— Я родился и вырос в Якутске, столице самого холодного региона России — Респуб-лики Саха (Якутия). В декабре-январе температура здесь держится в районе 45–50 градусов ниже нуля по Цельсию. Но нынешняя
зима выдалась не такой, как обычно. Установилась аномально теплая погода. Последние настоящие морозы, характерные для этого времени года, стояли в середине декабря, да и то недолгие две недели. Сейчас температура днем не опускается ниже −35 градусов, — говорит Алексей Васильев.
«РР» давно хотел опубликовать фотографии этого автора, и тут как раз нашелся повод — климат и теплое начало года обсуждают все. Но в этой истории на самом деле нет эколо-гического или прочего актуального пафоса; замечательные снимки Васильева — просто летопись жизни. В этом смысле это история не про климат, а про любовь как взгляд на жизнь.
— Честно говоря, я предпочел бы традиционную якутскую зиму, чем эту мартовскую теп-лынь вокруг. Когда приходит стужа, на город опускается густой туман, люди спешат по домам, улицы пустеют. Для съемки самое время, — говорит фотограф.
В том, что Васильев родился в самом холодном регионе страны, уже заложен контраст и конфликт, необходимый для любой кар-точки, как и для любого текста. Теплая милая женщина напротив жалостливого замерзшего мамонта — почти икона.
Он начал снимать относительно недавно — в 2013 году, и уже стал очень заметен в стране и в мире. Алексей — лауреат конкурса «Молодые фотографы — 2017», финалист престиж-ного мирового конкурса LensCulture Street Photography 2016, публиковался в «Лента.ру», «Такие дела», Calvert Journal, Big Issue Taiwan, Bird in Flight. Для понимания его работ важно знать, что он вытащил себя из глубокого жизненного кризиса, став фотографом.
Алексей откровенно признается, что просто не видел смысла и цвета жизни, «бездарно тратил свое время», активно выпивая, — ни работа, ни жизнь не приносила радости. Чтобы бросить пить, он начал ходить по Якутску и делать фотографии
на телефон для Инстаграма. Сначала, конечно, неловкие, но сейчас его аккаунт @lekon_v очень популярен.
И в какой-то момент фотография вместо вынужденного времяпрепровождения стала чем-то вроде духовной практики. Вообще
репортерство — одно из самых эффективных средств для приобретения опыта и ясного взгляда.
Талант Васильева был в том, что он сразу увидел красоту там, где никто ее не замечает, — в «некрасивом». В морозе и тумане все хочется чего-то нездешнего: яркого огня, девушек в купальниках, «сделайте мне красиво», водки, наконец. Герои Васильева, как он сам признается, вообще не понимают, зачем их фотографировать. Но сам он понимает: «Чтобы
говорить с городом, в котором живу».
Этот талант увидеть настоящую, нелакированную красоту и сделал его настоящим,
непровинциальным фотографом, интересным миру. В наше время снимают все. Но не все при этом стремятся делать большое дело не только для социальных сетей, но и для вечности — создавать летопись, но не в тексте, а в изображениях.
Понятно, что для профессионализма, фотографии как дела жизни, еще нужно многое: упорство, трудолюбие (а заодно и запасной аккумулятор, первый-то быстро сядет при минус сорока пяти), образованность — знание классической фотографии и любовь к ней, чувство света и чувство ситуации. И главное — умение любить; как говорит
Васильев, «умение любить людей вообще». Тогда проходит апатия, желание забыться, желание уехать и исчезнуть.