Театр

27 января 2020, 00:00

СКАЗКА ПРО ПОСЛЕДНЕГО АНГЕЛА Режиссер Андрей Могучий Москва, Театр Наций 01/02–03/02
Читайте Monocle.ru в

Сказка, про которую нельзя рассказать 

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

По сцене вышагивает огромная курица. Трескается снесенное огромное яйцо — оттуда вылупляется парень в советской школьной форме. Проносится в сарафане и кокошнике (очевидно, на сегвее под сарафаном) Царевна Лебедь — певица Муся Тотибадзе. Хранит границы между сказкой и явью вроде бы Баба Яга — а вроде бы словоохотливая соседка (Лия Ахеджакова).

Спектакль Андрея Могучего «Сказка про последнего ангела», соединяющий одноименную сказку сценариста Алексея Саморядова (того самого, писавшего в соавторстве с Петром Луциком) с рассказами писателя и математика, профессора РАН в «гражданской жизни» Романа Михайлова (преимущественно — «Героин приносили по пятницам»), врезается в память флэшбеками и картинками, в которые хочется нырять снова и снова, будто разглядывая волшебный кристалл, отправляющий тебя одновременно и в реальность девяностых, и в миф об этих самых девяностых, где стреляли и любили. Писать о «Сказке», не рассказав ее сюжет, совершенно невозможно, а на поворотах этого сюжета дыхание захватывает покруче, чем от американских горок.

Если коротко, то добрый молодец — Андрей — оказывается в психбольнице, потому что в 1993 году его выкинули из квартиры, где он жил с теткой Надеждой. В психбольнице он встречает настоящих друзей, Игната и Леуся, и настоящего врага — Черного из палаты, где держат наркоманов. Друзья обещают Андрею помочь встретить его любовь Оксану — в реальности-то они перебросились парой фраз («А у меня яблоки» — «А я не хочу»), а в параллельном мире снов и грез Оксана — та самая Царевна в кокошнике. И отправляются Андрей, Леусь и Игнат в настоящее путешествие, где можно победить зло и встретить любовь, — в мир, где «уже не заблудишься». В этом мире ветер будет играть занавесками школьного кабинета, а та самая девочка — старательно выводить на доске «Кем я стану через 10 лет».

Главного героя Андрея играют братья-близнецы Данила и Павел Рассомахины — пока один «проживает», другой рассказывает, и наоборот. Сценографические фокусы и трансформации пространства (надписи «психбольница» — «школа» — «квартира» сменяют друг друга надписями на поднимаемой и опускаемой стене), один из антрактов, на который невозможно уйти, «Белые розы», поминающие андеграунд, вырвавшийся на свободу, да и сам миф о свободе, — о «Сказке про последнего ангела» невозможно рассказать коротко. Но ее необходимо прожить, просто чтобы знать, что такой театр возможен. А ангелы и любовь — существуют.

«Коляда-театр» на Страстном

Москва, Театральный центр на Страстном

До 02.02

 

 079_rusrep_01-8.jpg

В этом году традиционные зимние гастроли самого известного театра из Екатеринбурга стали фестивалем и самым масштабным визитом «Коляда-театра» в Москву. Фестиваль стартовал в начале января и идет 21 день, за который зрители увидят 32 спектакля. Среди них премьера «Калигулы» и детской сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» в режиссуре и сценографии самого Николая Владимировича Коляды. Есть в афише и хиты, на которые регулярно скупают билеты москвичи — например, «Ревизор» и «Гамлет» с фронтменом группы «Курара» Олегом Ягодиным в ролях Хлестакова и Гамлета соответственно.

Фанерный театр. Программа современного искусства в БДТ 

Фестиваль Анатолия Васильева

Санкт-Петербург, БДТ им Товстоногова

27/01-16/02

 079_rusrep_01-7.jpg

31 января и 1 февраля на фестивале покажут спектакль Чеховского фестиваля «Старик и море» с Аллой Демидовой — единственную из всех работ Васильева, которую сейчас можно увидеть «вживую». 29 января пройдет концерт композитора Владимира Мартынова «Машина воспоминаний» с презентацией книги «Письма из Петраково», 3 февраля — встреча с Анатолием Васильевым и показ фильма «Осел». Также в афише цикл лекций театроведа Натальи Исаевой и встреча с читателями книги Арто «Театр и его двойник». Фестиваль — часть другого проекта БДТ, «Фанерный театр. Программа современного искусства в БДТ». Кстати, «Старика и море» можно будет смотреть как из большого зала БДТ, так и из ложи Фанерного театра — архитектурного объекта, построенного внутри театра в ознаменование его столетия.

Петровы в гриппе 

Режиссер Антон Федоров

Москва, Гоголь-центр

06/02-09/02

 079_rusrep_01-6.jpg

Анонсировать самую свежую премьеру «Гоголь-центра» бессердечно (билеты давно и безнадежно проданы), а не анонсировать — еще более бессердечно, потому что очевидно, что планировать визит на постановку по роману Алексея Сальникова придется сильно заранее. Потрясающая сценография художника Саввы Савельева с троллейбусом, который превращается то в квартиру, то в автомастерскую, то в библиотеку, актерский ансамбль артистов Гоголь-центра с приглашенной Розой Хайруллиной (персонажа которой нет в романе), врезающийся в память саунд и грипп, из которого не хочется возвращаться. Кстати, режиссера Антона Федорова, уложившего роман Сальникова в два с половиной часа морока и гриппозной хтони без антракта, уже небезосновательно называют новой звездой.

Lё Тартюф.Комедия

Режиссер Юрий Муравицкий

Москва, Театр на Таганке

31/01, 31/01, 22/02

 079_rusrep_01-4.jpg

Мольер написал «Тартюфа» в XVII веке: пока одно семейство выясняет отношения, появляется Тартюф — лжец и обманщик, готовый вбить гвоздь в крышку гроба их отношений. Обещают, что спектакль Муравицкого переосмыслит и традиции французского фарса, и саму пьесу; обещают панк-рок эстетику, сценографию, которая будет радикально меняться внутри сцен, игру с эстетикой площадного театра и драйв молодых актеров. Так, роль Тартюфа исполнит Роман Колотухин, выпускник Мастерской Дмитрия Брусникина, сыгравший у Павла Лунгина в фильмах «Братство» и «Дама пик»; его сокурсница, номинантка на премию «Золотая Маска 2020» Дарья Авратинская, сыграет Эльмиру, а на большой сцене впервые дебютирует Полина Куценко, выпускница Театрального института им. Щукина.

Кстати, любимовский «Тартюф» идет в Театре на Таганке уже 52-й сезон.