Я не поеду на войну
Начало 40-х годов. Австрийский крестьянин Франц Еггерштеттер (Аугуст Диль) с женой Фанни (Валери Пахнер) и детьми жили в маленькой альпийской деревушке, среди живописных лугов и заснеженных вершин. Когда пришла повестка в армию, Франц отказался идти воевать за Гитлера, несмотря на все уговоры и оскорбления односельчан. Вскоре он был осужден за измену и казнен.
Получивший в Каннах два приза фильм Малика можно назвать его самой зрительской картиной за последние 10 лет. После закадровых патетических глоссолалий «Рыцаря кубков» и «От песни к песне» он вернулся к осмысленным диалогам, хотя внутренние монологи героев режиссера по-прежнему интересуют больше — так уж повелось со времен «Тонкой красной нити». Как и несколько расточительное использование актерского состава — сыгравшие тут свои последние роли Микаэль Нюквист и Бруно Ганц не занимают много экранного времени, а Франц Роговски и Маттиас Шонартс и вовсе мелькают где-то на сюжетной периферии. Но все же самое интересное, что тут есть, — герой во всех смыслах этого слова. Молчание Диля красноречивее тысячи слов, и камера Йорга Видмера, который сменил Любецки, но работал на многих картинах режиссера и остался верен его стилю съемки, часто замирает на лице актера и дает зрителю прочувствовать персонажа, который фактически положил свою жизнь за отказ подписать никчемный кусок бумаги. Его стоицизм, твердость его веры, добровольно принятая и никем не замеченная смерть делают его современным мучеником. Для Франца Еггерштеттера не так важно, заметили ли его поступок люди или некая божественная сущность — верность себе, отказ от подлости оказываются важнее жизни и даже оставленной им семьи. Наверное, сейчас его поступок может вызвать непонимание, недоумение и даже раздражение — но и уважение, безусловно, тоже. Малик и раньше не раз обращался к Богу через мысли своих персонажей, но это, пожалуй, самый религиозный его фильм. Новых поклонников он ему точно не принесет, старые не будут обижены, а те, кому несколько надоел самопародийный стиль режиссера последних лет, смогут перевести дух — в свои 76 лет мастер взялся за простую историю обыкновенного святого и рассказал ее так, что хотелось дослушать до самого конца.
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ
Режиссер Хлинюр Палмасон
Ингимундур (Ингвар Эггерт Сигюрдс сон), недавно овдовевший шеф полиции маленького исландского городка, немногословный старик, искренне любящий своих лошадей и внучку Салку (дочь режиссера Ида), роется в вещах жены и выясняет, что она была ему неверна. А затем берется за ружье. Неспешная и скорбная исландская драма с обилием красивых кадров, просящихся на скриншоты, неумолимо затягивает нас в Чистилище вслед за обреченным персонажем, отдаленно похожим на протагонистов Пола Шредера. Бывший видеохудожник Палмасон («Зимние братья») в своем втором фильме вновь разрушает жизнь главного героя и не избегает аллюзий — финал явно отсылает к стихотворению Гете «Лесной царь».
ПИНОККИО
Режиссер Маттео Гарроне
Знакомая всем с детства история Карло Коллоди про приключения деревянного мальчика в руках Маттео Гарроне превратилась в жутковатую сюрреалистическую сказку в духе Терри Гиллиама, где нищета, голод и несправедливость — ничуть не меньшие враги, чем прощелыги Кот и Лис и хозяин кукольного театра Манджафуоко, на лицо свирепый, но добрый внутри. Режиссер уже обращался к волшебному жанру в «Страшных сказках», но здесь демонстрирует настоящее мастерство и полет фантазии, при этом нигде не отступая от текста первоисточника.
АФЕРА В МАЙАМИ
Режиссер Оливье Ассайас
В основе шпионского триллера Ассайаса реальная история пяти кубинских политзаключенных, попавших в американскую тюрьму в конце 90-х годов по обвинению в шпионаже и убийстве. Пока главный герой, летчик Рене (Эдгар Рамирес), борется с режимом Кастро, в сюжет вводятся все новые персонажи (Гаэль Гарсия Берналь, Ана де Армас), а на экране появляются снятые с воздуха умопомрачительные виды (режиссеру разрешили снимать на Кубе).
ПОБЕГ ИЗ ПРЕТОРИИ
Режиссер Фрэнсис Аннан
ЮАР 70-х годов. Тим (Дэниел Рэдклифф) и Стивен (Даниэль Уэббер), два интеллигентных борца с апартеидом из партии АНК, взрывают несколько бомб с листовками, призывающими к свержению режима, и тут же попадаются. Судья приговаривает друзей к солидным срокам заключения, 12 и 8 лет соответственно. В тюрьме они решаются на побег, для чего Тиму приходится освоить ремесло столяра — оказывается, любой замок можно открыть и деревянным ключом.