1. Чиновники мэрии, благоустраивающие Москву
Несколько крупных расследований Голунова посвящены коррупции в мэрии Москвы. Так, одна из статей – о том, что мэрия закупает деревья для московских улиц по завышенной цене. При этом количество закупленных деревьев порой явно превышает возможности улицы: 68 кленов и 2260 кустарников было закуплено для озеленения переулка длиной 150 метров. В другом расследовании раскрываются детали распределения 7 млрд рублей, потраченных на новогоднее оформление Москвы: например, гирлянды на Тверской обошлись городу в 5 раз дороже, чем любому другому покупателю на рынке. Еще одна статья посвящена плитке и бордюрам из бетона и гранита: оказалось, компании, поставляющие Москве гранит, зачастую связаны с чиновниками, ответственными за программу «Моя улица». Сам гранит при этом плохо подходит для московских условий. В результате публикации еще одного материала Голунова мэрия отменила тендер на разработку концепции благоустройства, в рамках которого чиновники собирались необоснованно выплатить КБ «Стрелка» 2,2 млрд рублей.
2. Хозяева мусорных полигонов, связанные с мэрией Москвы
Большой текст Голунова рассказывает о том, где и как строят полигоны для московского мусора и кто на этом зарабатывает. После закрытия в результате «мусорных бунтов» нескольких подмосковных свалок Москве некуда стало свозить почти 6 млн тонн мусора в год. Сейчас информация о том, куда свозят этот мусор, не раскрывается; при этом в последнее время сообщений о нелегальных свалках в Подмосковье становится все больше. В ближайшем будущем мэрия Москвы планирует построить сразу несколько мусорных полигонов в Архангельской, Калужской и некоторых других областях России. Жители деревень и сел, рядом с которыми появятся полигоны, выступают против строительства. Так, жители поселка «Шиес», регулярно выходят на митинги – их пытаются задобрить обещанием вкладывать деньги в благоустройство окрестных деревень. После того, как депутаты деревни Михали в Калужской области, выступили против полигона, сельскую думу распустили. Публичные собрания запретили, а к новым выборам в Михалях зарегистрировали 26 кандидатов (в основном из Москвы) и больше 100 новых избирателей. Новая дума сразу же назначила публичные слушания о переводе части земель под экотехнопарк «Калуга», куда планируют свозить до 1,8 млн тонн московского мусора. Одновременно в Москве в районе Некрасовки, на Таганке и в Чертаново, а также на заброшенной ж/д станции Бойня у Волгоградского проспекта планируют построить комплексы для сортировки и упаковки мусора. Со строительством этих комплексов и региональных полигонов связаны несколько компаний, близких к мэрии Москвы, - например, «Роуд групп», большая часть основателей которой занимают посты в московской мэрии.
3. Вячеслав Володин
Громкое расследование посвящено бизнесу близких Вячеслава Володина. За свою взрослую жизнь спикер Госдумы не был госслужащим всего несколько месяцев в 2011 году, при этом на его счетах в 2016 году хранилось более полумиллиарда рублей. Близкие Вячеслава Володина, например, 80-летняя учительница Лидия Барабанова, предположительно мать Володина, [RM1] с конца 1990-х стали успешными предпринимателями сначала в Саратовской области, а затем и в других регионах России, они зарабатывают сотни миллионов рублей в год. Эти же люди участвовали в основании некоммерческих организаций, получивших в 2015 году от правительства Москвы четырехэтажный особняк в Старомонетном переулке, где расположена компания «Ост Медиа», которую возглавляет Руслан Осташко, политтехнолог, предположительно работающий на Володина и создавший сайт PolitRussia.ru, где активно поддерживается политика президента.
4. Чиновники, связанные с похоронным бизнесом
Одно из самых масштабных расследований Голунова раскрывает связь похоронного бизнеса со властными структурами в городах России.
Так, в Волгограде только у одной городской похоронной службы из двадцати существующих есть разрешение рыть могилы. Его получила компания «Память», основанная депутатом местной думы Ириной Соловьевой, женой Иосифа Ефремова, курировавшего муниципальные ритуальные компании. В 2016 году в Екатеринбурге задержали основателей группы ритуальных компаний, занимавшихся вымогательством: они были связаны как с муниципальными ритуальными чиновниками, так и с Уралмашевской ОПГ. В Москве с 90-х годов идёт борьба между частными и приближенными к мэрии организациями. В 2013-м город перестал сдавать территории моргов частникам, отдав предпочтение муниципальной компании «Ритуал», которую в 2015 году возглавил старший оперуполномоченный Главного управления по противодействию коррупции и экономической безопасности МВД Артём Екимов. Всего в похоронный бизнес в Москве вовлечены около 500 компаний, образующих несколько десятков неформальных холдингов. В некоторых городах России нет муниципального бюджета на похороны, при этом решить проблему частными кладбищами нельзя, потому что их статус не прописан в законе. С 2016 года внимание СМИ к проблемам в этой области привлекает общество защиты прав усопших «Верум», вероятный владелец которой — Денис Логинов, сын замглавы аппарата правительства РФ. «Верум» активно участвует в обсуждении законопроекта об изменениях в сфере ритуальных услуг, который, по мнению предпринимателей, не решит проблем в области, а лишь позволит создать в ней монополию.
5. Создатели фальшивых медицинских центров
Еще одна статья Голунова рассказывает о том, как компании зарабатывают миллиарды на лечении несуществующих болезней, продажах косметики с лженаучными свойствами и «премиальных» пылесосов со стоимостью в десятки раз выше аналогов. Ради покупки этих товаров и услуг людям часто приходится оформлять кредиты – там же, в офисе компании. Так, медицинские центры CosmosFit, основанные братьями Игорем и Вадимом Нисенбоймами, по телефону заманивают клиентов на бесплатное обследование по «государственной квоте», находят несуществующие болезни с помощью «инновационных приборов» странного вида и навязывают людям лечение на сотни тысяч рублей. По данным источников Голунова, за 2013-2014 годы выручка сети Desheli достигла 29 миллиардов рублей. Владельцы компаний, связанных с медицинскими центрами и косметикой, также часто оказывались вовлечены в бизнес по продаже пылесосов Kirby – компания за несколько лет продала в России 200 000 пылесосов по цене 140-160 тысяч рублей каждый.
6. Петр Бирюков
Расследование раскрывает подробности роскошной жизни вице-мэра Москвы Петра Бирюкова, возможной благодаря успешному бизнесу его родственников. В 2015 году родственники Бирюкова выкупили девять из десяти квартир в элитном комплексе «Легенда Цветного», построенном девелоперским холдингом Capital Group. Компании, связанные с этим холдингом, за 4 года заключили контракты на 21,5 млрд рублей по московским программам благоустройства, которые курирует вице-мэр Бирюков. Также членам семьи и друзьям Бирюкова принадлежат участки с огромными (например, на 2000 квадратных метров) домами в подмосковной деревне Поповка, девятикомнатная квартира на Патриарших прудах и две квартиры в ЖК «Имперский дом» (построена компанией, также связанной с Capital Group). Члены семьи Бирюкова давно ведут успешный бизнес, связанный с предприятиями, деятельность которых курирует их отец: таких компаний много, - например, компания дочерей вице-мэра «Вента» сдает в аренду городу грузовики с водителями, а «Спецстрой XXI» (гендиректор – сын вице-мэра Александр Бирюков) – субподрядчик при благоустройстве парка «Царицыно». Дочери и невестке Бирюкова также принадлежит доля в банке и одноименной девелоперской компании «Гарант-инвест», построившей десятки торговых центров в Юном и Северном округах в то время, когда префектуры этих округов возглавлял Петр Бирюков.
7. Ростовщики
Расследование посвящено «черным кредиторам», захватывающим в Москве и окрестностях квартиры своих заёмщиков. В Москве и Подмосковье несколько десятков микрофинансовых организаций (МФО) работают по одной и той же схеме. Они предлагают займы тем людям, кому отказали другие банки или кому предложили слишком высокие ставки по ипотеке. В офисе организации клиент подписывает закладную на квартиру или договор купли-продажи квартиры, не понимая, что именно он подписывает: ему говорят, что это что-то вроде ипотеки или лизинга, хотя схема принципиально другая, поскольку позволяет за малейшую задержку выплат отнять квартиру у заёмщика без судебного решения. «Медуза» нашла 500 человек, лишившихся жилья таким образом, и почти никому из них не удалось вернуть квартиру. Иногда квартиры отбирали, даже когда клиент не допускал никаких просрочек.
[RM1]я удалила Ампилогова, поскольку он не так важен и он однокурсник не Володина, а Бурова c