Трагедия в Ленске
20 января в Ленске произошла трагедия: первоклассник возвращался из школы домой, и по дороге на него набросилась стая собак. К месту происшествия подоспел проезжавший мимо мужчина, которому удалось разогнать агрессивных псов и отвезти пострадавшего ребенка в больницу.
Медицинские работники Ленской центральной районной больницы диагностировали у школьника множественные укушенные раны головы, туловища, рук и ног. Очень пострадало лицо, глаза.
На днях ребенок выехал на лечение в Иркутск. Его жизнь вне опасности, но он может остаться инвалидом.
Виновными в произошедшем посчитали местных зоозащитников, в частности волонтеров Ленской общественной организации помощи бездомным животным «Уши, лапы и хвосты». Они, мол, «блокировали» работу администрации города, когда та хотела решить проблему бездомности путем отстрела, и именно поэтому город заполонили стаи собак.
«За несколько лет до трагедии определенный круг зоозащитниц начал бороться с мужчинами, которых нанимала администрация для утилизации собак, — говорит житель Ленска Владислав. — Эти неадекватные девушки устроили им настоящий террор: закидывали машины яйцами, приходили в школу к их детям и говорили, что их отцы убийцы, подсовывали в двери записки с угрозами, писали бесконечные жалобы в прокуратуру, снимали их на телефоны, оскорбляли в соцсетях. В итоге исполнители просто приходили в администрацию и кидали контракты на стол, отказываясь их исполнять, — никто не хотел связываться с неадекватом. Благодаря им в городе развелось огромное количество собак, что и привело к страшной трагедии. Причиной являются именно зоозащитницы, этот случай на их совести».
Защитники, священник и шизики
Тему продолжил настоятель Храма Святителя Иннокентия Московского в Ленске Анатолий Астафьев. В мессенджере WhatsApp были разосланы его голосовые сообщения, в которых он назвал зоозащитников «шизиками» и призвал «исключить их из социума».
«Защитники животных, как вы ночью будете спать? Вам этот мальчик сниться не будет? Все собаки Ленского района не стоят одного мизинца моей дочери, ваших детей. Мы вообще народ или не народ, общество или не общество? Мы способны решить эти проблемы или нет? Мы, общество здравых людей, взрослых, не можем решить элементарную проблему по защите собственных детей! Грош нам цена как обществу!.. Это же на самом деле шизофрения! Как вы все это не видите и не понимаете, люди! Очнитесь, в себя придите!.. Почему у нас какие-то больные люди начали брать верх в общественной жизни? Нужно им говорить, что они больные, что они невротики, что они просто недалекого ума, что они не понимают, о чем говорят. Если люди на самом деле не понимают, их нужно из социума исключать», — заявил священник.
Заявление отца Анатолия вызвало настоящий взрыв в соцсетях. Его слова разлетелись на цитаты не только по республике, но и далеко за ее пределами, и многих они сильно возмутили.
Так, неизвестная женщина написала письмо архиепископу Якутскому и Ленскому Роману, в котором назвала поведение отца Анатолия недостойным.
«Я как гражданин Российской Федерации и православная христианка глубоко обеспокоена недостойным поведением настоятеля Храма Святителя Иннокентия Московского в Ленске Анатолия. Священнослужитель… позволил себе оскорбительные и экстремистские высказывания в отношении определенной социальной группы, а именно граждан, неравнодушных к проблеме жестокого отношения к животным, именующих себя зоозащитниками».
27 января на официальном сайте администрации Ленска появилась статья жителя Ленска Сергея Москвитина, в которой он выступил в защиту священника. В своем обращении он предложил создать «в противовес НКО “Уши, лапы и хвосты” (сокращенно УЛХ) другую организацию — “ХУиЛ” — “Хвосты, уши и лапы”».
Вот что он написал:
«Я состою в группе WhatsApp “Газета “Ленский вестник”. В последние дни там бурно идет обсуждение проблемы бродячих собак в Ленске. При этом больше всего меня поразила агрессивная атака со стороны зоозащитников на отца Анатолия. <…> Вот уж не думал, что дамочки, обожающие собачек, могут быть настолько агрессивными и злобными… То, что делают “Уши, лапы и хвосты”, кажется абсурдным. Они отлавливают собак, стерилизуют и кастрируют их и… обратно выпускают в том месте, где поймали (!). Живите, дескать, дальше на улицах города, ройтесь в мусорных баках, пугайте ленчан и набрасывайтесь на детей! А должны ли вообще бездомные собаки ЖИТЬ на улицах города?.. В процессе бурного обсуждения ленчане предложили несколько самых простых решений проблемы. Больше всех мне понравилась оригинальная и остроумная идея Алексея Лыппахова. Нужно создать в противовес НКО “Уши, лапы и хвосты” организацию “Хвосты, уши и лапы” (сокращенно “ХУиЛ”). Члены “ХУиЛ” отлавливают собак, у каждой тут же находится хозяин (из числа членов этой организации или сочувствующих), который затем выражает волеизъявление на ее усыпление. Федеральный закон запрещает усыплять бродячих собак, но не запрещает хозяевам собак усыплять своих питомцев. Видите, как все просто! И без нарушения закона».
Также в защиту отца Анатолия было составлено письмо, под которым подписались несколько десятков ленчан (см. фото).
Слова отца Анатолия прокомментировала пресс-секретарь Якутской епархии монахиня Елисавета (Сеньчукова). Она призвала отнестись к его высказываниям со снисхождением.
— Это личное, частное высказывание отца Анатолия, которое церковному взгляду на проблему не вполне соответствует, — сказала монахиня Елисавета. — Сделаем скидку на то, в каком состоянии он это говорил, ведь случилась трагедия.
Монахиня Елисавета призвала требовать от себя больше, чем от собак.
— Самое главное — это наше ответственное, гуманное отношение к животному, творению Божьему, которое мы поставлены от Бога через Адама хранить, — сказала она. — Адам должен был возделывать Эдемский сад, а не уничтожать в нем хищников. Собака — это хищник, но нельзя судить ее за то, что она оказалась на улице. Мы должны от себя требовать больше, чем от собак. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Повешенные и отравленные
В свою очередь руководитель автономной некоммерческой организации помощи бездомным животным «Уши, лапы и хвосты» Дарья Тихонина уверена: причины трагедии — отсутствие планомерной работы государственных структур, безнаказанность нерадивых хозяев и несовершенство закона.
— В феврале 2018 года мы ходили на прием в администрацию района, говорили о приюте, — рассказывает Дарья. — Глава района согласился, что приют действительно необходим. Договорились, что через месяц мы представим проект. Мы не специалисты, но постарались и сделали проект центра реабилитации для бездомных животных с ветеринарным кабинетом и операционной. Сумма составила 5 миллионов рублей, с учетом ремонта какого-нибудь старого подходящего здания. Проект мы сдали, но обратной связи не последовало.
По словам Дарьи, они несколько раз обращались и в администрацию города, указывая на проблему перенаселенности животными, отмечая, что нужен приют, предлагали свою помощь. Но ответ всегда был один: нет подходящей территории и финансирования.
«Когда мы выиграли тендер на отлов, нам были переданы 12 старых дырявых вольеров, домик 4×4, сеть, — продолжает Тихонина. — Единственное — порадовал спецавтомобиль. Это первый в республике соответствующий нормам транспорт для отлова. Но сколько можно отловить и содержать собак за два месяца в 12 вольерах? Поэтому мы снова обратились к главе района за помощью. 4 октября 2019 года мы написали ему письмо: “Реалии таковы, что эти 12 вольеров будут заполнены в первую же неделю. В связи с отсутствием какого бы то ни было приюта для животных шансы на пристройство в установленные 10 дней ничтожно малы. Таким образом, остро ощущается нехватка соответствующего помещения и территории для более эффективной работы по содержанию и пристройству животных…” Ответа от администрации вновь не поступило».
В 2019 году АНО ПБЖ «Уши, лапы и хвосты» выиграло президентский грант на сумму 2 071 291 рубль на реализацию проекта «Развитие культуры ответственного владения домашними питомцами как способ уменьшения количества безнадзорных животных в Ленском районе». В рамках проекта в Ленском районе было стерилизовано более 500 животных. Девушки организовали проведение в школах города «уроков доброты», на которых рассказывали детям о том, как правильно обращаться с питомцами.
Также в конце прошлого года общественники выиграли муниципальный тендер на отлов животных. До этого конкурс объявлялся три раза, но никто на него так и не заявился.
Контракт с АНО был заключен на два месяца — с октября по декабрь 2019 года. За это время волонтерами было отловлено 78 собак.
До этого времени власти Ленска боролись с собаками одним-единственным способом — путем отстрела, который производился вплоть до июня 2019 года.
После трагедии в Ленске начались расправы над животными. Так, 23 января на окраине города местный житель обнаружил труп повешенной на дереве собаки. Спустя еще пару дней в городе начались случаи отравлений собак, в том числе щенков. Трупы животных с неустановленными причинами смерти были найдены 28 января.
На сегодняшний день по факту нападения собак на ребенка возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ (ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью).
Глава города Александр Хорунов на прошедшем 21 января общем собрании граждан сказал, что, по его информации, среди напавших на ребенка были домашние, хозяйские собаки, уже проявлявшие агрессию по отношению к человеку. По некоторым данным, отец пострадавшего мальчика уже обращался к одному из владельцев, чтобы тот не отпускал животное. Однако уговоры, как видно, не подействовали.
ППЖ, или Ледяной концлагерь
В Якутске в начале года уже был скандал, связанный с собаками. 2 января, в разгар праздничных выходных, в местный пункт передержки животных — так называемый ППЖ, не пустили волонтеров, приехавших кормить собак и кошек. Конфликт, как это было не раз, быстро вышел за пределы республики, вызвав мощный резонанс.
В дело вмешалась мэр города Сардана Авксентьева, которая 3 января встретилась с зоозащитниками.
«Весь мой Инстаграм забит сообщениями, в том числе имеют место оскорбительные высказывания националистического характера. Называют “говном”, “узкоглазыми”, жителей Якутска называют живодерами и так далее, — начала глава города. — Это, конечно, совершенно недопустимо».
Как сказала Авксентьева, конфликт произошел на ровном месте. «Люди приехали покормить животных. Нужно было принять у них корм и поблагодарить — и никакого конфликта бы не было», — пожурила она работников ППЖ.
На этой же встрече Авксентьева заявила о готовности городских властей рассмотреть возможность участия зоозащитников в организации работы пункта передержки, «чтобы все процессы стали более прозрачны и понятны всем желающим».
Этим, однако, дело не закончилось. Спустя несколько дней в соцсетях появился квиток с начисленной за декабрь заработной платой Валерии Билоус, директора МУП «Жилкомсервис», головного предприятия пункта передержки животных.
Согласно документу, за декабрь 2019 года Валерии Сергеевне было начислено вместе с премиальными более 430 тысяч рублей. Отмечалось также, что Валерия Билоус является супругой начальника отдела по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции прокуратуры Якутии.
Информацию о сказочной зарплате Билоус в мэрии опровергли, указав, что на самом деле ее заработок в два раза меньше (что, впрочем, тоже немало), но резонанс снова вышел далеко за пределы республики.
Одна за другой в Сети стали появляться петиции по теме ППЖ. В одной из них, за авторством московского психотерапевта Марины Фридман, ППЖ был назван «ледяным концлагерем», где «в -50 заживо замерзают сотни животных». За пару дней петицию подписали около десяти тысяч человек.
7 января в тему Якутска включился депутат Госдумы Владимир Бурматов, которого буквально завалили сообщениями. Он сообщил на своей странице в Инстаграме, что взял на контроль «якутский приют для животных».
«Вал обращений приходит по Якутии о содержании собак в местном “приюте” в диких условиях экстремального холода, отсутствии теплых вольеров, нормального питания, недопуске волонтеров, а также информация о нецелевом расходовании бюджетных средств и фантастических зарплатах руководства “учреждения”. Спасибо вам за обращения! Вся информация передана в прокуратуру и МВД, а также направлена главе республики для проведения проверок и принятия решений по привлечению к ответственности виновных. Держим на контроле!» — написал Бурматов.
Конкурс ловцов
9 января в мэрии Якутска состоялась еще одна встреча руководства окружной администрации с зоозащитниками. На этот раз вместо мэра был зам по ЖКХ — Роман Сорокин. Он вновь предложил общественникам взять пункт в безвозмездное пользование с финансированием 7,6 миллионов, предусмотренным на 2020 год. При этом ППЖ останется в ведении муниципалитета, его владельцем остается МУП «Жилкомсервис».
На этой же встрече было решено, что зоозащитникам дадут возможность трудоустроиться в пункт передержки животных.
Ну а пока шел прием резюме от соискателей, в ППЖ произошла смена руководства. Так, по собственному желанию уволились управляющая Валентина Дмитриева и ветврач Мария Кокорева. Исполняющим обязанности управляющего был назначен никому не известный предприниматель Александр Тарасов, у которого обнаружилась судимость.
Как и было обещано, 28 января состоялся конкурс на замещение должностей в ППЖ, куда пригласили волонтеров. На странице ППЖ в Инстаграме сообщалось, что «в состав (конкурсной) комиссии входят независимые эксперты, представители научного сообщества».
Конкурс оказался довольно абсурдным мероприятием. Волонтерам предложили отвечать на вопросы, изложенные на трех листах. Например, предлагалось ответить, голова какого животного у бога Анубиса; необходимо было знать, что такое ОСВВ, субвенция и кровосмешение, а также что изучает топографическая ветеринария…
Впрочем, 30 января два волонтера зоозащиты из пяти подавших резюме получили уведомления, что они прошли конкурс и приняты на работу в ППЖ. Ловцами.
Мораторий на закон
Ситуация с собаками в республике в целом и трагедия в Ленске, в частности, расколола общество на два непримиримых лагеря. Одни кричат о единственно возможном решении проблемы — уничтожении всех собак, бегающих по улицам. Другие пытаются противостоять, призывая к борьбе с причинами, а не со следствием.
На одном из якутских интернет-ресурсов началось голосование: «Поддерживаете ли вы принятый закон об ответственном обращении с животными». На данный момент (конец января) закон поддерживают более 46% респондентов, 38% с ним не согласны.
30 января обсуждение проблемы бродячих собак прошло в Общественной палате Якутска.
В основном говорили о том, что закон не продуман и его нормы на сегодня практически невыполнимы.
Председатель Центрального правления Союза обществ охотников и рыболовов Якутии Закира Иванова заявила: «Мы, налогоплательщики, не согласны, чтобы на наши деньги строили приют и содержали собак. Пусть зоозащитники строят на свои деньги!»
Юрист Елена Колесникова назвала закон «непрофессиональным» и потребовала, чтобы республика ввела мораторий на его введение на два-три года.
На вопрос, кто виноват в том, что на улицах города есть бездомные собаки, Колесникова ответила: зоозащитники. Больше того, зоозащитников обвинили в том, что собаки нападают на детей.
Полемика о проблеме бездомных собак в Якутии в очередной раз принимает крайне болезненные формы, а политики и общественники спекулируют на трагедиях в условиях слабой информированности населения о цивилизованных способах решения проблемы, демагогически переваливая вину с недостаточно эффективных в этом вопросе властей на зоозащитников.
Все те пять лет, что в Якутске работает ППЖ, животные в городе отлавливались безвозвратно, то есть обратно на улицу уже не возвращались. Несмотря на это, безнадзорных животных меньше не стало. Во всяком случае, в ежегодных отчетах городских властей фигурируют одни и те же цифры — до 5000 изъятых животных в год. Не уменьшается, судя по статистике, и количество покусов. А не для того ли создавался ППЖ, чтобы бороться с бездомными животными, уменьшая их численность? Тогда только ли в животных дело?
Конечно, очень просто взять и уничтожить всех собак в городе. Эффект, казалось бы, моментальный — собак больше нет. Но надолго ли? Гораздо дольше и сложнее работать с теми, кто выгоняет животных на улицы.
Будет ли введен в республике мораторий? Весьма сомнительно. Но сегодня конфликт в обществе градуса достиг чудовищной высоты, его пора снижать и решать проблему.