Театр

3 декабря 2018, 00:00
АННА КАРЕНИНА Режиссер Диана Сафарова Казань, Особняк Демидова

Анна К в городе К

Все иммерсивные спектакли хотят быть как Sleep No More (самое знаменитое шоу основоположников жанра, команды Punchdrunk, идущее в нью-йоркском отеле), каждый думает, как это устроить. Варианты решения — позвать тех, кто наверняка знает, из-за границы (как сделали в московских «Вернувшихся»), попробовать перепридумать жанр, как было, например, в «Норманске» по Стругацким (спектакле предчувствовавшего новую волну Центра им. Мейерхольда). Третий вариант — сделать по законам жанра, но самим. Этим путем пошли в Казани, где режиссер Диана Сафарова поставила иммерсивную «Анну Каренину». Кстати, Сафарова — один из сооснователей фонда «Живой город», уже несколько лет отвечающего за театральный авангард в городе.

Играют главный роман про измену в бывшем ЗАГСе. Особняк купца Демидова, где перестали регистрировать браки, стоял и медленно разрушался — так бы оно и продолжалось, если бы не «Каренина»: здание готовили под спектакль специально с помощью щедрых спонсоров, благодаря которым туда, например, снова подключили коммуникации и отопление. Так что за одно лишь это стоит сказать «Анне Карениной» огромное градозащитное спасибо.

Пока ходишь по дому, думаешь, что размерами он превосходит московские — и особняк в Дашковом переулке, где идут «Вернувшиеся», и дом Спиридонова, где шел «Черный Русский», еще один первопроходец русского иммерсивного. Впрочем, ощущение обеспечивается таймингом: за четыре часа, что идет «Каренина», шагомер запросто выдает около двух десятков тысяч шагов. Ноги отчаянно требуют сократить Толстого уже на втором часу. Иммерсивность, дающая зрителю возможность оказаться внутри действия и следовать за любым героем, кажется ключом к многослойным классическим романам. Другое дело, что зрители ожидаемо двигаются по линиям основных героев. И, вероятно, не везде актеры, не соответствующие «генеральным линиям», получали инструкции по взаимодействию со зрителями; в одной из сцен я чувствовала себя прямо-таки мучителем исполнителя роли Вронского из-за того, что все не уходила и не уходила за толпой. Впрочем, актерское существование проверяется и уточняется в таких историях именно на премьерах: просчитать все зрительские реакции заранее просто невозможно. Другое дело, что не все казанские актеры соответствовали способу существования в таком театре — тут тоже есть задел для роста.

А главное — не постесняться и в словосочетании «иммерсивное шоу» поставить акцент на второе слово. Вряд ли вы откроете для себя Толстого заново или удивитесь режиссерскому языку. Но создатели «Карениной» как минимум подумали о шоу как о развлечении — здесь есть своя валюта, которую можно потратить в баре, работающем на протяжении всего спектакля, в книжном или парфюмерном магазине (специально для постановки созданы три аромата). Стоит и зрителям воспользоваться этой возможностью — Толстой не обидится.

Иранская конференция // Режиссер Иван Вырыпаев

 079_rusrep_24-2.jpg

Москва, Театральный центр на Страстном // 14/12-17/12

 Для интеллектуалов, для людей

«Иранская конференция» — польская премьера Ивана Вырыпаева и первая возможность увидеть новую работу режиссера и драматурга, несколько лет назад уехавшего из России.

По сюжету, на симпозиуме в Копенгагене собираются девять ученых, чтобы обсудить положение дел на Ближнем Востоке и в Иране. Встреча, как всегда в последних текстах Вырыпаева, выливается в разговор о том, что волнует автора — о способности слышать себя и другого, следовать за сердцем и искать свою самость. Премьеру сыграли в сентябре в Варшаве, в Москве спектакль покажут на английском языке с синхронным переводом на русский, переводить будет сам Вырыпаев.

Территория Сахалин // Сахалинская область

03/12-09/12

Для людей, для интеллектуалов

 079_rusrep_24-6.jpg

Фестиваль-школа современного искусства «Территория» продолжает соответствовать названию и осваивать Россию: в декабре современное искусство не по сезону отправляется на остров.

Большая часть программы пройдет в Сахалинском театральном центре имени Чехова (центр выступает соорганизатором фестиваля). Если вы живете на Сахалине или зачем-то отправитесь туда в декабре, обратите внимание на моноспектакль Дмитрия Сердюка по поэзии Бродского — эта постановка проедет по нескольким городам Сахалинской области, а также на свежую премьеру Мастерской Брусникина «Не про это» по Маяковскому.

Новый европейский театр

30/11-20/12 Москва

Для интеллектуалов

 079_rusrep_24-8.jpg

Новый европейский театр, который придумали театральные критики Роман Должанский и Марина Давыдова, празднует юбилей. Из фестиваля NET, возившего самое авангардное, выросли современные фестивали; он воспитал режиссеров, получивших возможность посмотреть Марталера, Митчелл, Папаиоанну и других корифеев западной сцены. На Марталера и последний спектакль эстонского театра NO99, который прекратит свое существование после гастролей в Москву, билетов нет. Но на многое другое они еще доступны — например, на «Ведьм», которые Клим Козинский, ученик Бориса Юхананова, поставил в бельгийском театре Яна Фабра «Трубляйн», или на холокост-кабаре «Суд над Джоном Демьянюком» Ильи Мощицкого. Вообще же на любой спектакль в программе NET стоит идти не раздумывая.

Новые люди

1/12-16/12 Калуга

Для людей

 079_rusrep_24-7.jpg

В декабре в Калуге впервые пройдет международный театральный фестиваль, куда приедет более 20 театров, в том числе из Италии, Великобритании и Англии. В программе — уличный театр, современный танец, иммерсивный и документальный театр, театр для детей. А режиссер Талгат Баталов, известный работами в Театре. doc и иммерсивным «Зеркалом Карлоса Сантоса», ставит вербатим #прокалугу.