Неземная вода
Рельеф Марса может рассказать его историю: поверхность планеты испещрена опустевшими руслами рек и озер — значит, когда-то на Марсе была вода. Но где она сейчас? Прячется под полярными шапками Красной планеты. Исследователи из Техасского университета подробно рассмотрели северную полярную шапку Марса и обнаружили, что под поверхностью из сухого льда находятся отложения из слоев базальтового песка и водяного льда. Эти чередующиеся слои — летопись климата планеты: в холодные эпохи ледяные шапки росли, а при потеплении покрывались слоем песка, который защищал их от солнца и таяния. При этом доля водяного льда в отложениях оказалась очень высокой (до 88%), а значит, это один из самых больших водных резервуаров Марса. Если растопить весь этот лед, планету можно покрыть слоем воды толщиной в полтора метра.
Мартышка и дрон
Немецкие ученые, исследующие обезьян в естественной среде обитания, обнаружили, что зеленые мартышки из Сенегала начали использовать новое для их языка «слово», сообщая сородичам, что рядом дрон. Крики мартышек, увидевших дрон, сильно отличались от того, что мартышки кричали при виде известных им опасностей — леопарда или змеи. Зато они очень напоминают по звучанию крики, которые издают при виде хищных птиц верветки — живущий рядом вид обезьян, которым хорошо знакома «воздушная тревога». Получается, зеленые мартышки позаимствовали подходящее по смыслу «слово» у родственного вида, что, в свою очередь, означает, что сигналы языка обезьян не закреплены генетически и этот язык способен быстро меняться.
Игромания — это болезнь
Всемирная Организация Здравоохранения утвердила новую редакцию Международной классификации болезней (МКБ-11). В ней появилось несколько новых болезней, например синдром эмоционального выгорания из-за стресса на работе. Еще одна новая болезнь — зависимость от видеоигр, пополнившая список зависимостей, где уже был гэмблинг (зависимость от азартных игр), алкоголизм и наркозависимость. Специалисты ВОЗ объясняют, что об игромании как о болезни можно говорить, если она приводит к неприятностям в жизни, а игрок теряет контроль над своим поведением: не может вовремя остановиться, предпочитает игры всем остальным занятиям, пренебрегает социальными контактами, игнорирует негативные последствия своего увлечения. Приступы игромании могут быть эпизодическими, подобно запоям у алкоголиков.
Ген собачника
Дружбе человека и собаки уже как минимум 15 тысяч лет. Все это время собаки эволюционировали в сторону «очеловечивания»: например, ученые обнаружили, что у собак появились гены, позволяющие переваривать растительную пищу, которой их кормили новые хозяева. Волки, дикие родственники собак, так не умеют. Сейчас выясняется, что и лохматые друзья изменили человека. Так, собачники отличаются лучшим физическим и психическим здоровьем. А ученые из Уппсальского университета, проанализировав данные 35 тысяч пар близнецов (Близнецовые исследования — метод, позволяющий сравнить вклад среды и генов. — «РР»), доказали, что стремление завести собаку во многом (более чем на 54%) объясняется влиянием генов. Собаки нас тоже приручили — настолько, что привязанность к собаке закодирована у многих в ДНК.
Источники: (1) Stefano et al. // Geophysical Research Letters, 22 May 2019; (2) Wegdell et al. // Nature Ecology & Evolution, 27 May 2019; (3) https://icd.who.int/en/; (4) Fall et al. // Scientific reports, 17 May 2019.
«Старение запрограммировано»
Исследователи из стартапа Gero, Сколтеха, МФТИ и Университета медицинских наук Арканзаса выяснили, что старение плоских червей нематод — это частично запрограммированный процесс, в который можно вмешаться с помощью лекарств из аптеки.
Андрей Тархов, научный сотрудник Gero, аспирант Сколтеха
Одно из самых изученных животных на планете — почвенная нематода. Ученым уже удавалось увеличить продолжительность ее жизни в рекордные для животных 10 раз с помощью мутации всего в одном гене. Мы решили сравнить данные о работе генов обычных нематод и мутантов-долгожителей. Оказалось, что старение червя крайне напоминает программу: характер изменения активности генов в течение жизни был одинаков у всех червей, а резкое увеличение продолжительности жизни было вызвано замедлением этого процесса. Мы предположили, что аналогичного эффекта можно достичь за счет препаратов, не прибегая к вмешательствам на генетическом уровне. Чтобы это проверить, мы предложили новый способ поиска веществ, продлевающих жизнь. Обычно их ищут с помощью скрининга больших баз химических соединений. Это трудоемкая процедура, а нужный эффект можно пропустить в силу стечения обстоятельств — например, неправильного подбора дозы. А мы отбирали вещества исключительно на основе данных об их действии против возрастных изменений активности генов. В итоге четыре из четырех экспериментально протестированных лекарств продлили жизнь нематодам, причем одно их них (анальгин) — сразу на 30%.
Получается, мы сделали сразу несколько открытий, имеющих значение и для борьбы со старением человека. Во-первых, обнаружили, что старение червей отчасти запрограммировано и эта программа поддается коррекции с помощью лекарств — есть вероятность, что это верно и для человека. Во-вторых, созданный нами метод позволяет прицельно искать вещества с нужным действием, в том числе среди лекарств, которые уже присутствуют на рынке и могут быть относительно легко введены в практику как средства от старения.
Берегите аспирантов
Число аспирантов России с 2010 года сократилось на 42,3%, сообщается в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Причины — демографический спад и реформа в сфере высшего образования и науки, сделавшая аспирантуру не второй, а третьей ступенью высшего образования после бакалавриата и магистратуры. Успешно оканчивают аспирантуру далеко не все поступившие — в 2018 году в аспирантуру было принято 27 тыс. человек, а выпускников было всего 17,7 тыс.