Откуда возникла идея?
Однажды я заказала книгу на американском сайте Better World Books и вместе с ней получила сертификат о том, что, когда я покупаю прочитанную книгу, еще одна книга жертвуется в библиотеки африканских стран. Я тогда подумала, что это крутая идея. А потом случайно наткнулась на группу ВКонтакте «Помощь библиотекам Русского Севера» и была в шоке: там фотографии обычных книг — и благодарности какой-нибудь условной Надежде Ивановне, которая эти книги прислала… Для нас, жителей крупных городов, это дикость. У нас книжные магазины, библиотеки с литературой на любой вкус! А в селе все зависит от активности заведующей библиотеки: если она живет своим делом, активно пишет в группы, то ей действительно присылают книги неравнодушные люди. Но дело в том, что эта помощь нерегулярная, а мы решили сделать ее действительно системной.
Что оказалось самым сложным?
Этот проект не только про книги, но и про маркетинг и организацию процессов. И конечно, львиная доля — это социальная составляющая. Сейчас, учитывая, что бизнес масштабируется, растет количество контейнеров, самое главное — это автоматизация внутренних процессов. За год работы мы более-менее автоматизировали процесс сбора и распределения книг, но их ведь надо вносить в базы данных, распределять на потоки, вести учет. Так что на данном этапе развития это, наверное, самая сложная задача, с которой мы должны справиться.
Откуда деньги?
Изначально это были наши со Светланой, соосновательницей проекта, собственные средства. А через полгода мы начали развиваться на те деньги, которые получаем от продажи книг. У нас самоокупаемый проект, нам хватает на операционную деятельность, но на дополнительные новые контейнеры придется копить долго. Поэтому сейчас мы впервые запустили краудфандинговый сбор на Planeta.ru. Если соберем деньги, то будет возможность сразу увеличить количество контейнеров почти вдвое.
Что для вас важнее — продать хороший экземпляр или отправить его в библиотеку?
К счастью, у нас есть четкое понимание того, какие книги нужны в библиотеках, а какие лучше выставить на продажу в своем интернет-магазине. Нон-фикшн, учебную литературу мы, скорее всего, продадим. А романы, детективы, историческую прозу, детские книги, как правило, откладываем для библиотек. В любом случае в нашем проекте кроме социальной есть и культурная составляющая — поддержание культуры чтения, в том числе идея осознанного потребления, чтобы несколько раз использовать книгу.
Для проекта «Курский вокзал. Бездомные, дети» вы собрали порядка 300 книг. А есть еще какие-то социальные инициативы, которым вы помогаете книжками?
Любая организация, у которой есть потребность в современных книгах, может написать нам, и мы поставим ее в лист ожидания. Мы уже отправляли книги и в дома престарелых, и в кризисные центры — для нас нет ограничений. Мы всех просим вкратце описать потребность, чтобы отправлять те книги, которые реально будут читать.
Наш основной партнер — благотворительный фонд «Созидание», у которого в рамках программы «Читающая Россия» есть средства на отправку книг в сельские библиотеки. Нашу инициативу также поддержал фонд «Второе дыхание» — с ними мы сотрудничаем на регулярной основе. Когда они планируют поставки одежды по регионам, то заранее нам пишут и всегда готовы забрать и передать в библиотеки несколько коробок с нашими книгами.
Сколько организаций находится под вашей опекой?
В прошлом году мы отправили больше 5000 книг по всей стране. Как правило, это разовые поставки, по одной-двум коробкам. Но есть первая библиотека, которую мы взяли под патронаж, — это библиотека в деревне Жданово Тверской области. Мы туда приезжали в декабре, познакомились с заведующей и так прониклись, что решили в этом году максимально обновить фонды библиотеки. Это первый наш эксперимент такого рода. Было бы здорово не только обновить книжный фонд, но и, возможно, сделать небольшой ремонт, потому что там крыша протекает… Казалось бы, мелочи, но из-за этого заведующей приходится по ночам приходить, менять тазик с водой. У нас есть идея вместе с нашими партнерами брать под патронаж и другие библиотеки. А пока отработаем основные процессы здесь.
Насколько успешна идея собирать книги в организациях?
Обычно акция по корпоративному сбору длится один месяц. Мы можем предоставить свой переносной контейнер для книг и информационные материалы. По окончании акции наши водители вывезут книги, если их больше ста штук (а обычно больше), и мы составим небольшой отчет о том, сколько книг было собрано. К нам сейчас обращается очень много крупных компаний — акции по сбору уже прошли в компаниях Dell, SAP, The Ritz Carlton, сейчас на очереди Lamoda и другие организации, от которых есть заявки.
А какая выгода для вас от таких сборов?
У нас всего семь контейнеров на всю Москву. Людям неудобно ездить с книгами через весь город, и, например, на западе Москвы наших контейнеров практически нет. Многим удобнее приносить книги на работу и без особых усилий стать причастным к чему-то хорошему. Для нас же это просто дополнительное повышение уровня сервиса для сдающих книги.
Готовы ли вы с нынешними объемами бизнеса в случае необходимости вернуться к тому, с чего начинали? То есть к вкладыванию собственных средств и «слепому служению делу»?
Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами, и наша задача — чтобы эта бизнес-схема была рабочей. Расчеты показывают, что при увеличении числа контейнеров и пропорциональном росте продаж это жизнеспособная модель. У нас все-таки социальный бизнес, не некоммерческая структура, но если надо, будем использовать и другие инструменты привлечения средств.
Каково быть социальным предпринимателем у нас в стране?
Многие соцпредприниматели у нас не работают на самоокупаемость, а стараются создать при себе НКО и получать гранты. Это тоже один из путей развития, но наша цель — работать на принципах самоокупаемости. Мы придумали рабочую схему и пытаемся зарабатывать на деятельности по ней.
А как складываются отношения с государством?
Социальные предприниматели работают на равных условиях с обычными коммерческими предприятиями. В прошлом году наконец был принят так называемый закон о социальном предпринимательстве, и сейчас идет процесс подачи заявок в Реестр социальных предпринимателей на государственном уровне. Пока непонятно, какие льготы и налоговые преференции можно будет получить, как это будет работать. Мы даже не уверены, что сможем формально попасть в реестр. Для этого либо надо обеспечить занятость социально уязвимых категорий граждан — а мы не можем себе этого пока позволить, — либо один из основных видов деятельности должен быть связан с решением определенных социальных проблем. Там свои нюансы.