1. На чем зарабатывает сервис?
BlaBlaCar монетизирован или проводит тесты с монетизацией приблизительно в половине из 22 стран своего присутствия. Мы используем две основные модели монетизации: сервисный сбор за каждое бронирование и модель подписки. В России прошлом году в тестовом режиме мы запустили доступ к бронированиям по подписке — на день или на месяц. При этом с водителями пассажиры по-прежнему рассчитывались наличными непосредственно по факту поездки.
2. Есть какие-то национальные особенности у российских пользователей?
Принципиальных различий между русскими и европейцами на самом деле меньше, чем принято говорить. Глобализация делает свое дело. Но есть такой нюанс: в России пассажиры в среднем бронируют поездки менее чем за 24 часа, а, скажем, в Германии — за три дня.
3. Междугородние перевозчики жалуются, что BlaBlaCar отнимает у них клиентов, вплоть до того что закрываются некоторые маршруты. Так ли это?
Мы не конкуренты автобусам, мы с ними представляем взаимодополняющие друг друга транспортные опции. Более того, сейчас, после запуска проекта BlaBlaCar Pro, ориентированного на работу с легальными регулярными автобусными перевозчиками, мы, наоборот, будем давать им дополнительный клиентский трафик. Они смогут публиковать свои предложения на нашей платформе. Пассажир будет сам решать, с кем ему ехать — с попутчиком или на автобусе. Он имеет на это право. Перевозчики будут рады получить доступ к нашему двадцатимиллионному сообществу попутчиков.
4. Есть ли у вас какие-то законодательные сложности в связи с тем, что некоторые воспринимают BlaBlaCar как нелегальное такси?
Мы выступаем инициаторами регламентирования отрасли карпулинга. Рабочая группа при Минтрансе была создана как раз для того, чтобы дать законодательное определение понятию «поездка с попутчиком» — чтобы можно было отличить такой вид поездок от коммерчески мотивированных, чтобы не возникало сравнений с такси. Мы внесли на рассмотрение рабочей группы свои предложения по регулированию карпулинга в России, опираясь на опыт работы в развитых европейских странах, таких как Франция, Германия и другие.
5. Что изменилось для вас, когда погибла Ирина Ахматова?
Эта трагедия в буквальном смысле разделила нашу историю на «до» и «после». Такое случилось впервые за пять лет работы сервиса в России. Мы до сих пор не оправились от произошедшего. Невозможно представить, что испытали родственники девушки. Глубоко скорбим вместе с ними.
Сейчас пытаемся проанализировать, как не допустить подобных случаев в будущем. Даем пользователям советы, на что обратить внимание перед поездкой. Например, сделать селфи с попутчиками и отправить родным.
6. Переход на идентификацию пользователей по паспорту — это ответная реакция на преступление, или система безопасности в других странах строится по тому же принципу?
Создание эффективной системы безопасности — одна из приоритетных задач для BlaBlaCar. Мы в этом направлении сделали очень многое за 12 лет. Наша система безопасности позволила правоохранительным органам сразу установить личность преступника и искать конкретного человека, а не пользователя с вымышленным именем. Поэтому его поймали так быстро, хотя он к этому преступлению долго и тщательно готовился, а затем пытался скрываться.
Что касается верификации по паспорту, эта функция уже введена в странах, где сервис запустили раньше. Например, во Франции и Великобритании. В наших планах поэтапно запускать ее во всех странах — так будет обеспечен еще один уровень безопасности.
7. Как BlaBlaCar борется с мошенниками? Например, если заявлена легковая машина, а приезжает автобус на 30 пассажиров?
С любыми нарушениями на сервисе борется система взаимных отзывов. Если водитель заявил один автомобиль, а по факту использует другой, это причина для его блокировки. Стоит нам сообщить о подобном случае или хотя бы написать отзыв о водителе, как мы его заблокируем. К сожалению, люди не всегда заявляют о нарушениях. Но ситуация постепенно меняется.
Кроме того, за соблюдением правил следят наша служба поддержки и различные компьютерные алгоритмы. Основное число жалоб, которые мы получаем, связано не с грубыми нарушениями, а с тем, что кто-то опоздал на встречу или дорога заняла больше времени, чем предполагал пассажир.