Вадим Митьковец: «Уличные музыканты — это предприниматели, а не маргиналы»

Анна Рыжкова
1 июля 2019, 00:00

Бизнесмен и автор блога «MBA» на YouTube Вадим Митьковец запустил проект «Бременские музыканты». 100 уличных артистов, которые благодаря проекту будут зарегистрированы как самозанятые, смогут поставить себе терминалы бесконтактной оплаты и играть свою музыку с социальной миссией: 25% их выручки автоматически будет получать фонд «Детские сердца». «РР» поговорил с Вадимом Митьковцом о том, как бизнес-проект стал благотворительным.

из личного архива Вадима Митьковца

Вы придумываете бизнес-кейсы и рассказываете в блоге «МBA», как можно получить прибыль без капитала. Чем проект «Бременские музыканты» отличается от остальных?

Я думал над контентом для своего YouTube-канала, гулял по Никольской и увидел, что ниша музыкантов свободна — мимо них проходит большой трафик, и если наладить бесконтактную оплату, то выручка сразу увеличится. Вышел новый закон о самозанятых. Я подумал, что уличный музыкант может зарегистрироваться на сайте Налог.Ру, получить терминал и легально брать за выступление деньги. Но такого прецедента еще не было. Мы решили взяться за этот кейс с компаниями 2can, «Яндекс.Деньги» и O2 Consulting — помочь артистам с легализацией, но только предполагаемую прибыль не себе взять, а отправить на благотворительность.

100 коллективов будет участвовать в проекте. А как вы определяли, кто войдет в сотню?

Мы до сих пор их выбираем, рассматриваем заявки на сайте. Уличные музыканты рассказывают о себе и скидывают видео выступлений. На кого интереснее смотреть, кого интереснее слушать, тот и получит терминал.

Есть возможность попасть в эту сотню коллективу, о котором никто еще не знает?

Так все они и есть непубличные!

Для вас в этом нет какого-либо коммерческого интереса? А для компаний, с которыми вы сотрудничаете?

Нет, никакого. Для партнеров это имиджевая история, потому что люди будут проходить мимо музыкантов и видеть логотипы компаний. А я просто заинтересован в расширении аудитории своего блога — первую серию «Бременских музыкантов» посмотрели уже 400 тысяч человек. Мы планируем сделать небольшой веб-сериал — в последней серии будет благотворительный концерт звезд шоу-бизнеса и уличных музыкантов, баттл.

А для музыкантов в чем выгода?

У них появится терминал, информационный стенд. Мы их продекламируем на своем YouTube-канале. Многие в России их считают маргиналами — я хочу этот миф развеять и помочь артистам больше заработать. На самом деле музыканты — те же предприниматели. У них есть фонд оплаты труда, есть расходы на создание контента, инвестиционные расходы на оборудование.

Какой-нибудь из фондов вам отказал? Приходилось доказывать, что это не афера?

Мы сначала вели переговоры с фондом «Подари жизнь», но, к сожалению, это оказалось очень долго. Потом нашли «Детские сердца». Мне понравилась руководитель фонда Катя Бермант — очень энергичная, эффективная, в общем, ускоритель процессов. Она поддержала идею. Наверняка у нее были сомнения сначала, но мы провели встречу с партнерами проекта, познакомились и приступили к делу. Катя позвала коллектив «Несчастный случай» — они сыграли на улице благотворительный концерт. Так как это была презентация проекта «Бременские музыканты», то 100% выручки получил фонд, за 20 минут — 24 тысячи рублей. Мы использовали терминал «Детских сердец».

Другие музыканты уже выступали на улице с вашими терминалами?

Со следующей недели мы начнем их раздавать — десять коллективов уже смогут играть. Мы зафиксируем выручку, которой они добились. Предполагаю, что это будет значительно больше, чем обычно. 90% средств человек хранит на карте. Очень часто люди, которые могут делать пожертвования, проходят мимо музыкантов, хотя им действительно нравится выступление. Просто нет бумажных денег или мелочи, чтобы подкинуть.

Перевести можно будет любую сумму или фиксированную?

Мы заинтересованы в больших конверсиях, потому что фонду будет уходить больше. Будут предлагаться на выбор три суммы: 50, 100 и 300 рублей. Мне бы не хотелось давать право музыкантам просить любую сумму — это и на скорости транзакции отразится. Представьте, человек стоит на улице, вводит цифры, ждет чек… Терминалы будут выглядеть как стойки, оплата бесконтактная — весь процесс должен занимать две-три секунды.

Есть у вас прогнозы, сколько удастся выручить?

Всего, по моим оценкам, рынок — 240 миллионов годовых рублей. А в день, думаю, выручка с десяти коллективов будет не менее 200 тысяч рублей.

Вы ориентировались на опыт какой-то страны, где музыканты на улице уже используют терминалы?

Да, такой проект уже был реализован в Лондоне, называется «Уличный артист». Выручка выросла в три раза. Но с благотворительностью проект никак не связан. Там просто артистов легализовали, определили для них места выступлений, которые можно арендовать, розетки подключили… У нас же все-таки музыкантов гоняют, и один коллектив не может выбрать себе место, чтобы приходить туда каждый день как на работу. Даже если музыканты зарегистрировались как самозанятые и имеют право брать деньги за музыку. Это проблему я не берусь решать — слишком долгосрочная история.

Что если через пару месяцев к вам обратятся музыканты, которые не вошли в сотню, но которым тоже захочется вот так вот 25% выручки отдавать в фонд и получить терминал?

Мы создадим структуру, которая будет бесперебойно работать и брать у 2can терминалы, потому что им экономически это интересно. Мы призываем бизнес быть социально открытым, поддерживать благотворительные проекты — как минимум потому, что это дает имиджевый профит.