Динозавры были теплокровными
Мы привыкли думать, что пресмыкающиеся, тем более древние, неспособны поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне. Но у исследователей появляется все больше данных, что динозавры были теплокровными, как сейчас их потомки — птицы. Недавно американские ученые исследовали скорлупу яиц самых разных динозавров и обнаружили, что температура тела, при которой самки откладывали яйца, была выше температуры окружающей среды — разница температур доходила до 16 градусов. Получается, динозавры, подобно нам, были способны к внутренней выработке тепла — и, видимо, именно для поддержания постоянной температуры тела в любую погоду им первоначально понадобились пух и перья.
Ритуалы неандертальцев
В 1950-х годах в пещере Шанидар в Курдистане археологи обнаружили останки десяти неандертальцев. Один из скелетов был окружен комочками цветочной пыльцы, словно когда-то тело умершего обложили цветами. Из-за этой находки ученые предположили, что у неандертальцев, культура которых раньше считалась примитивной, могли быть погребальные обряды. Полвека с тех пор ученые спорят: а был ли обряд? Недавнее открытие, похоже, ставит точку в дискуссии: был. В этой же пещере археологи из Кембриджа обнаружили скелет неандертальца с явными признаками намеренного захоронения. Скелет находился в ямке, которая была углублена руками древних людей. А рядом с черепом нашли камень, который мог служить маркером могилы. Если удастся доказать, что пещера Шанидар была местом памяти и ритуального погребения умерших, это станет важнейшим свидетельством культурной продвинутости неандертальцев.
Метробиом
Если вы недавно оказывались на московских станциях метро «Сретенский бульвар», «Достоевская», «Выставочная» или «Римская», то могли наблюдать странную картину. Какие-то чудаки что-то соскребали с поручней, скамеек, стен и пола, а потом заботливо раскладывали по пробиркам. Знайте: это российские ученые, которые собирали ДНК бактерий! Они изучали микробиом (бактериальное население) московского метро. Лабораторный анализ образцов показал, что в подземке водятся почвенные бактерии, бактерии кожи человека и бактерии растений. Набор оказался очень схож с бактериальным населением Нью-Йоркского метро. Общественный транспорт — главное место контакта большого количества людей и передачи микробов, но, к счастью, исследователи не обнаружили ни одной из десяти детектируемых болезнетворных бактерий, таких как сальмонелла или хеликобактер, приводящая к язве желудка.
Где прячется сознание?
Какая часть мозга порождает наше сознание? Это один из главных вопросов нейробиологии, пролить свет на который может обнаружение участков мозга, «включающих» и «выключающих» сознание. Ученые из Висконсинского университета в Мэдисоне нашли такой «выключатель» в мозгу обезьян. При стимуляции крошечного участка таламуса (отдела мозга, интегрирующего сигналы от органов чувств и передающего их в кору) макаки, погруженные в общий наркоз анестезирующими препаратами, мигом приходили в сознание. А при прекращении стимуляции действие наркоза снова погружало их в глубокий сон. Возможно, исследование будет иметь еще и важное практическое значение: стимуляция этого участка таламуса поможет выводить людей из комы.
Источники: (1) Dawson et al. // Science Advances, Feb 2020; (2) Pomeroy et al. // Antiquity, Feb 2020; (3) Klimenko et al. // Computational and Structural Biotechnology Journal, Feb 2020; (4) Redinbaugh et al. // Neuron, Feb 2020.
«Потепление — это социальная угроза»
Ученый из НИУ ВШЭ изучил влияние климатических рисков на ситуацию в регионе и пришел к выводу, что потенциальные угрозы в основном оцениваются чисто экономически — и почти никогда как социальный вызов.
Георгий Сафонов, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ
В странах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии глобальное потепление идет быстрее, чем в среднем по миру. Худшее еще впереди — все сценарии показывают, что потепление продолжится и усилится к концу XXI века. Для южных стран региона засухи и волны жары станут более частыми и опасными, а на севере и востоке превышение нормы осадков приведет к наводнениям, нарушению привычных гидрологических режимов, росту опасных гидрометеорологических явлений. Все это повредит не только экосистемам и экономике. Крайне неблагополучными будут и социальные последствия — воздействие на здоровье и благосостояние, снижение продолжительности и качества жизни, рост социального неравенства и небывалые в истории миграционные процессы. Потепление на 2 °C может привести к миграции около 300 млн человек, а на 3 °C — способно оставить без доступа к питьевой воде и спровоцировать переселение 3 млрд жителей планеты. Наводнения, нехватка питьевой воды, загрязненность водоемов усилят опасность инфекционных болезней. Засуха поднимет пыльные бури, которые переносят мелкие частицы и опасные химические загрязнители. Изменения климата в ближайшие 20–30 лет снизят урожайность. Рост «климатообусловленной» продуктивности в сельском хозяйстве уже начинает сменяться падением, а в перспективе без адаптационных мер агропромышленников ждет огромный ущерб.
Тающая вечная мерзлота ставит под угрозу три четверти населения Арктики, наносит урон инфраструктуре — зданиям, газопроводам, теплосетям. Это особенно важно для России, где вечная мерзлота покрывает две трети территории. Потепление высвобождает вирусы и опасные бактерии, «погребенные» в вечной мерзлоте. Они просачиваются в водоемы, усиливая вероятность распространения инфекций. Только в Якутии более 15 тысяч скотомогильников — захоронений крупного рогатого скота, погибшего от сибирской язвы за последние несколько десятилетий. Споры сибирской язвы сохраняются больше века; потепление приведет к тому, что они могут быть перенесены на далекие расстояния.
Наука не наш приоритет
По данным Счетной палаты Российской Федерации, доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП России в период 2000–2018 годов колебалась от 1 до 1,29%. В развитых странах картина совершенно иная: в Корее этот показатель составил в 2018 году 4,6%, в Японии — 3,2%, Германии — 3,0%, США — 2,8%, Китае — 2,1%. По общей сумме затрат нам до сих пор не удалось достигнуть даже уровня 1991 года. По оценкам НИУ ВШЭ, в 2018 году объем затрат на науку составляет 90,4% от уровня 1991 года.
Доля затрат на исследования и разработки в ВВП России, %