1. Если сравнить с другими странами, у нас штрафы больше или меньше?
Сравнение с другими странами некорректно, потому что там совершенно другие зарплаты. По мнению криминологов, социологов и психологов, штрафы и иные санкции должны быть привязаны к зарплатам. Пусть где-то в Англии, Франции или Италии штраф две тысячи долларов — но там и зарплата несколько тысяч. Мы семимильными шагами догоняем эти страны по размеру штрафов, хотя зарплата отстает. Поэтому при простом сравнении с другими странами нельзя получить объективную оценку фактов.
2. Зачем в принципе вводить новые штрафы и повышать старые?
Каждая служба, каждая структура тяготеет к концентрации рычагов власти. Ни в одно управление МВД люди так часто не обращаются, как в ГАИ! У нас в стране только частных машин и частных водителей 50 миллионов. Поэтому повышение штрафов — это, первое, концентрация рычагов власти. Второе — всех обвинять нельзя, но кое-кто использует это для шантажа и вымогательства. И третье — это используется для пополнения региональных бюджетов.
3. Кстати, а куда идут деньги, полученные от штрафов на дорогах, и сколько денег собирается?
Я знаю, что собираются миллиарды, и некоторые губернаторы не скрываясь говорят: штрафы плюс платные парковки — это важнейшие статьи пополнения регионального бюджета.
4. Cделает ли это движение на дорогах безопаснее?
Это никак не делает дорожное движение безопасным. Ответственность водителей — сложный психологический вопрос. Если Мэрилин Монро меня ждет у памятника Пушкину, и у нас свидание, и я знаю, чем оно закончится, а у меня на заднем сидении лежит миллион алых роз, я буду думать о том, чтобы не опоздать и чтобы ее снегом не занесло, поэтому мне будет безразлично, что здесь знак, допустим, сорок километров в час — я буду ехать сто сорок! На безопасность влияют тысячи факторов: освещенность трассы, лед покололи, поругался на работе и так далее. А усиление санкций — только один из них.
5. Что нового появится в системе штрафов и что такое накопительная система нарушений?
Нельзя говорить, что нового появится в системе штрафов. Надо говорить: какие же драконовские санкции уготовили авторы законопроекта? Потому что штраф — это один из десяти видов санкций, а более серьезная санкция — лишение права управления. История с накопительной системой более серьезна и более антиконституционна, чем может показаться на первый взгляд. При советской власти существовали печально известные талоны предупреждения. Инспектор колол дырки. Три дырки — лишение. Поэтому давали взятки, чтобы не колоть.
Как только Горбачев пришел к власти, как только началась перестройка, перед страной поставили три задачи: парламентская реформа, судебная реформа и — отмена талонов предупреждений, накопительного принципа. Отменили в 1989 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Но уже в 1992-м стараниями тогдашнего начальника ГАИ России это вернулось в форме балльной системы: не пристегнулся ремнем — один балл, превысил скорость — три балла. Набрал 15 баллов в течение года — лишение прав на срок год-полтора. И чтобы не лишили прав, водители часто давали взятки. В 1997 году депутаты Госдумы пришли к выводу — я участвовал в этих боях! — что балльная система учета нарушает важнейший принцип Конституции: за одно деяние дважды не наказывают. Сначала водитель платит штраф, а затем по совокупности этих штрафов его наказывают лишением прав. Самая взяточная статья — это накопительный принцип, балльная система. Но меры, которые сегодня предлагаются, еще более драконовские. Раньше было 15 баллов, а теперь три деяния в течение года — и лишение прав. Более чем на год!
6. Вы как-то будете с этим бороться?
Обязательно. Движение автомобилистов России будет бороться. Вот сейчас вы меня застали в дверях, я опаздываю в Государственную Думу, уже подготовлены предложения, что в таком виде кодекс принимать нельзя.
7. Так как теперь ездить, чтобы не потерять права?
Не попадаться!