Как просто с правдой

Виталий Лейбин
редактор отдела науки и технологии «Монокль»
10 февраля 2020, 00:00

В этом номере сразу несколько больших сложных и, в общем, пугающих тем. Это притом, что мы меньше всего хотели бы пугать и тем более играть на нервическом хайпе и бесплодных переживаниях. Мы все время пытаемся поддерживать баланс жесткой правды и света, вести вдохновляющий разговор с друзьями-читателями. Так что же?

Надеюсь, вы поймете: это не про игру, это про правду.

Обложечная статья — материал про битву за Грозный 20 лет назад. Его автор — Дмитрий Беляков, военный (сам он говорит — «антивоенный») фотограф. Он сам снимал эту войну. И для него эта история — не история. Сейчас понятно, что военное решение было плохим, но лучшим. И все равно мучительно непонятно, почему слабо подготовленный штурм был осуществлен — с такими потерями для военных и мирных жителей. Впервые про это столь откровенно говорят герои войны: генерал-полковник Вячеслав Овчинников, который до конца возражал против такого штурма; генерал-майор Геннадий Фоменко, командир героических софринцев; правозащитник, председатель общества «Мемориал» Александр Черкасов. Но многие свидетели с разных сторон, с которыми говорил Беляков, потребовали их не цитировать. Люди, которые не боялись пуль и бомбежки, боятся осуждения своих. А правда нужна для достоинства живых и памяти о мертвых — и, в том числе, для того, чтобы уничтоженный Грозный не только засиял небоскребами, как сейчас, но и стал местом гордости и самоуважения человека. То, что наши герои так говорят, — это еще один их вдохновляющий подвиг.

В номере еще одна война — украинская. Валерий Мельников снял иконические снимки этой войны во многом из-за той же антивоенной позиции — на стороне мирных граждан. Он снимал для государственного агентства «Спутник», но при этом признан в мире, пожалуй, как никто из русских фотографов в последние годы. И это тоже шанс на правду. Не в теориях и пропаганде, а в достоверности снимков и искреннем гуманизме. Мы не могли отложить и публикацию фотографий Валерия Мельникова — как раз сейчас он выпускает книгу, где впервые цельно представляет свой взгляд на войну и мир. Наш с ним разговор об этом, по-моему, вдохновляющий.

Марина Ахмедова собиралась для этого номера сделать одну очень светлую историю (см. следующий номер). Но в семье священника Алексея Голубева, про которую она написала очерк, очень болен маленький сын, счет идет на дни, и мы не могли откладывать публикацию. Впрочем, и это светлая история — про надежду, веру и любовь.

Ну и, конечно, китайский коронавирус, куда без него!.. Я получил анонимное письмо от явно знакомого вирусолога (я сам заканчивал биофак), который утверждал, что был в Ухани в 2003 году, и даже прислал фотографии из той самой лаборатории. Он верил в конспирологическую версию о биологическом оружии: «Вирус SARS на культурах расти не хотел, а было надо, и амплификацию делали на обезьянах, в них он размножался с энтузиазмом, что, естественно, означало пневмонию и смерть. На жертвеннике науки погибли десятки обезьян… Каждая сгоревшая в лихорадке обезьяна — эволюционное бутылочное горлышко, которое из неуклюжего переходного коронавирусного генотипа делает “состоявшийся” штамм».

Мы в этом номере проверили в числе прочих и версию об искусственном происхождении вируса — не беспокойтесь, все нормально: вирус природный, не оружие. И да, если вы не болеете, маски покупать не надо. И реагировать на оголтелую рекламу и панические посты — тоже.

Все будет хорошо.