Достоевский позвонит
Перечитывание классики во взрослом возрасте позволяет сделать разного рода смешные открытия. Некоторые слова и выражения полностью поменяли свое значение. Пример о «мальчике, склеившем в клубе модель» банален. Понятие «карточные долги», у классиков означавшие, понятное дело, долг за проигрыш в карты, сейчас относится к задолженностям по кредиткам. Пару лет назад в одной книге, действие которой разворачивалось в середине ХХ столетия, я обнаружил формулировку «он распечатал письмо» и замер, притихший и изумленный. То есть нажал на кнопку «распечатать» в текстовом редакторе и побрел к принтеру? Но откуда принтер, компьютер и текстовый редактор в квартире советского писателя в 1960 году? И только потом вспомнил, что раньше раскрывали или, по-другому, распечатывали конверты — то есть вскрывали их руками или при помощи специального умеренно тупого ножичка.
Или вот, например, Достоевский. У него всегда кто-то кому звонит. Братья Карамазовы только и делают, что звонят. С мобилы на мобилу. Но нет, на самом деле они используют дверной звонок. Подозреваю, что колокольчик. Так же они периодически летают. Но не на самолетах. «Летать» у Достоевского — это быстро ехать. Иван Федорович летит на поезде. Но странным образом прогресс меняет самих людей гораздо меньше, нежели нам кажется. Проблема отправленных в пьяном состоянии эсэмэсок была знакома и героям «Анны Карениной» Толстого. Только тогда речь шла о телеграммах. Пьяный Стива на радостях отправляет жене телеграмму; «Дарья же Александровна, получив депешу, только вздохнула о рубле за телеграмму и поняла, что дело было в конце обеда. Она знала, что Стива имеет слабость в конце обедов faire jouer le telegraphe».
Кристофер Бакли
Охотник за судьями
Издательство «Азбука»
Англия, XVII век. Как мы помним, сперва были Революция и казнь Карла I, а потом Реставрация и восшествие на престол его сына Карла II, который приказал найти и уничтожить всех убийц своего отца. Двое из них скрываются в английских колониях в Америке, туда за ними отправляется непутевый сыщик. Приключения, жестокость почти первобытных нравов английских колонистов, голые сектантки, одетые индейцы и американский политический юмор. Спойлер: никогда не верь голландцам.
Джоэл Харрингтон
Праведный палач
Издательство «Альпина нон-фикшн»
Записки настоящего нюрнбергского палача конца XVI века с подробными комментариями и полным погружением в тяжелую жизнь представителей этой профессии: «Большинство из этих людей [палачей] были вынуждены жить за пределами городских стен или вблизи от мест и без того омерзительных, как правило около скотобойни или лепрозория. Ограничение в правах было столь же исчерпывающим: ни один палач или член его семьи не мог иметь гражданства, быть принятым в гильдию, занимать государственную должность, стать законным опекуном или свидетелем в суде или даже оформить завещание».
«Русская верность, честь и отвага» Джона Элфинстона
Издательство «Новое литературное обозрение»
Шотландский моряк Джон Элфинстон в 1769–1771 годах служил в русском флоте и участвовал в войне с Турцией. Архипелагская экспедиция должна была покончить с властью османов в Греции, но, несмотря на отдельные успехи, закончилась ничем. В мемуарах шотландец оправдывается и описывает сражения. «Неприятель начал очень жаркую ружейную пальбу, но при наших ударах картечью, направленных в его сторону, прятался за скалами. Мы увидели, как турецкий офицер на белом коне упал и его тело унесли».
Кэндесс Бушнелл
Есть ли еще секс в большом городе?
Издательство АСТ
Когда то давно, пару десятков лет назад, Бушнелл писала колонки о сексе в Нью-Йорке, но с тех пор все поменялось. А что теперь? Теперь сплошной тиндер, но зато секс после пятидесяти тоже есть. В четвертой главе мы узнаем, что MILF бывают двух видов: пума — «бесчувственная самка, одетая слишком молодо для своего возраста» и валериана — «зачастую милая, практичная жительница города или пригорода, неважно, и скорее всего типичная “мама одноклассника”».