Кому платить будем?

Татьяна Бородина
13 марта 2017, 00:00

Законопроект о прямых договорах долго обсуждался в различных инстанциях страны. Минэнерго доказывал его плюсы, Минэкономразвития указывал на минусы. В итоге в конце прошлого года все-таки появилось постановление, которое меняет правила оказания коммунальных услуг. В том числе в части прямых договоров между РСО и собственниками жилья

Читайте Monocle.ru в

Федеральный портал «ЖКХ-Контроль» (//communal-control.ru/) и редакция журнала «Эксперт Сибири» выяснили минусы и плюсы новой системы оплаты. И поинтересовались мнением руководителей предприятий, которых это коснулось и еще затронет.

Больше мотивации!

Главным аргументом экономистов правительства было возможное повышение затрат ресурсоснабжающих организаций и, как следствие, увеличение цены коммунальных ресурсов. Директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулин отмечал, что новшество затронет более четырнадцати тысяч управляющих организаций, свыше 37 тысяч поставщиков, а главное — миллионы граждан, проживающих в многоквартирных домах.

«Перераспределение функций и составов финансовых потоков не должно сказаться на цене коммунальных ресурсов и качестве их поставки», — подчеркивал он.

А заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис, комментируя некоторую пробуксовку принятия нового закона, отметил, что исключение посредников при расчетах потребителей и ресурсоснабжающих организаций — важнейшее решение, которое непосредственно скажется на повышении платежной дисциплины.

— Порядка 40 процентов долгов в сфере ЖКХ сегодня составляет задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят, — пояснил он.

В Минэнерго считают, что на счета управляющих компаний должны поступать деньги за ремонт и содержание. А коммунальные платежи нужно переводить напрямую: за воду — водоканалу, за тепло — теплофикации.

— Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут УК, заинтересованные не в управлении недвижимостью, а в обороте денежных средств, — заверил Андрей Чибис. — Когда ресурсоснабжающие организации начнут своевременно получать весь объем платежей, они смогут и больше средств направлять на модернизацию сетей, что скажется на росте качества предоставляемых ими услуг.

Директор ООО «Иркутскэнергосбыт» Алексей Хвостов тоже уверен, что введение прямых договоров и расчетов — один из самых удачных вариантов укрепления платежной дисциплины.

— С начала 2016 года система прямых расчетов действует практически на всей территории Иркутской области, кроме Саянска, Зимы, Шелехова, Иркутска, — рассказал Алексей Юрьевич. — Созданные управляющими компаниями в Саянске и Шелехове расчетно-кассовые центры достаточно эффективны, и там у нас почти нет проблем с долгами. В Иркутске исторически управляющие компании не очень охотно шли на заключение с нами агентских договоров. Но в последнее время ситуация меняется. Всего в областном центре примерно 250 тысяч потребителей. Если на начало 2016 года прямые расчеты велись по 40 тысячам лицевых счетов, то к концу текущего года их число выросло до 84 тысяч. В следующем году планируется перевести на прямые договоры еще 110 тысяч иркутян.

Директор компании отмечает, что договор теплоснабжения с физлицами является публичным, и даже его отсутствие в письменной форме не освобождает «Иркутскэнергосбыт» от ответственности перед жителями. С 1 декабря 2016 года около пяти тысяч договоров уже в силе.

— В письменной форме они подписываются для закрепления позиций и для того, чтобы люди чувствовали себя увереннее, — пояснил Алексей Хвостов. И отметил, что население — гораздо более дисциплинированный плательщик, чем юридические лица.

Иркутская область, кстати, один из лидеров в России по платежной дисциплине физических лиц. Уровень собираемости за электроэнергию по итогам 2016 года почти достиг ста процентов. В 2015 году этот показатель был равен 98%.

— Среди юридических лиц основная проблемная категория — предприятия ЖКХ, — говорит Алексей Юрьевич. — Среди них крупная группа должников — это управляющие компании, которые не являются поставщиком ресурсов, а выполняют посреднические функции при сборе денег за чужой ресурс. Как правило, УК не нацелены на результат, у них нет мотивации для увеличения собираемости.

Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ перед энергосбытовой компанией к концу 2016 году приближалась к трем миллиардам руб­лей. Из них более одного миллиарда задолжали управляющие компании.

Это наш метод

Представитель ООО «Сибирской генерирующей компании» Наталья Ефимова отмечает, что в целом предприятие поддерживает переход на прямые платежи с РСО.

— В течение последних лет доля потребителей, которые платят нам напрямую, значительно увеличилась, — отметила Наталья Александровна. — По разным городам ситуация разная, в Кемерово, например, большая часть потребителей на прямых расчетах. И наш опыт показывает, что это мера позволила значительно улучшить уровень сбора платежей за тепло и горячую воду. Там, где жители платят через посредников, мы периодически сталкиваемся с мошенническими схемами, когда долги не только растут, но и становятся невозможными для взыскания.

Это случается, например, после того, как управляющие компании объявляют себя банкротами. При этом нередко сразу же начиная деятельность от имени другого юридического лица.

— Механизм прямых расчетов уже оценили не только ресурсоснабжающие организации, но и власти городов, а также сами жители, — говорит Наталья Ефимова. — При таком варианте они уверены, что их деньги поступят по назначению и дом не окажется в числе должников. Наша компания регулярно проводит прямые линии с потребителями, и один из вопросов, который обязательно нам задают — как перейти на прямые платежи за тепло. Поэтому мы видим востребованность этой меры. Добросовестные УК тоже рады, ведь раньше все долги жителей висели на них, что лишь загоняло их в долговую яму, при прямых расчетах они освобождаются от этого бремени.

При этом, как пояснила представитель «Сибирской генерирующей компании», возможны разные схемы реализации расчетов с помощью прямых договоров. К примеру, путем расщепления платежей в банке, через расчетные центры. Где-то такая схема пойдет на пользу, а в других местах, где уже отлажена система прямых платежей, может быть не нужна. На ее наладку, настройку нужно время и ресурсы, а зачем их тратить там, где все работает и так?

У каждого метода свои особенности. Нужно учитывать, что в случае перехода на прямые договоры на РСО увеличивается нагрузка. Необходимо соответствующее программное обеспечение, база данных собственников. Вдобавок и с должниками придется работать РСО, а не УК.

— Хотя, для нас это скорее плюс, — отмечает Наталья. — В холдинге создана «Сибирская теплосбытовая компания», которая работает с потребителями. Прак­тика показывает, что за счет активной и тщательной работы с должниками нам удается значительно улучшить платежную дисциплину. В управляющих компания этому часто уделяется недостаточное внимание, даже если они работают добросовестно.

Качество управления

Необходимо пояснить, что прямые платежи и прямые договоры — это разные понятия. В первом случае управляющая компания остается для собственников исполнителем услуги. Во втором РСО работает напрямую с жильцом. При такой системе управляющие компании полностью выйдут из платежной цепочки. «Барнаульская горэлектросеть» отмечает на своем сайте, что это — благо. Ведь в домах, где она проводит начисления сама, собираемость платежей достигает 96–98%. А управляющие компании почему-то собирают от 52 до 91 процента.

«Нет сомнений, что данный законопроект повлечет за собой тотальную чистку управляющих компаний, — утверждают в «Барнаульской горэлектросети». — Недобросовестные УК уйдут с рынка, поскольку их деятельность станет малоприбыльной. Зарплаты в 100 и более тысяч руб­лей будет весьма и весьма сложно оправдать тарифом «на текущее содержание жилья».

Не все РСО считают введение прямых договоров кардинальным решением проб­лемы долгов. Многих пугает грядущая организация абонентского обслуживания населения, оформление квитанций.

— Позиция Барнаульской горэлектросети сводится к тому, что единственным плательщиком за коммунальные ресурсы, причем в полном объеме, может являться только собственник, — говорит гендиректор предприятия Иван Василиади. — Никто, кроме самих собственников не должен нести бремя ответственности за обслуживание внутридомовых сетей дома и оплату, возникшую в качестве небаланса по приборам учета.

Заместитель генерального директора по сбыту, член правления ПАО ТГК‑14 Юрий Дорфман уверен, что прямые расчеты — это самый оптимальный способ. Ведь управляющая компания или ТСЖ — это прослойка, которая ни за что не отвечает, а может только констатировать факт.

— Она собирает с потребителей, отдает нам, — уточнил Юрий Валентинович. — Поскольку мы поставляем этот ресурс, мы и должны собирать за него деньги. Наличием прослойки, отсутствия прямых расчетов мы провоцируем мошенников. Многим хочется зайти в этот бизнес, когда ты ни за что не отвечаешь, реорганизовав через шесть месяцев управляющую компанию и украв деньги за полгода

Поддерживают идею прямых расчетов и прямых договоров представители и многих других ресурсоснабжающих организаций, а также чиновники сферы ЖКХ. Иногда, правда, высказывается, опасение, что этот путь может привести к резкому сокращению количества управляющих компаний. Хотя, некоторые руководители УК сообщают, что будут рады сбросить с себя этот балласт и не закрывать бюджетные дыры, которые образуются из-за должников.

Отметим, что многие реформы, которые делают систему расчетов прозрачнее, почему-то сразу вызывают заявления о банкротстве и уничтожении системы управляющих компаний. На другой чаше весов мнение о том, что управление жильем — прибыльный бизнес, вне зависимости от объема оказываемых услуг. И когда с рынка уйдут недобросовестные и совсем бессовестные, а также просто непрофессио­нальные управленцы, на их место придут другие. И с ними, быть может, собственники заживут совсем иначе.

Между прочим, в этом году будет разработано еще одно новшество — внедрение стандартов качества управления многоквартирными домами. В перечне, в том числе, дистанционные каналы для общения с жильцами, время реагирования на обращение потребителя, внешний вид сотрудников.