Автострахование в поисках «точек роста»

Игорь Степанов
13 марта 2017, 00:00

Культура автострахования в современной России приживалась непросто — всего пятнадцать лет назад была поставлена точка в вопросе страхования автогражданской ответственности, которая стала-таки обязательной

Читайте Monocle.ru в

Всего полтора десятка лет назад введение этого вида страхования сопровождалось ожесточенными дискуссиями по поводу «непозволительных ограничений свобод собственности и договора» — а сегодня трудно представить себе автомобилиста без полиса ОСАГО. Тем не менее, трудно не согласиться с директором филиала СГ «ХОСКА» в Новосибирске Юлией Гончаровой, считающей, что ни один вид страхования не обсуждается так широко и не вызывает столько противоречивых мнений, как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Однако нельзя не признать — кроме разрешения значительной доли материальных проблем обязательное автострахование послужило хорошей школой страховой грамотности для населения. Не сильно преувеличивая, можно предположить, что именно ОСАГО — точнее, взращенное на его примере понимание рисков и ответственности автовладельцев — способствовало распространению других страховых продуктов, в первую очередь — КАСКО и, в меньшей степени, ДоСАГО.

Прошедший год стал непростым для страховых организаций, работающих на рынке обязательного и добровольного автострахования. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя выплата по ОСАГО в 2016 году выросла на 40%, а средняя премия увеличилась всего на 9%. При этом увеличение средней выплаты стало максимальным за все действие закона об ОСАГО, но было вполне ожидаемым — как естественная реакция на повышение максимального размера выплаты по этому виду страхования, введенного в 2014 году.

«За последние полтора–два года можно было наблюдать, как у населения упал спрос на классическое КАСКО, основным драйвером которого были продажи новых автомобилей», — говорит директор филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Новосибирской области Артем Сычев, комментируя ситуацию в сфере добровольного страхования автотранспорта. По его мнению, это вполне объяснимо, и такая тенденция связана в первую очередь с экономическими причинами, в первую очередь — сокращением доходов населения из-за кризиса. Доходы упали почти вдвое по отношению к иностранной валюте, и потому классическое КАСКО стало для россиян малодоступным страховым продуктом, увеличившись в стоимости практически в два раза. В качестве причин такого роста топ-менеджер называет как удорожание самих автомобилей, так и запасных частей к ним.

Официальный представитель «Альфа-Страхование» Юрий Нехайчук обращает внимание еще на одну тенденцию прошедшего года — продолжение консолидации страхового рынка и сокращение количества его участников. «Это и из-за того, что отдельные компании сдают лицензии, и из-за активной деятельности регулятора в части надзора, в том числе и по автострахованию», — считает эксперт. Однако любой кризис открывает возможности для дальнейшего развития, в частности — в направлении продуктовой диверсификации. Страховой рынок не стал исключением — Юрий Нехайчук видит, что на снижение спроса страховые компании отреагировали продуктами с более узким покрытием рисков и лояльным ценообразованием. Начальник управления методики актуарных расчетов СК «МАКС» Максим Маркелов соглашается: покупать полноценную страховку каско стало дорого, и страховщики начали искать способы снижения стоимости полисов КАСКО — активно предлагать продукты с франшизой (участие страхователя в ремонте собственного ТС на сумму равной франшизе). По мнению эксперта, таким образом удалось решить сразу две проблемы — удержания клиентов с помощью снижения стоимости полисов из-за применения франшизы и снижения убыточности по этому виду страхования, т.к. частота обращений за выплатами по договорам с франшизой заметно ниже, чем без применения франшизы.

В целом же на российский рынок автострахования в прошлом году, по мнению директора департамента маркетинга «ВТБ Страхование» Кирилла Бобылькова, существенное влияние оказало снижение продаж новых автомобилей, спрос на страхование которых особенно высок — в результате объемы по итогам 2016 года оказались сопоставимы с показателями 2011 года.

 08-02.jpg

ОСАГО: эпоха перемен

Рынками ОСАГО и КАСКО руководят схожие законы, что не мешает проявляться — иногда довольно значительно — особенностям каждого вида страхования. Этому в немалой степени способствует различное законодательное регулирование, которое в последние годы обеспечило не одну новацию сегменту обязательного автострахования. Увеличение лимита выплат, принципиальное изменение методики определения выплат при причинении вреда здоровью, «европротокол», электронное ОСАГО — все эти изменения направлены на поддержку автомобилистов, но часть из них существенно повышает размер выплат страховых компаний. Из этого перечня наиболее существенное влияние на рынок автострахования оказало введение единой методики расчета, которая существенно повысила среднюю выплату по ОСАГО по всей стране, считает Артем Сычев. «А сейчас мы ожидаем приоритетной «натуральной» формы возмещения ущерба по ОСАГО, который также окажет существенное влияние на рынок ОСАГО», — добавил директор филиала страховой компании, говоря о предстоящих изменениях на рынке.

Вряд ли кто-то из российских автовладельцев верил в чудо — увеличение выплат без удорожания полиса, его и не произошло. Однако уже сегодня эффект от повышения страховых тарифов, которое было в 2015 году, можно считать отыгранным — такого мнения придерживается президент РСА Игорь Юргенс. «В силу роста курсов валют и увеличения лимитов выплат за вред, причиненный имуществу и здоровью, средняя выплата сильно возросла и в ряде регионов наблюдается недостаточность тарифов», — продолжает тему стоимости страхования автогражданской ответственности Максим Маркелов. Он уверен, что именно в связи с этим часть регио­нальных страховщиков либо ушли с рынка ОСАГО, либо разными способами пытаются сокращать свое присутствие в убыточных регионах, что вызвало волну негодования среди автолюбителей, которые фактически не могли купить полис ОСАГО. Для решения проблемы доступности полисов ОСАГО была введена система единого агента ОСАГО, также с 1 января 2017 года все страховщики, имеющие лицензию по ОСАГО, обязаны продавать электронный полис ОСАГО.

«Но первые недели показали, что далеко не все пока идет так гладко, как описано «на бумаге» — в частности, сохраняются ситуации, когда клиент не проходит автоматическую проверку данных в РСА по причине несовпадения или отсутствия данных», оценивает первый опыт внедрения Е-ОСАГО Юлия Гончарова. «Если ранее в такой ситуации страховая компания имела право отказать в заключении электронного договора, то с 01.01.2017 г. клиент может направить страховщику «сканы» документов, и тот обязан обеспечить заключение договора», — разъясняет ситуацию директор филиала, добавляя далее, что эта опция делает возможным заключение договора и для совсем нового клиента, данных о котором еще нет в РСА, а также оформление полиса на другой автомобиль — ранее такой возможности не было.

Однако не одна тарифная недостаточность стала головной болью страховых организаций, занимающихся продажами полисов ОСАГО. После повышения порога максимальной выплаты активизировались т.н. «автоюристы», оперативно прибывающие на место ДТП с целью выкупа обязательств страховой компании перед автовладельцем путем выдачи доверенности или же составления договора цессии. Застрахованного устраивала не столько предлагаемая сумма, сколько возможность быстрого ее получения, а вторая сторона добивалась — как правило, в судебном порядке и без предоставления автомобиля для осмотра страховщику — максимальных сумм выплат, включая штрафы, пени, неустойки и комиссии. Убытки страховых компаний от применения таких технологий оказались весьма значительными. Артем Сычев подтверждает — на рынок ОСАГО существенное влияние начал оказывать фактор «автоюризма» — когда мошенники, действуя в корыстных интересах, приносят страховым компаниям колоссальные убытки.

 08-03.jpg

КАСКО: клиентоориентированная эволюция

Рынок добровольного страхования автотранспорта не был подвержен столь существенным переменам, какие выпали на долю страхования обязательного. В ответ на внешние шоки, объективно приведшие к росту выплат страховщиков по договорам КАСКО, пустились в рост тарифы на заключение договоров. Но это сулило очевидные потери клиентской базы — и в ход пошли новые страховые инструменты, покрывающие меньший диапазон рисков за более приемлемую стоимость. Такая модификация продуктовой линейки вкупе с программами лояльности позволили страховым организациям свести к минимуму возможные потери в надежде на грядущее восстановление рынка. И в этом смысле сегмент КАСКО отреагировал на изменение внешних экономических условий, как вполне сформировавшийся рынок.

По мнению Артема Сычева, если говорить о совершенствовании продуктов, то чаще всего имеется в виду движение компании по направлению к клиенту. «Это означает, что мы стараемся сделать КАСКО более доступным для автовладельцев — например, когда клиент не может себе позволить КАСКО в классическом виде, страховщик совершенствует страховой продукт или разрабатывает иной, чтобы снизить стоимость страхования», — поясняет он. «Если клиент живет в своем доме и его машина стоит в охраняемом гараже, то риск хищения автомобиля значительно ниже и клиенту не нужно включать в полис пункт об угоне. Если автомобиль напротив, стоит во дворе, то в первую очередь необходимо продумать вероятность его угона. При этом, если клиент ездит очень аккуратно, то риск ущерба от ДТП можно нивелировать включением риска угона и по тотальной гибели автомобиля, либо задуматься о франшизе», — приводит примеры адаптивного подхода к потребностям и возможностям клиента руководитель филиала. Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов констатирует значимую роль франшизы в формировании новых рыночных тенденций. «Один из наиболее интересных трендов — то, что частота убытков стабилизировалась, в первую очередь благодаря росту в несколько раз доли договоров с франшизой (по новому бизнесу по нашему портфелю физлиц она достигает сейчас 58 процентов). Поэтому рост тарифов сейчас маловероятен, тем более в свете укрепления руб­ля», — считает директор департамента.

 «Рынок КАСКО всегда был высококонкурентным, поскольку это продукт с активным спросом и направлен на существенный сегмент розничного рынка, но и здесь сегодня произошли довольно важные структурные изменения», — признает Кирилл Бобыльков. Анализируя текущее состояние рынка, он делает вывод — если раньше конкуренция между страховыми компаниями разворачивалась в основном в стоимостной плоскости — клиент обычно выбирал, где дешевле, — то теперь очевиден рост значимости таких факторов, как надежность и сервис, потребители стали более разборчивыми и привлечь их только низкой ценой уже непросто. «Такая тенденция отразилась и на концентрации рынка — он сосредотачивается среди крупных и надежных страховщиков», — заключает эксперт.

Однако не только экономические законы определяют сегодняшнее состояние и тенденции развития рынка добровольного автострахования. Технический прогресс не стоит на месте, и его достижения все активнее внедряются в практику страховой деятельности. В первую очередь речь идет об использовании телеметрических методов сбора и передачи информации — от застрахованного автомобиля непосредственно страховой компании. Предполагается, что анализ движения такого транспортного средства даст страховщикам полную информацию для качественной оценки рисков — и позволит дифференцировать тарифы, минимизируя собственные риски и устанавливая адекватные цены на полисы КАСКО. Юрий Нехайчук уверен — сегодня появилось больше возможности выбора рисков и конструирования нужной клиенту страховой защиты автомобиля — в частности, телематика позволяет давать более точный расчет по стоимости, учитывающий реальное поведения водителя на дороге. «Все большее внимание будет уделяться развитию продуктов с франшизой, а также каско с телематикой, когда стоимость полиса рассчитывается индивидуально и зависит от статистики поездок конкретного водителя — их дальности, частоты, дорог и манеры вождения», — подтверждает Кирилл Бобыльков. Директор департамента маркетинга далее поясняет — для того, чтобы оформить такой вид КАСКО, необходимо получить в страховой компании телематическое устройство, которое с помощью специальных датчиков и спутниковых устройств снимает необходимые показания об индивидуальных особенностях езды водителя.

Хочется верить, что такой подход позволит повысить доступность и объем продаж полисов КАСКО — ведь, по мнению Максима Маркелова, основным инструментом конкурентной борьбы для обычного среднестатистического потребителя всегда будет цена продукта.

В целом же эксперты по-разному оценивают перспективы как в сфере обязательного, так и добровольного страхования в диапазоне от нейтральных до оптимистичных прогнозов. Так, Кирилл Бобыльков считает, что в 2017 году рынок автострахования останется приблизительно в тех же объемах, что и в прошлом году, и только в дальнейшем, по мере восстановления авторынка и роста продаж новых автомобилей пропорцио­нально расти будет и сегмент КАСКО. А Максим Маркелов полагает, что в 2017 году тенденция снижения тарифов продолжится, и не исключает, что обязательное страхование ОСАГО через Интернет даст толчок к развитию этого сегмента. Сергей Демидов в текущем голу ожидает рост продаж по КАСКО — по его мнению, драйвером роста послужит стабилизация доходов населения, замена автопарка физических лиц. «В первую очередь перспективы рынка связаны с состоянием экономической ситуации в стране», — заключает эксперт.

На повышение «культуры страхования» посредством введения в 2017 году так называемой «натуральной формы возмещения» по ОСАГО рассчитывает Юлия Гончарова. «По мнению законодателя, эта мера позволит окончательно вернуть ситуацию с «автоюристами» в цивилизованное русло и поможет всем участникам рынка: страховщикам вернет финансовую привлекательность данного вида страхования, а автовладельцам — простоту и доступность покупки законного, легального полиса ОСАГО по справедливой стоимости», — объясняет свои на­дежды руководитель филиала.