, чтобы убедиться в его надежности.

Не легче ли проектам в далеких странах просто найти волонтеров поближе, а не думать, как разместить иностранцев и еще нести за них ответственность?

Международные волонтерские проекты — это довольно специфичная сеть. Иностранцев обычно приглашают для того, чтобы не вариться в собственном котле и получить другой опыт, а также в целях языковой практики. И потом, часто происходят обмены: сегодня к нам приехали французы, завтра мы поедем во Францию. В Латинской Америке или в Африке, например, проекты бывают довольно затратными, и среди местных никто не готов работать бесплатно, а ребята из Европы или США приезжают и помогают добровольно.

Рассчитывали ли вы, придумывая «Гудсерфинг», что займете пока еще свободную нишу?

Мы начинали с маленькой группы «ВКонтакте», которую завели, чтобы делиться информацией с друзьями. Сообщество росло само, и когда стало уже огромным, мы поняли, что несем ответственность за все, что мы пишем. То есть такая сложная система, с отзывами, с проверкой надежности проектов, возникла на основе потребностей людей. Теперь мы видим свою миссию не только в том, чтобы сводить людей, но и в том, чтобы стать медиаресурсом. У нас есть редколлегия в разных городах. На нашей платформе «Сообщества» каждый участник волонтерских программ может рассказать о своем опыте. Можно сказать, «Гудсерфинг» занимаемся медиаволонтерством.

В социальных сетях «ВКонтакте» и Фейсбук у нас уже более 70 тысяч участников, то есть сейчас мы самое многочисленное русскоязычное сообщество о волонтерстве. В этом году через сайт прошли 270 проектов, мы получили более трех тысяч заявок, в сервисе зарегистрировалось более восьми тысяч человек.

Вы запускаете электронные курсы на платформе. Для кого они?

Мы поняли, что важно рассказывать о волонтерстве, чтобы развивать его. К сожалению, у нас люди пока не умеют говорить о том, что они делают, особенно если делают что-то хорошее: нескромно! Но на самом деле это стимулирует других. Мы готовим курсы по медиаволонтерству, чтобы научить людей писать и снимать видео о том, как они работают в разных добровольческих проектах. Мы хотим, чтобы волонтеры понимали, как общаться с журналистами, какие истории могут быть им интересны, из каких историй получаются новости.

Вы получаете прибыль с проекта?

Нет, мы получали грант Росмолодежи, благодаря которому смогли запустить платформу, но это капля в море. Мы занимаемся проектом потому, что видим его рост, получаем отдачу от людей, а с монетизацией здесь тяжело: с волонтеров, что ли, деньги брать? Как-то рука не поднимается.