Instagram, Facebook и Google запретили рекламу криптовалют и ICO-проектов (Initial Coin Offering — публичное размещение токенов). Не отстает от мировых гигантов и российский «Яндекс». «Согласно рекламной политике “Яндекс” не размещает рекламу ICO», — сказали «Эксперту» в пресс-службе холдинга. Одновременно американская комиссия по ценным бумагам (SEC) объявляет об очередном ужесточении контроля за криптовалютными размещениями — дан старт десяткам расследований в отношении компаний, которые привлекли средства в ходе продажи токенов. Еще в прошлом году запрет на участие инвесторов-физлиц в Initial Coin Offering был внедрен в Китае. Однако о конце ICO говорить рано: все эти меры скорее направлены на защиту широкого круга инвесторов от недобросовестных компаний.
В России ICO по-прежнему остается за рамками легального правового поля, что не останавливает предприимчивых бизнесменов, блокчейн-романтиков и даже мошенников — все они продолжают генерировать идеи и привлекать деньги через ICO в свои проекты. Провести черту между тремя эти категориями и однозначно определить, кто есть кто, сложно. И самый надежный критерием для выяснения добросовестности проектов — исполнение обещаний. Но сейчас его нельзя применить в полную силу — с момента большинства размещений прошло еще слишком мало времени.
«Прошлый год стал переломным для российского ICO-рынка. Если в 2016-м Россия не входила даже в первую пятерку стран по объемам привлеченных инвестиций, то по итогам прошлого года наша страна заняла второе место по показателям сборов — 310 миллионов долларов, уступив лишь США (миллиард долларов), третье место занимает Сингапур (260 миллионов долларов), — рассказали “Эксперту” в Российской ассоциации криптовалют и блокчейна. — Однако по мере роста количества ICO возрастет и количество проектов, по различным причинам не реализовавшихся. Если к концу первого полугодия 2017 года доля таковых составляла десять процентов, то концу года статистика фиксировала показатель 66 процентов нереализованных ICO». Иными словами, более 200 млн долларов из вложенных в российские проекты 310 млн инвесторы могут не получить назад.
Чаще всего российские ICO-стартапы — это малый или средний бизнес. Есть проекты, рассчитанные на долгосрочную перспективу, блокчейн в них не просто модный термин, а необходимый механизм реализации идеи.
Интересно, что при всей раскрученности темы «крипты» для некоторых ICO хайп скорее минус, ведь он привлекает ненужное внимание к основателям проектов. Многие ICO-команды существуют полулегально, хранят в своих криптокошельках огромные средства, а это соблазн как для бандитов, так и для обиженных инвесторов. Показательно, что при подготовке этой статьи «Эксперт» обратился за комментариями к семи компаниям, из них одна команда отказалась от общения из страха нападения (не уточнив, чьего именно), еще одна опасается регулирующих органов, третья перестала существовать после проведенного ICO.