В ближайшее время правила игры на российском рынке пищевой продукции могут серьезно измениться за счет появления первого оптового продуктового маркетплейса «Агро 24». Основатель розничной сети «Пятерочка» Андрей Рогачев и сооснователь консалтинговой компании «Бизнес-молодость» Александр Волчек за несколько десятков миллионов долларов создали торговую платформу, позволяющую покупать продукты оптом в ускоренном режиме и с минимальными издержками благодаря автоматизации многих этапов подготовки и проведения сделки. Впрочем, за три месяца работы в открытом доступе реальных сделок здесь проведено немного, а крупные производители и федеральные торговые сети пока смотрят на платформу скептически, активно работая над созданием собственных b2b-площадок.
Онлайн выруливает в опт
В России сейчас наблюдается бум развития оптовых маркетплейсов, как универсальных, так и специализированных. Большинство из них работают по принципу «досок объявлений», размещая предложения о предлагаемых товарах за абонентскую плату или на правах рекламы. Но при этом набирают обороты и такие маркетплейсы, которые, по аналогии с розничными, взимают плату с продавцов за каждого «приведенного» к ним покупателя, придерживая при этом деньги клиентов на своей платформе до завершения сделки. Больше всего преуспели в этом маркетплейсы по продаже автозапчастей, половина которых уже продается оптом через интернет; их догоняют агрегаторы стройматериалов.
Наиболее удобные контрагенты для маркетплейсов — производственные компании, которые сами стремятся перевести оптовую торговлю в электронный формат, для чего создают на своих сайтах так называемые платформы самообслуживания клиентов. Среди товаропроизводителей в развитых странах этот тренд наметился лет десять назад. Сегодня свои клиентские сервисы создают и многие российские крупные компании, такие как «Северсталь», продающая через интернет до половины продукции, «Технониколь», Ulmart, Metro Cash & Carry и другие. По данным исследовательской компании Forrester Research, в России электронные b2b-платформы есть уже у 20% производственных компаний. Более того, почти 90% из них заявили при опросе, что смогли за счет оптовых дистанционных продаж не только привлечь до 20% новых клиентов, но и значительно сократить издержки. «Опыт наших клиентов показал, что внедрение автоматизированных электронных систем оптовых продаж в b2b-сегменте позволяет сэкономить до 80 процентов рабочего времени менеджеров по продажам, на столько же снижется число количество ошибок в документах, — говорит директор по развитию ИТ-компании Compo! Максим Наумкин. — В результате запуска оптового интернет-магазина операционные затраты компаний на маркетинг могут сокращаться в среднем на 70 процентов, а количество новых клиентов увеличиваться на 20 процентов. В частности, за счет того, что работу десяти менеджеров может выполнять один, а остальные занимаются уже не оформлением сделок, а поиском новых клиентов».