Театр

10 февраля 2020, 00:00
ЗОЛОТАЯ МАСКА Национальная премия и фестиваль 05/02–15/04

Как «Золотая Маска» воскресила одну «Чайку»

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Объяснить далеким от театра людям, почему же театралы так сходят с ума по «Золотой Маске» — та еще задача. Однажды я написала, что «Золотая Маска» — это как старая крыса из сказки про Маленького принца. Во-первых, она одна — поэтому ее нужно беречь. Во-вторых, она объединяет всю театральную Россию — поэтому смотри пункт первый.

Каждый раз, когда в октябре объявляют список номинантов, в театральных лентах Фейсбука начинаются войны. Эксперты непременно кого-то проигнорируют, а кого-то перехвалят. Но так или иначе, лучше или хуже «Золотая Маска» фиксирует процессы, происходящие в российском театре и дает возможность москвичам этот самый театр увидеть. Вряд ли вы полетите смотреть в Лесосибирск (четыре часа на самолете Москва-Красноярск и столько же на машине) спектакли театра «Поиск» — а эти часы того стоят. «Маска» как может занимается не только театральным, но и географическим просвещением.

В этом году список номинантов вызвал особенно ожесточенные споры: шорт-лист сильно короче прошлогоднего, обиженных или проигнорированных больше. Из тенденций этого года — экспансия независимого театра, который не просто отвоевывает себе место под солнцем, но и в Москве ему приходится гораздо тяжелее, чем в Петербурге. И поддержка смелых и независимых со стороны «Золотой Маски» бывает очень кстати.

А еще иногда «Маска» творит чудеса. В прошлом году я писала, как экспертный совет выдвинул на премию спектакль Дмитрия Волкострелова «1968. Новый мир», снятый из репертуара Театра на Таганке и восстановленный к пятидесятилетию 1968 года в Музее Гараж. Тогда зрители благодаря «Золотой Маске» смогли увидеть спектакль, превратившийся в легенду — многие слышали, мало кто видел. В этом году «Маске» удалось воскресить спектакль, закрытый самими создателями. «Версию Чайки» независимая команда во главе с режиссером Еленой Ненашевой ставила как летний спектакль в загородной резиденции Чехов API, и в августе «Версия Чайки» была закрыта, как, собственно, и говорили создатели на премьере. После последних показов часть декораций уничтожили: хранить и транспортировать ненужные декорации и реквизит — роскошь для независимого театра, не обладающего ни помещениями в центре, ни бюджетными деньгами. Мое сердечко плакало: эта современная импрессионистская «Чайка» попала в мой личный топ. По иронии судьбы на следующий день после уничтожения декораций ребята получили письмо из «Золотой Маски» — и для жюри сыграют специальную, весеннюю версию спектакля. А вы говорите, красивая штука на стену.

Лунная масленица

15/02, 16/02

Режиссер Филипп Григорьян

Москва, Театр на Малой Бронной — на сцене Дворца на Яузе

 079_rusrep_02-9.jpg

Режиссер Филипп Григорьян начал ставить пьесы Павла Пряжко в 2007 году, кода драматург и режиссер встретились в лаборатории Михаила Угарова в Ясной Поляне. Григорян обычно выступает и как режиссер, и как художник; сильный визуальный ряд — одна из главных «фишек» его работ. «Лунная масленица» — сказка в непривычном значении этого слова. «Мир меняется, и вместе с ним меняются сказки. “Лунная масленица” — спектакль для семейного просмотра, сюжет которого кажется простым: дети отправляются в путь, чтобы вернуть на землю своих родителей, которые оказались в “лунном” плену. По дороге их, конечно же, ждут испытания и приключения, встречи с удивительными персонажами», — говорит Филипп Григорьян.

Садко

14/02-19/02

Режиссер Дмитрий Черняков

Москва, Большой театр

 079_rusrep_02-8.jpg

После долгого перерыва в Большой и Россию возвращается режиссер Дмитрий Черняков, чей постановочный график по всему миру расписан на несколько лет вперед. Для Большого Черняков — особенная фигура: его спектакль «Евгений Онегин» стал культовым, а «Руслан и Людмила» открывали Историческую сцену после реконструкции в 2011 году. «Садко» Черников ставит на либретто Николая Римского-Корсакова и Владимира Бельского по русским былинам.

«Садко» в Большом не слышали с восьмидесятых годов, а Черняков в этой опере обращается в том числе к постановкам прошлого. Поэтому сценография будет отсылать к работам художников, когда-либо создававших спектакли по этой опере. Среди заявленных исполнителей Аида Гарифуллина и Надежда Павлова, которые по очереди будут исполнять партию царевны Волховы.

Так говорил Богомолов

13/02, 27/03

Режиссер Игорь Миркурбанов

Москва, Театральный центр На Страстном

 079_rusrep_02-7.jpg

Тандем режиссера Богомолова и актера Миркурбанова появился в 2013 году, когда в МХТ им. А. П. Чехова появился спектакль «Идеальный муж», ставший хитом на много лет подряд. С тех пор Миркурбанов регулярно играет главные роли в работах Богомолова, а осенью он представил концертную версию постановки по книге «Так говорил Богомолов». В этот раз совместно с оркестром Red Square Band Миркурбанов представит театральную версию спектакля.

«Тексты Богомолова бесконечно талантливы, глубоки, музыкальны и прекрасны. — говорит Игорь Миркурбанов. — Я влюблен в них. Это лучшее, что я когда-либо произносил со сцены. И хочется это делать снова и снова».

Кстати, в спектакле использованы фрагменты декорации художника Ларисы Ломакиной из богословского спектакля «Теллурия» по тексту Владимира Сорокина.

Голубой щенок

16/02, 01/03

Режиссер Никита Владимиров

Москва, Театр Олега Табакова

 079_rusrep_02-5.jpg

Первый в истории «Табакерки» спектакль для детей по одноименному мультфильму, с песнями Юрия Энтина и Геннадия Гладкова. Спектакль про приключения щенка с голубым ухом и голубым брюхом играют на новой сцене Театра на Сухаревской. Звучащим в спектакле «Yellow Submarine» Битлз, «I feel good» Джеймса Брауна или «Песне о друге» Владимира Высоцкого смогут подпевать и родители, и даже бабушки и дедушки. Кстати, режиссер спектакля, Никита Владимиров, — внук Алисы Фрейндлих, озвучившей мультяшного Щенка.