Год медицины и самиздата
Чем запомнился 2019 год? Если брать сегмент нон-фикшн, то ответить на вопрос достаточно просто. Это был год медицинских книг. Тенденция достаточно понятная. Медицинские сериалы популярны уже достаточно давно, за последнее время вышло несколько важных фильмов, где главные герои связаны с медициной («Верность», «Давай разведемся!», «Аритмия»). Художественные тексты рассказывают о том, как живут врачи: читатели хотят знать, о чем думают люди, в руках которых в любой момент может оказаться наша жизнь. У медицинского научпопа немного другая функция. Мы живем в эпоху ломки старых представлений о медицине; появляются новые болезни и новые лекарства, врачи и аптекари норовят прописать как можно более дорогое, коллеги отпрашиваются с работы из-за небывалого диагноза, телевидение и СМИ пугают нас болезнями и советуют лекарства с неизвестными названиями. Понятно, что нужен какой-то источник относительно правдивой информации. Таким источником становится книга.
Что же касается художественной прозы, то здесь, наверное, самое интересное — это новые форматы. Во-первых, аудиокнига может теперь существовать сама по себе. «Пост» Дмитрия Глуховского вышел на Storytel в аудиоформате, и его не существует на бумаге. По сути, это вполне себе роман, хотя он и называется «аудиосериалом». Не менее интересные вещи происходят и в недрах монополиста рынка электронной литературы — «Литрес». Там крепнет самиздат: авторы сами печатают свои книги и сами продают. Более того, там теперь популярен формат публичного черновика. Автор выкладывает написанное за день в публичный доступ, а читатель может дать совет или даже купить будущую книгу. Книга становится интерактивной. Понятно, что речь идет про массовый сегмент. Трудно представить себе Михаила Шишкина, который пишет книгу подобным образом.
Эндрю Ридкер
Альтруисты
Издательство «Азбука Классика»
Для людей // Для любителей поржать
Роман о погибели американской семьи, единовременно смешной и страшный. Один из героев, отец семейства, зануда и неудачник, изменял жене, а она, умирая от рака, лишила его наследства. «Он задержал уже несколько выплат по кредиту. Банк, разумеется, не оставил сей факт без внимания и теперь забавлялся с ним, как десятилетний мальчишка забавляется с собственным пенисом: пытливо и с удовольствием». Он вынужден обратиться за помощью к детям, но они не горят желанием общаться с отцом. Идеальное долгое чтение на каникулах, когда каждый второй абзац хочется выписать себе в тетрадочку.
Михаил Елизаров
Земля
Издательство Елены Шубиной
Для людей
Михаил Елизаров, лауреат «Русского Букера», романы выпускает редко, пишет тяжело, зато получается масштабно. Роман не особо усердно маскируется под историю жизни одного конкретного работника похоронного сервиса, но на самом деле это трактат о том, как устроены русская жизнь и русская смерть. «Громоздились хозяйственные одноэтажные постройки — налезающие друг на друга косые, низенькие домики, сараи с черной рваниной рубероида, дырявым шифером покатых крыш. Пегой иноходью прошмыгнуло мимо низкорослое собачье семейство».
Микаель Ниеми
Сварить медведя
Издательство «Фантом Пресс»
Для любителей поржать
Исторический детектив. Северная Швеция, позапрошлое столетие, места довольно дикие — Швеция только-только начала колонизировать свой север. Убита служанка, следствие ведут шведский священник и маленький саам. Но преступление с наказанием тут не единственное, за чем стоит следить. Следить нужно за мрачным юмором. «Финны и шведы преклоняют колена перед бочкой с перегонным. Они ползают на четвереньках, потому что уже не могут стоять на ногах. Плачут во славу Бога, но не по душевному движению. Плачут не они, а спиртные пары в их головах».
Энн Пэтчетт
Это история счастливого брака
Издательство «Синдбад»
Для людей
Трагикомическая автобиография писательницы Энн Пэтчетт (ее самая известная в России книга — «Бельканто»). О себе, о семье, о том, как писать, о том, как ее достали люди, рассуждающие о писательском ремесле. «Наученная собственным горьким опытом, я уже давно не говорю незнакомцам, чем зарабатываю на жизнь. За меня это регулярно делает мой муж, сколько бы я ни просила об обратном».