Подарок на юбилей
Новое здание было возведено в честь 150-летия компании, строительство длилось 21 месяц. Генеральный директор IWC Schaffhausen Кристоф Грейнджер-Херр лично принимал участие в проекте как архитектор. Выбирая подходящее архитектурное решение, он вдохновлялся современными выставочными павильонами. Сочетание галереи, мастерской и выставки достижений инженерного искусства показалось ему подходящим вариантом архитектурного решения.
«Классический модерн идеально отвечает стилю компании. Наше предприятие со 150-летней историей уверенно смотрит в будущее, и это в полной мере отражает архитектура модерна. Наш выбор — не классицизм, обращенный в прошлое, но классическое понимание языка форм с учетом перспективных направлений развития», — поясняет Грейнджер-Херр.
История имеет большое значение для компании IWC: именно в момент ее становления, в 1868 году, зародилась та философия, которой мануфактура придерживается и сегодня.
В XIX веке американский часовщик Флорентин Ариосто Джонс работал в одной из лучших часовых компаний США E. Howard & Co. Дослужившись там до должности начальника производства, в 1867 году он поехал в Европу, чтобы открыть там собственную часовую компанию.
Джонс хотел объединить все преимущества американской конструкции механизма со швейцарским ручным исполнением высокого качества. В основу системы закладывалась технология производства, разработанная для оружейных заводов в Спрингфилде и Харперс-Ферри; позже ее стали называть «оружейной системой». Она предусматривала использование взаимозаменяемых деталей высокой точности — для производства часов это было идеальным решением.
Флорентин Ариосто Джонс взял с собой компаньона, мастера Чарльза Киддера, и вместе с ним объездил Швейцарию. Для основания IWC он выбрал Шаффхаузен, где благодаря рельефу местности есть большой объем гидравлической энергии, необходимой для станков.
Компания на протяжении десятилетий после смерти основателя руководствуется его изначальным принципом: изготавливает прочные, надежные и высокоточные часы. «Мы последовательно развивали сформированный Джонсом инженерный подход и в настоящее время объединяем в нашем новом Manufakturzentrum высокое часовое искусство и современные технологии», — отмечает Кристоф Грейнджер-Херр.
Новая веха
Директор по производственным процессам IWC Schaffhausen Андреас Фолль признается: в новом здании воплощена его давняя мечта. С момента своего поступления на работу в швейцарскую компанию в 2007 году он мечтал объединить производство деталей часов, собственных часовых механизмов и корпусов в одном помещении.
«Новое здание дает нам возможность организовать производственные процессы именно так, как это необходимо для оптимальной работы и обеспечения безупречного качества. Например, сейчас вся цепочка создания добавленной стоимости часов от исходного материала до производства отдельных деталей и готового часового механизма реализуется в логической последовательности на одном этаже», — поясняет он.
В отделе производства выпускается около 1500 видов деталей. Среди них платины часов, мосты, балансирные механизмы, переключающие рычаги, пружины и фиксирующие элементы. Некоторые детали невозможно увидеть без лупы. Помимо этого отдел занимается производством компонентов для дополнительных механизмов, таких как вечный и годовой календарь или турбийон.
Для того чтобы изготовить механические часы, требуется множество деталей. Часы представляют собой филигранные механизмы, в которых непрерывно задействовано несколько сотен элементов. Поскольку точность при производстве таких деталей имеет высокое значение, большинство операций обработки в часовом производстве автоматизировано. Например, фрезерование платин для калибра 52 выполняется на самом современном станке, обрабатывающем несколько латунных заготовок за одну установку. Подачу исходного материала и снятие готовых деталей производит робот с шарнирно-сочлененной рукой.
Наручные часы должны быть прочными и элегантными; именно эти качества они приобретают в следующем, гальваническом цехе. «Центральное внимание уделяется антикоррозионной защите и эстетике. В частности, защитный слой из никеля и родия предупреждает потускнение латунных деталей и появление патины. В то же время он придает компонентам серебристо-белый оттенок», — уточняет Фолль.
У гравированных деталей более трудоемкий процесс производства: так, мост заводного барабана сначала полностью покрывается золотом, затем гравировка покрывается слоем лака. После декорирования узором Côtes de Genève на детали в гальванической ванне наносится родиевое покрытие, а остатки лака вымываются. В результате получается гравировка со сверкающим золотым покрытием.
После изготовления деталей начинается сборка часового механизма вручную. Собрать и заставить его работать не может ни одна машина. Мануфактура работает, следуя концепции специализации: каждую отдельную операцию с часами осуществляют разные сотрудники, имеющие узкую специализацию. Смазка осуществляется с помощью машины, специально разработанной в самой компании. Весь этот процесс проходит в стерильном цехе, поскольку даже мельчайшая пыль или грязь может препятствовать слаженной работе часового механизма.
Корпуса для часов из нержавеющей стали, титана, платины, красного золота, белого золота и бронзы изготавливают на цокольном этаже центра. С 1980-х годов компания смело экспериментирует, осваивая различные технологии обработки сложных материалов корпусов. Например, специалисты компании разработали материал Ceratanium®, который, по их словам, сопоставим по прочности и легкости с титаном, а по твердости и стойкости к царапинам — с керамикой. Даже самый простой корпус состоит из нескольких десятков деталей.
Некоторые модели требуют больших затрат времени. Например, на изготовление платинового корпуса часов Portugieser Grande Complication уходит гораздо больше времени, поскольку сама по себе платина — труднообрабатываемый материал и при изготовлении корпуса используются разные техники отделки.
Качество поверхности часов может оценить только человеческий глаз, поэтому тонкая очистка и финальный контроль выполняются вручную в стерильном цехе.
Современные технологии и экологичность
Чтобы нанести гравировку на заднюю крышку корпуса, специалисты используют механическую, химическую и лазерную технологии. Сотрудники мануфактуры владеют сложными технологиями обработки. Например, выполняют алмазную обточку для обработки красного золота и бронзы. Материал снимается специально заточенным алмазом, который в процессе нарезки одновременно уплотняет его. Эта технология используется для создания блестящей поверхности хронографа Portugieser.
Новый центр также рассчитан на более оперативный обмен информацией и оптимизацию процессов. Кристоф Грейнджер-Херр считает, что архитектура Manufakturzentrum будет этому способствовать. «Мы использовали различные архитектурные приемы для создания неповторимой атмосферы. В частности, благодаря отделке козырьков деревянными досками новое здание похоже на дом с просторной верандой — это формирует атмосферу домашнего уюта», — отмечает он.
IWC делает ставку на ответственное производство. На крыше нового центра размещены солнечные батареи. «Мы также используем для охлаждения и отопления воду из двух водозаборов грунтовых вод. Потребление энергии сокращено за счет автоматического регулирования освещения и использования светодиодных ламп. Кроме того, система затенения с сенсорным управлением предупреждает ненужный нагрев», — рассказывает Андреас Фолль. Компания использует только ту электроэнергию, которую получают без выбросов CO2 от гидроэлектростанций в Швейцарии.