Что нужно сделать, чтобы процесс обновления города не вызывал у москвичей недовольства?
Конечно, нужно услышать друг друга. Проект планировки района проспект Вернадского изначально создавался как консорциум-бюро, а в итоге стал результатом союза жителей и архитекторов. Только за последние четыре месяца перед публичными слушаниями мы провели четыре встречи с жителями, представителями управы, депутатами Мосгордумы и главой муниципального собрания района Проспект Вернадского. Участники встреч высказали свои пожелания по поводу планировочных решений, этажности и социальной инфраструктуры, мы их учли. Слушания прошли 19 ноября, и жители увидели, что их пожелания были во многом выполнены.
Как проводятся подобные изменения в других городах?
В Стамбуле есть район площадью 120 гектаров — то есть такой же, как наш квартал на Вернадского, застроенный трех-шестиэтажными, довольно старыми и некомфортными домами, в которых живет около 20 тысяч человек. Муниципалитет вместе с жителями решил все снести и построить квартал заново.
Прошел архитектурный конкурс на застройку этой территории. Жители через общественные слушания сами выбирали проект, как и наш проект на предварительных общественных обсуждениях. Затем началась доработка; была создана рабочая группа, в которую вошло по два-три представителя разных профессий — врачи, учителя, IT- инженеры, архитекторы. Это рабочая группа согласовывала и прорабатывала детали проекта.
Экономика проекта строится так: собственникам будет предоставляться жилье из расчета метр в метр, также на этой территории будет строиться жилье на продажу, чтобы окупить реализацию всех улучшений. А в наших проектах реновации площадь квартиры увеличится в среднем на 30%.
Если взять программу реновации в Москве, то, хотя часть людей хочет получить новое жилье, некоторые тормозят эту программу: процесс согласования с жителями очень сложный. Иногда жители сначала входят в программу, а затем начинают предъявлять свои условия — часто не обоснованные, неконструктивные и непонятные ни архитекторам, ни чиновникам.
В чем причина?
Это вопрос диалога, но в большой степени и вопрос доверия. Если жители доверяют своему правительству, муниципальным органам, то все будет приниматься позитивно. Мы проводим много публичных слушаний и видим, что бывает по-разному. Есть слушания, на которые люди приходят и поддерживают решения. И муниципалитет при этом прикладывает все усилия, чтобы обещания выполнять.
Но как-то у нас были сложные публичные слушания. Мы говорим, что строим поликлинику, школу. А они все недовольны — и не могут по существу объяснить, чем. Тут, скорее всего, есть старые проблемы работы муниципалитета и его отношения к жителям.
Какие городские пространства сегодня востребованы?
Задача любого общественного пространства — сделать так, чтобы люди туда хотели приходить. Раньше, например, приходишь в советский кинотеатр — это огромное здание, огромная территория, но единственная функция, которая предлагается посетителю, — просмотр кинофильмов. Сейчас главная задача любого пространства — быть многофункциональным. Время сейчас течет быстро, особенно для жителей мегаполисов. У человека должна быть возможность в одном пространстве сделать несколько дел. Купить что-то домой, провести несколько встреч, сходить в спортзал, если есть лишние полчаса. Выигрывают те здания и пространства, где предусмотрено максимальное число функций, но при этом еще и грамотно спроектированные. Кстати, это касается и кварталов реновации, которые, вдобавок к жилой площади, предлагают жителям новые функции рядом с домом.
Сегодня происходит реновация жилья и общественных пространств. А что будет лет через пятьдесят?
На самом деле, если оценивать происходящее философски, мы реновируем не жилье и не общественные пространства, а уклад и образ жизни горожан. Через полвека мы, скорее всего, будем реновировать аэропорты, вокзалы — технологии меняются столь стремительно, что не исключено, что через полвека нынешние сооружения уже будут неактуальны: темп жизни ускорится, и пространства понадобятся соответствующие. Еще одна тенденция, которая будет набирать обороты, — переосмысление образовательного процесса. Меняются система образования и способы взаимодействия учеников и учителей; возможно даже, дети не будут ходить в школу. Посмотрим.