Театр

24 февраля 2020, 00:00

МЕЖДУ НАМИ До 29/02 Режиссер Бегюм Эрджияс (Begüm Erciyas) Центр современного искусства «Винзавод» (Цех белого)
Читайте Monocle.ru в

Так говорила подушка

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Импресарио Федор Елютин сделал себе имя на том, что привозит в Москву из Европы спектакли-опыты для зрителя. Очередная партия — две премьеры турецкой режиссера и танц-художницы Бегюм Эрджияс (Begüm Erciyas) Pillow Talk и Voicing Pieces. В Москве их объединили, представив под общим названием «Между нами». Получился экспириенс-диптих для нарциссов и эгоистов.

В Pillow Talk зритель заходит в темный зал. Разувается. Идет по обтянутому бархатистой тканью полу. По бархату раскиданы «островки» подушек причудливых форм. Потом зритель проходит к освещенному участку. Ложится. Из подушки раздается: «Тебе хорошо меня слышно»?

Ближайшие 40 минут можно будет поговорить с подушкой, которая предложит рассказать анекдот или трогательно порассуждает про будущее. Идеально для измученного жизнью в мегаполисе миллениала: тебя слышат, все происходит анонимно, ты в горизонтальном положении и можешь даже подремать. Но разочарование приходит быстро: во-первых, подушка феерично тупит. Во-вторых и в главных, она тебя не слушает на самом деле, а только делает вид.

Я сбежала от подушки, предлагавшей остаться, решив дополнить собственный индивидуальный экспириенс коллективным переживанием. И помчалась в Театральный центр на Страстном — слушать, как Игорь Миркурбанов, любимый актер Константина Богомолова, читает в сопровождении бэнда тексты из книги режиссера «Так говорил Богомолов».

Каждая новелла — остроумная концентрация эгоизма и индивидуализма, который не пытается маскироваться под эмпатию. Богомолов, предлагавший зрителю свой опыт прочтения Достоевского или едкое сравнение времени, проведенного зрителями в зале, с жизнью в туберкулезном санатории в романе «Волшебная гора» Манна, вроде бы конструирует ситуацию для диалога, но слышит в нем только себя. Удивительное совпадение: и Pillow Talk, и «Так говорил Богомолов» — нарциссический разговор с самим собой, плохо замаскированный под диалог. Театр — дело эгоистичное. Другие варианты спектаклей для эгоистов и нарциссов — в нашей подборке.

Твоя_игра

До 9/03

Режиссеры — театральная компания Ontroerend Goed (BE)

Москва, ГУМ, магазин «Секция»

 

 079_rusrep_03-8.jpg

Один из первых спектаклей-опытов от импресарио Елютина сейчас как раз прокатывают в ГУМе. Сеансы по полчаса, в центре вы сами. Заходите в лабиринт спектакля, где вам будут задавать вопросы (про вас же); вы будете выполнять действия, которые будут скорее про вас, нежели про спектакль, и в финале вы получите подарок (содержимое снова будет посвящено вам любимому).

Все остальное про твою_игру будет спойлером, который рискует испортить ваше впечатление. Из подсказок: можете поиграть в игру с людьми, которых никогда больше не увидите, а можете попробовать узнать что-то про себя, использовав ситуацию как психологический тренинг.

Мизантроп

Режиссер Элмар Сеньков

Москва, Гоголь-центр

 

 079_rusrep_03-4.jpg

Не самую известную пьесу Мольера специально для спектакля перевел Дмитрий Быков, а поставил один из самых популярных молодых режиссеров Латвии Элмар Сеньков. Время действия — наше.

«Мизантроп» — прообраз «Горя от ума», а Альцест, тот самый мизантроп, — прото-Чацкий. На грибоедовского мизантропа-обличителя мы привыкли смотреть как на героя, но у Сенькова его французский прототип выглядит скорее самовлюбленным снобом. У Александра Горчилина, который играет Альцеста, на этот счет есть исчерпывающий музыкальный номер «Я в кайфе».

Человек.doc. Олег Кулик. Игра на барабанах

02/04

Режиссеры Эдуард Бояков, Светлана Иванова-Сергеева

Москва, театр «Практика»

 

 079_rusrep_03-6.jpg

Единственный из выживших спектаклей проекта театра «Практика» с уже несуществующим театром «Мастерская», посвященного людям искусства. В центре — провокатор и радикал Олег Кулик, который в исполнении Антона Кукушкина предстает перед зрителями со всех сторон. «Игра на барабанах» — история о том, как художник-нарцисс, влюбленный в собственные концепции, учится видеть не только себя, но и другого.

Покровка. До дна

Авторы — Мобильный художественный театр

Москва, ул. Покровка

 079_rusrep_03-7.jpg

Спектакль-бархоппинг от Мобильного художественного театра, строго говоря, не вполне вписывается в концепцию спектаклей для эгоистов и нарциссов. По сюжету начинающая писательница в канун Нового года идет по Покровке, где пили все русские классики, заходит в бары и там встречает Пушкина, Достоевского, Толстого, Горького — цвет русской литературы, одним словом. В барах наливают — до 29 февраля в подарок. Вполне себе вариант для интровертов, мизантропов и тех, кто готов пить с собеседником уровня не ниже Пастернака, например.