Результаты выборов президента Америки, итоги референдума в Британии и реклама шампуня от перхоти лично в вашей ленте новостей в смартфоне — все это следствие присутствия в нашей жизни того, что в последние годы активно называют технологией Big Data, объяснят вам аналитики самых разных отраслей.
Так, ученые-социологи Сибири в начале января объявили об изобретении системы, позволяющей прогнозировать результаты выборов со стопроцентной точностью. Стоит ли говорить, что система оказалась основана на изучении структуры связей в соцсетях LinkedIn, ВКонтакте и Facebook. Суть технологии коротко можно описать так: все, что вы делали в сети, может быть использовано против вас.
Впрочем, сибирские исследователи заявили, что не планируют использовать свое открытие с целью активного влияния на выборный процесс. По мнению разработчиков, решение проблемы строения социума позволяет создать эффективные алгоритмы маршрутизации интернет-трафика, максимально эффективно рекламировать товары, прогнозировать социальные и экономические кризисы и даже предсказывать время возникновения на рынке новых востребованных инновационных товаров с заведомо известным функциональным набором.
Так что же такое Big Data для человечества — великое достижение или большая угроза? Кому нужна эта технология и как использовать «большие данные» в мирных целях? На вопросы журнала «Эксперт-Сибирь» отвечает известный российский интернет-эксперт, политтехнолог, руководитель и основатель множества интернет-проектов Дмитрий Сидорин.
— Дмитрий, если говорить о продвижении в Интернете, социальных сетях, Big Data — это уже бизнес в нашей стране? Или это еще просто модное увлечение?
— На мой взгляд, если в фокусе держать только «большие данные» в Интернете, то это «переупаковка» продуктов для всех тех, кто занимался аналитикой: почти все работы над конверсией, «А-Б» тестирования, глубокая работа со счетчиками статистики, конверсионные цепочки, ну и, естественно, данные из социальных сетей. Именно появление последних, как мне кажется, и приоткрыло дверь в по-настоящему «большие» данные. А если говорить о данных из социальных сетей, то Brand Analytics и Youscan как системы мониторинга утверждают, что рынок покупки данных из социальных сетей в России может составлять 5 млрд рублей в год.
— Если это бизнес, то какова емкость рынка и как можно охарактеризовать этот рынок и уровень его развития? И каков уровень развитости компетенций со стороны агентств и со стороны клиентов?
— Если говорить о рынке, то нужно выделять конкретные услуги. Я уже указал как состоявшуюся нишу работы с Big Data — это системы мониторинга социальных медиа. Емкость этого рынка в России — несколько миллиардов рублей. Крупнейшие игроки в Америке в этой нише получают оценки стоимости компаний свыше 100 млн долларов. Есть и другие ниши — аналитика, которую использует Retail Rocket к примеру, или K50 вместе с ROIRS, любой отдел аналитики в крупном игроке типа Wildberries или OZON.
Если попытаться охарактеризовать рынок в целом, осмелюсь выделить три сегмента: мониторинг социальных медиа, аналитика рекламных кампаний, аналитика данных продаж. По объему этот рынок я бы оценил в 10 млрд рублей в год (а это сопоставимо с объемом рынка SEO).
Уровень развития охарактеризую на два из пяти, к сожалению. Наша экономика по-прежнему растет.
— В какие моменты происходит «клин» при взаимодействии «агентство — клиент» и как его преодолевать? Безусловно, интересны примеры типичных ошибок.
— Этот клин всегда один — недопонимание и отсутствие грамотного Project Management. Даже, вроде бы, старейший рынок сайтостроения — до сих пор нам непонятно, почему сайты не делаются в срок, как правильно писать ТЗ и зачем мы делаем сайт. Таких вопросов вагон и маленькая тележка в каждой из услуг. Все эти вопросы должен снимать грамотный руководитель проекта. Бизнес агентств — это, в том числе, и образование. Чтобы не было клиньев, выполните простую инструкцию: звоните клиенту раз в два дня и отвечайте на три вопроса — что вы делаете, что собираетесь делать и зачем это нужно клиенту. Если это выполнить, к вам не будет никаких вопросов, за исключением случая, когда вы не профессионал и делаете не то.
— Социальные медиа — это зло или добро? И к Big Data — умение пользоваться «личными данными» — это все-таки опасность или достижение? Где предел проникновения «Большого Брата»? Существует ли этот предел и каково ваше личное отношение к этой «слежке»?
— Я — физик-математик. Страх всегда вызывали коллайдер и термоядерный синтез. Чернобыль унес много жизней. Я уж не говорю о ядерном оружии. Я доверю решать такие вопросы государствам как представителям своих народов. Своей миссией я считаю разобраться в этом и уметь показывать миру объективную картину фактов. Я знаю множество людей, для которых социальные сети стали источником заработка. Интернет-зависимые рынки в России составляют порядка 20 процентов ВВП страны. Это же здорово? С другой стороны, педофилия, проституция, наркотики и самоубийства. Конечно, нужны законы и инструменты их реализации. Но порой мы не поспеваем за развитием Сети.
Давайте отдавать данные тем людям, кому мы доверяем, и будем осторожны в плане их хранения и защиты.
Предел проникновения сейчас очень глубоко ушел внутрь почти каждого государства, не решившего задачу информационного государственного суверенитета. Каналы связи, протоколы передачи данных, операционные системы и софт, крупнейшие поисковые системы и социальные сети — вот уровни, на которых данные могут быть утеряны. Когда у нас появится свой Android и IOS, а Яндекс Браузер обойдет по популярности Chrome, сможем говорить о пределах.
Если следит государство — пусть следит, я ему доверяю. Если следят другие люди, я хочу знать, кто это.