Проиндексировать и спрогнозировать

Игорь Степанов
30 января 2017, 00:00

Сегодня, как и в любую другую эпоху перемен, нет недостатка в прогнозах развития российской экономики. Благо, фактическая основа для них достаточно обширна и легкодоступна — это данные Росстата, Центрального Банка, Минэкономразвития и прочих уважаемых организаций. Их достоверность не вызывает сомнений, а открытость на достаточно широком временном промежутке стимулирует желание предугадать хотя бы ближайшее будущее в терминах миллиардов руб­лей и процентов роста

Однако такой подход в чем-то сродни попыткам угадать выигрышные номера лотерей на основе ранее выпадавших вариантов. Имея количественную информацию о настоящем и прошлом, невозможно прогнозировать будущее без качественных характеристик направлений дальнейшего развития, без векторов ожидаемых перемен. Эти индикаторы не содержат, да и не должны содержать строгие статистические показатели — их задача указать на те тенденции, которые определяют экономический курс страны, дать возможность оценить сложившийся на сегодня деловой климат, в котором действующие производственные отношения позволят добиться очередных итогов развития или стагнации.

Больше индексов — хороших и разных

Роль таких экономических датчиков сегодня играют индексы, оценивающие по тем или иным технологиям уровень текущей деловой активности и бизнес-ожиданий отечественных предпринимателей. Так, в сегменте малого и среднего бизнеса популярны Индекс Опоры RSBI — оценивающий самочувствие в сегменте микро, малого и среднего бизнеса, и Индекс деловой активности (ИДА), служащий для оценки динамики изменения поведения предпринимателей. Первый из них (RSBI) — результат совместных исследований самочувствия бизнес-ожиданий малого и среднего предпринимательства со стороны Промсвязьбанка и общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», второй (ИДА) — индикативный показатель, характеризующий состояние рыночной среды от факторинговой компании НФК. Количественная интерпретация неформальных показателей едина как для RSBI, так и для ИДА — величина любого из индексов ниже 50 пунктов говорит о снижении деловой активности российского бизнеса, выше 50 пунктов — о росте активности. Естественно, что положительными тенденциями и в том, и другом случае считается приращение показателей от периода к периоду, отрицательной — их уменьшение.

По мнению вице-президента — управляющего директора по развитию малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилла Тихонова, Индекс Опоры RSBI — это единственный индикатор в России, который достаточно оперативно отражает положение дел в МСБ в широком спектре показателей: финансовые результаты, доступность финансирования, инвестиции, кадровая составляющая. «Кроме того, старт ежеквартального исследования совпал с началом кризиса и позволил наблюдать за тем, как бизнес реагировал на меры государственной поддержки, применяемые для стабилизации экономики малых и средних компаний, повышения доступности финансирования», — замечает эксперт. В свою очередь, директор дирекции инновационного развития факторинговой компании НФК Дарья Николаевская считает, что Индекс ИДА более приближен к действительности, т.к. оценивает отношение представителей бизнес-сообщества к происходящим на рынке событиям, и именно они первыми ощущают на себе малейшие изменения на рынке, поэтому индекс ИДА опережает публикацию официальных цифр и отчетов.

 10-01.jpg

Оба индекса претендуют на определение качества среды ведения бизнеса, но различные технологии их расчета приводят на коротких периодах к несовпадающим результатам — зато тренд на длительных временных промежутках (с начала 2016 года) можно признать совпадающим, и это уже неплохое подтверждение качества проводимых исследований.

Характерная особенность поведения индекса RSBI в 2016 году — асимптотическое стремление к уровню 50 пунк­тов, монотонный рост со снижающейся динамикой. «Со второго квартала прошлого года деловая активность МСБ из зоны падения перешла в зону стагнации, и после этого ситуация была достаточно стабильной, т.е. она и не улучшалась, но и не ухудшалась», — объясняет динамику индекса Кирилл Тихонов. По его мнению, падение продаж замедлилось и потребительская активность выросла, но назвать это бумом сложно. Покупатели сохраняют осторожность в расходах, и это сказывается на результатах и настроениях предпринимателей. «Поэтому индекс, выражаясь биржевым термином «залег в боковик», — констатирует эксперт.

Дарья Николаевская, комментируя волатильность ИДА, отметила: «В первую очередь колебания Индекса связаны с сезонностью большей части отраслей, представители которых участвовали в расчете». Однако, по мнению топ-менеджера компании, несмотря на колебания абсолютного значения ИДА, общий тренд — уверенное стремление к отметке 50%, которая является переломной точкой в том, как бизнес оценивает внешнюю среду.

 10-02.jpg

Попытка оцифровать не бизнес-результаты, но бизнес-отношения всегда чревата неизбежно субъективным подходом, и конкурирующие методики расчета различных индексов, основанные на опросах репрезентативных групп респондентов — один из действенных инструментов снижения такой погрешности.

Директор дирекции инновационного развития факторинговой компании НФК Дарья Николаевская 10-03.jpg
Директор дирекции инновационного развития факторинговой компании НФК Дарья Николаевская

Так, индекс RSBI отражает настроения и ожидания российского бизнеса по четырем основным показателям, каждый из которых имеет индивидуальный вес в итоговом результате: продажи — 0,3, кадры — 0,2, доступность финансирования — 0,25, инвестиции — 0,25. А Индекс деловой активности (ИДА) использует несколько другой набор показателей — финансы, продажи и маркетинг, риск-менеджмент, закупки, рыночная среда и внешние факторы, давая при этом возможность самим респондентам решить, насколько каждый фактор влияет на бизнес, и в последующем оценить изменения каждого параметра.

Как RSBI, так и ИДА ориентированы на отображение настроений малого и среднего бизнеса и используют схожие трехмесячные временные отрезки. «В ходе расчета ИДА мы интересуемся мнением бизнеса относительно ближайших 3–4 месяцев», — поясняет Дарья Николаевская. Наибольшее различие на нынешний день состоит в размере выборки — если последний показатель RSBI основан на мнениях 2 292 компаний в 21 регионе России, то у ИДА база респондентов пока заметно меньше — по информации заместителя директора Дивизиона по маркетингу Дивизиона «Сибирский» факторинговой компании НФК Дарьи Алиповой, ноябрьские значения ИДА сформированы по результатам обработки 152 анкет.

Сравнение технологий расчетов индексов RSBI и ИДА не дает возможности выявить недостатки и преимущества той или иной технологии, зато предоставляет конечному пользователю, заинтересованному в максимально беспристрастной оценке, принимать собственное решение по доверию тому или иному индикатору бизнес-среды. В целом же индексы, переводящие в количественные оценки не формализуемые настроения бизнеса по отношению ко дню сегодняшнему, и тем более — завтрашнему, дают в совокупности с сухой статистикой хорошую основу для качественного экономического прогноза.

Надо отметить, что практики финансового рынка — в частности, банкиры — используют и другие показатели, характеризующие состояние бизнес-среды собственной клиентуры. «Для мониторинга деловой активности мы используем термин «активный клиент» — это клиент банка, который проводил операции по расчетному в ближайшие три месяца. В зависимости от увеличения/понижения данного показателя можно оценить уровень деловой активности клиентов», делится опытом директор управления продаж малому бизнесу Сибирского банка ПАО Сбербанк Наталья Левченко. «Кроме того, для нас показателем повышения уровня деловой активности является увеличение спроса на кредитные продукты банка», — добавляет банкир.

 10-04.jpg

Что год грядущий…

Оценки деловой активности — как, впрочем, и финансовая статистика — отстают от реалий сегодняшнего дня как минимум, на период опроса и расчетов. Однако это не мешает экспертам выстраивать собственные модели поведения бизнеса. Так, Дарья Николаевская, говоря об экстраполяции уровня ИДА на конец 2016 года, готова предположить рост значения индекса из-за традиционного предпраздничного роста продаж в большинстве отраслей. Что касается более долгосрочных — на 2017 год — прогнозов, то эксперт признает: «К сожалению, у нас пока недостаточно данных для прогнозирования — мы рассчитываем ИДА с июня 2015 года». Эксперт, ориентируясь на прогнозы участников, которые выглядят скорее нейтральными с налетом пессимизма, делает вывод: несмотря на улучшение внешних показателей и позитив макроэкономических отчетов, ключевой фактор влияния — платежеспособный спрос — еще далек от восстановления. Доходы конечных потребителей не растут, и бизнес не видит сигналов для улучшения конъюнктуры. «Если говорить о дальнейших расчетах, то мы ожидаем продолжение постепенного роста ИДА на протяжении 2017 года, но скорее всего, психологическую отметку в 50% Индекс так и не преодолеет», — резюмирует руководитель Дирекции инновационного развития факторинговой компании.

Директор управления продаж малому бизнесу Сибирского банка ПАО Сбербанк Наталья Левченко 10-05.jpg
Директор управления продаж малому бизнесу Сибирского банка ПАО Сбербанк Наталья Левченко

Кирилл Тихонов более оптимистичен — по его прогнозам, в начале года период стагнации деловой активности бизнеса сохранится, и итоги Индекса Опоры RSBI в первом квартале 2017 года будут слабыми. «Но далее мы ждем укрепления показателей Индекса в зоне роста/стагнации, в течение 2017 года в целом Индекс деловой активности будет в зоне роста — выше 50,0 п.п», — поделился своими прогнозами вице-президент Промсвязьбанка.

Директор по развитию малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов 10-06.jpg
Директор по развитию малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов

Тему преград на пути развития бизнеса продолжает директор Сибирской регио­нальной дирекции банка «Открытие» Андрей Смирнов. По его мнению, импортозамещение все-таки не стало драйвером роста в сегменте МСБ, т.к. коснулось ограниченного круга отраслей, а господдержка позволяет получать финансирование для реализации инновационных и импортозамещающих проектов, в то время как большая часть малого и среднего бизнеса сконцентрирована в сфере розничной торговли и услуг. «По-прежнему отсутствует комфортная для ведения бизнеса деловая среда, что, во-первых, вынуждает малый бизнес, прежде всего микросегмент, уходить «в подполье» и перекрывать себе тем самым возможности получения банковских кредитов, либо обращаться к альтернативным кредиторам (МФО), существенно наращивая свою кредитную нагрузку», — считает руководитель дирекции банка. Впрочем, он видит и другие причины ограничения роста бизнеса — начиная с медленного восстановления экономики и ее высокой зависимости от внешних факторов и заканчивая падением реальных доходов населения, влияющим на спрос конечных потребителей.

Директор Сибирской региональной дирекции банка «Открытие» Андрей Смирнов 10-07.jpg
Директор Сибирской региональной дирекции банка «Открытие» Андрей Смирнов

Немного больше оптимизма содержится в оценках бизнес-настроений МСБ, данных Директором управления продаж малому бизнесу Сибирского банка ПАО Сбербанк Натальей Левченко. Так, банкир с начала 2016 года наблюдала повышение активности кредитования клиентов малого бизнеса, на которую влияет сезонность, период проведения торгов и тендеров, покупательская активность клиентов. «Однако в целом наблюдается увеличение запросов на кредитование и повышение уровня активности клиентов в сегменте малого бизнеса», — отмечает директор управления продаж, прогнозируя сохранение положительной динамики деловой активности в 2017 году. «Клиенты нацелены на развитие бизнеса, считают год благоприятным для инвестирования в развитие», — резюмирует топ-менеджер банка.

 10-08.jpg

На перспективы развития отечественного предпринимательства влияет не только эволюционирующая бизнес-среда, но и конкретные законодательные новации — на это обращает внимание руководитель корпоративного филиала ВТБ в Новосибирске Вячеслав Брюханов. По его информации, с начала 2017 года вступил в действие ряд изменений, которые будут определять принципы работы некоторых отраслей в текущем году. Изменения коснулись механизма субсидирования затрат предприятий сельского хозяйства, нововведения приняты и в сфере строительства — застройщики жилья теперь должны делать отчисления в компенсационный фонд, предназначенный для защиты прав дольщиков. Были и другие изменения. Поэтому сейчас, считает руководитель филиала банка, бизнес оценивает свои возможности и разрабатывает модели поведения в условиях этих изменений. «Но в целом пессимистических настроений нет — предприятия готовы к работе», — дает банкир свою оценку экономической ситуации. А его коллега — руководитель службы малого бизнеса розничного филиала ВТБ в Новосибирске Ирина Степанова — утверждает, что в прошлом году в Сибири наметились тенденции по стабилизации после общего снижения сегмента МСБ, и в текущем году уже видна тенденция в восстановлении спроса, что связано это со снижением кредитных ставок.

Руководитель службы малого бизнеса розничного филиала ВТБ в Новосибирске Ирина Степанова 10-09.jpg
Руководитель службы малого бизнеса розничного филиала ВТБ в Новосибирске Ирина Степанова

«Если говорить в целом по году, то рост деловой активности в четвертом квартале 2016 года частично компенсировал падение первого полугодия», — вспоминает начальник кредитного управления Банка «Левобережный» Екатерина Аникеева. По ее мнению, установившийся умеренный спрос на долгосрочные инвестиционные кредиты говорит о сохранении принципа осторожности у большинства производственных предприятий. «Так что в начале 2017 года мы не ожидаем внезапного и резкого повышения деловой активности предприятий МСБ. Умеренный спрос на доступное финансирование будет сохраняться, а существенный рост возможен после выхода из стагнации промышленного сектора», — считает руководитель кредитного управления.

Начальник кредитного управления Банка «Левобережный» Екатерина Аникеева 10-10.jpg
Начальник кредитного управления Банка «Левобережный» Екатерина Аникеева

В целом оценки экспертов можно определить как «выжидательные», пока не дотягивающие даже до «осторожного оптимизма», не говоря уж о значимом переломе в бизнес-настроениях МСБ. «В 2016 году пессимизм, который наблюдался в настроениях предпринимателей в 2015 году, сменился на более нейтральные оценки ситуации — предприниматели, судя по ответам в рамках опроса, пришли к пониманию, что худшее уже позади», — видит Кирилл Тихонов, отмечая улучшение потребительского спроса на внутреннем рынке за счет роста реальных доходов граж­дан, которое, по мнению эксперта, несомненно отразится на положении предпринимателей и их оценках деловой среды.

Сами же представители малого бизнеса отмечают в качестве тренда последнего времени повышенную ориентацию на эффективность бизнеса. По словам директора компании ITConstruct специализирующейся на разработке internet-сайтов, Романа Петрова, большинство их клиентов — МСБ, и если раньше многие были готовы на эксперименты, делать индивидуальный дизайн и вкладываться в разработку по полгода и более, то сейчас экономическая эффективность вышла на первый план. Предприниматель подмечает, что у многих компаний МСБ идет оптимизация затрат, поэтому делится своим личным настроением: «В этом году неэффективные кадры будут «вымыты» из компаний, и появится бюджет на развитие».

Поневоле напрашивается аналогия с путником, преодолевшим крутой подъем и оценивающим свои возможности двигаться дальше по пересеченной местности. Возвращаться назад нет никакого желания, идти вперед — пока не хватает сил, но и долгое топтание на месте — тоже не выход. И все же жизнь заключается в движении — пусть сначала медленно, но уверенно приводящем не только к горным вершинам, но и к высотам бизнеса.