В августе 2015 года на территории Михайловского района Приморского края была создана территория опережающего развития (ТОР) «Михайловский», которая специализируется на производстве сельхозпродукции — в основном свинины и необходимых дня нее кормовых культур. Якорным резидентом ТОР стала компания «Русагро», один из трех крупнейших агрохолдингов в стране. (К слову, другие два — «Мираторг» и группа «Черкизово» — осваивать рынок Приморья пока не спешат.) Созданное специально под ТОР дочернее предприятие «Русагро Приморье» в 2021 году планирует закрыть потребность Дальнего Востока в охлажденной свинине и двигаться дальше, на экспорт. Но в начале этого года депутаты Законодательного собрания Приморского края выразили сомнение в том, что приход столь крупных игроков на рынок производства свинины — несомненное благо. За три месяца до запуска первого свинокомплекса они суммировали и изложили свои претензии к первым результатам деятельности «Русагро Приморья».
«Эксперт» решил разобраться, насколько эти претензии обоснованны в данном конкретном случае и насколько они вообще характерны для прихода крупных производств на те или иные территории.
Депутаты начинают и попадают в пат
Во Владивостоке нет центрального колхозного рынка. Такого, где можно увидеть всевозможную экологически чистую продукцию — тушки птицы, развалы мяса, пирамиды овощей-фруктов… «Съездите на Первую речку, там большой рынок», — растерянно посоветовала женщина, к которой я обратился на центральной улице города, Алеутской. «Обязателен для посещения китайский рынок на Спортивной», — отвечали на тот же вопрос в соцсетях. Впоследствии оказалось, что во Владивостоке несколько крупных рынков. Но в принципе фермерские прилавки постепенно, но неуклонно вытесняются аккуратными павильончиками с вывесками «Охлажденное мясо». Хотя еще несколько лет назад вся свинина была привозная и замороженная. Но это конкуренция на розничном уровне.
Битва идет за другой рынок — рынок производства свинины, не только региональный, но и с перспективой выхода на экспорт. И первыми свидетельствами этой войны стало «великое противостояние» депутатов Законодательного собрания Приморского края и администрации «Русагро Приморья» на заседании комитета по экономической политике 20 февраля.
«До этого заседания к “Русагро Приморью” у краевого правительства не было никаких вопросов. Осенью на совещании рассматривался вопрос обеспечения инфраструктуры ТОР “Михайловский”, и претензий никто не высказывал. То, что произошло сейчас, для нас стало неожиданностью», — прокомментировали ситуацию в Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ) — управляющей компании региональных ТОР.