1. Зачем нужно замораживать яйцеклетки?
С возрастом у женщин падает способность забеременеть, и к тому же повышаются риски мутаций у потомства. Поэтому врачи рекомендуют заводить детей пораньше, в идеале до тридцати лет. К сожалению, эта рекомендация вступает в противоречие с другими аспектами современной жизни. Если женщина заводит детей рано, намного сложнее строить карьеру — часто молодая мать оказывается в финансовой зависимости от семьи, жертвует многими образовательными и профессиональными возможностями. Я долго предполагала, что заведу детей после того, как напишу три книжки и стану востребованным лектором, но когда этот момент настал, обнаружила, что детей мне по-прежнему не хочется, а хочется еще одну магистратуру, потом аспирантуру, и выступить во всех городах, до которых я еще не доехала, и заработать на свое жилье… В общем, еще лет на пять у меня есть интересные планы, от которых жалко отказываться ради детей. А мне уже почти 33, поэтому есть смысл заморозить яйцеклетки, чтобы повысить вероятность того, что я смогу завести детей в 38–40 лет, если захочу.
2. Почему вы решили отдать часть яйцеклеток?
Процесс гормональной стимуляции, через который предстоит пройти, чтобы получить много биоматериала для заморозки, — это довольно утомительно. Я уже несколько лет о нем размышляю, но все время откладываю. А если часть яйцеклеток пожертвовать, то возиться со стимуляцией становится намного менее обидно, потому что повышается вероятность, что она принесет пользу если и не мне, то хотя бы человеку, который уже уверен, что хочет детей. Это самый простой способ с собой договариваться: сформировать ситуацию, когда правильные действия уже не требуют колебаний и волевых усилий, потому что сами обстоятельства тебя настойчиво подталкивают.
3. Почему вам кажется важным об этом говорить?
Как популяризатор биологии я понимаю, что очень многие вещи, которые кажутся очевидными биологам, оказываются неожиданными для широкой общественности. Многие тридцатилетние женщины не уверены, что готовы к детям финансово и психологически, но считают, что должны их завести на всякий случай, потому что потом будет поздно. Хорошо, если информационное пространство сообщит им о том, что заводить детей прямо сейчас — это не единственный возможный вариант, есть и альтернативы! Здесь тоже есть минусы, разумеется. Стимуляция — это сложно, долго, дорого и результат не гарантирован. Но важно, чтобы у человека был выбор.
4. В чем причина ажиотажа вокруг ваших яйцеклеток?
Я сама очень удивилась этому ажиотажу — совершенно его не ожидала, тем более в таких масштабах! Возможно, дело в том, что яйцеклетки обычно жертвуют анонимно. Не готова поклясться на «Происхождении видов…», но вполне возможно, что я первый в России человек, публично объявивший о своем намерении пожертвовать яйцеклетки, отсюда и бурная реакция. Еще одна причина — мифы, возникшие в ходе обсуждения. Например, фонд «Эволюция» не очень удачно сформулировал название лота, а в поясняющий текст мало кто вчитался, поэтому появился миф о том, что я собираюсь жертвовать именно одну яйцеклетку; притом понятно, что шансы получить ребенка из единственной яйцеклетки невелики.
5. Какие главные обвинения в связи с продажей яйцеклетки вам предъявили недовольные и как бы вы на них ответили?
Не могу сказать, что прочитала все. У меня недавно вышла книжка, и сейчас плотный график ее презентаций — все это началось, когда я была в Одессе, с тех пор были еще Киев и Киров, сейчас Иркутск и так далее. Сильнее всего меня удивили люди, которые вообще не врубились в то, что это лот для краудфандинга, и решили, что я таким способом пытаюсь заработать денег. Это предположение абсурдно хотя бы потому, что сам процесс стимуляции, извлечения и заморозки стоит дороже по крайней мере раза в два!
В основном люди беспокоятся о будущем реципиенте — человеке, который выкупил лот и у которого появились шансы завести от меня ребенка. Считают, что покупательница могла бы найти себе донора и получше, чем я, обсуждают, что я недостаточно красива, умна, молода и здорова для того, чтобы мои гены имело смысл распространять… Они правы в том, что, если бы реципиент обратилась в клинику, анонимный донор, скорее всего, действительно был бы моложе. Но не все люди готовы связываться с анонимным донорством — некоторым спокойнее завести ребенка от кого-то понятного, например от меня. Мне кажется, взрослый человек имеет право сам решать, какие лоты он покупает, за какие деньги и как собирается распорядиться своей покупкой.
6. Лот уже выкупили, а замораживать яйцеклетки вы планируете через год. Как будут улажены вопросы с покупателем?
Мы на связи и будем координировать свои действия. У покупательницы есть время, чтобы привести в порядок собственные репродуктивные планы, а осенью 2020 года мы вместе пойдем в клинику и там уже вместе с врачом сформируем пошаговую стратегию. Если из меня не удастся добыть вообще никаких яйцеклеток (ну мало ли, окажется, что я мутант), я морально готова вернуть покупательнице деньги.
7. На что фонд «Эволюция» собирает средства?
У фонда много проектов: он проводит бесплатные лектории в регионах, рассылает современные методические материалы школьным учителям, устраивает всероссийскую конференцию для популяризаторов науки, поддерживает издание книг и так далее. Я очень горжусь тем, что сотрудничаю с этим фондом. Мне кажется, это одна из самых осмысленных и эффективных организаций в стране.