Санаториям пропишут стратегию

Наталья Кобец
13 марта 2017, 00:00

Президент поставил задачу научиться зарабатывать на здоровье россиян

Читайте Monocle.ru в

Стратегия развития санаторно-курортного комплекса России должна быть завершена к 1 мая 2017 года, такое поручение дал президент страны Владимир Путин по итогам заседания госсовета, который прошел минувшим летом в Белокурихе. По оценкам первого лица государства, на восстановление и модернизацию отрасли потребуется около 37 миллиардов руб­лей.

По данным Минздрава, почти пятая часть государственных санаторно-курортных комплексов имеют износ от 80% и выше, около 40% площадей курортных организаций по этой причине просто не используется. В то же время интерес к медицинскому туризму растет: только в первом полугодии 2016 года поток желающих провести время с пользой для здоровья именно в санаториях вырос на 12%. Минздрав ожидает, что ежегодно их количество будет расти на 10%.

Значительная часть здравниц была построена еще в советские времена и с трудом пережила «лихие девяностые», когда у россиян, с одной стороны, стало меньше денег, с другой — появилась возможность ездить за границу.

Задача, поставленная президентом, — определить приоритеты государственного финансирования и привлечь в отрасль частные инвестиции, возможно, разработать классификацию санаториев по примеру «звезд» для гостиниц, это позволит потребителю как-то сориентироваться в рынке. Глобальная идея такова: санатории могут стать драйверами роста для территорий, источниками налоговых поступлений в бюджет региона.

Белокуриха для богатых

Почему заседание госсовета проводилось в Белокурихе, очевидно: на сегодняшний день это хороший пример государственно-частного партнерства, результаты которого видны невооруженным глазом. Принципы партнерства следующие: государство создает инфраструктуру — дороги, подключение к воде, теплу и электричеству, а инвестор получает подготовленную к работе площадку. Речь идет о Белокурихе-2 — освоении горных территорий Алтайского края.

Белокуриха-2 — дитя федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 2011–2018 года. В отличие от, скажем, программы создания игорных зон, в этой части государство свои обязательства выполнило: в создание инфраструктуры вложено почти два миллиарда руб­лей, уже построена дорога, подведен газ, в 2017 году должны быть завершены работы по прокладке остальных коммуникаций. По плану здесь будут и горнолыжные спуски, и санатории различного профиля (предполагается разместить здесь три тысячи гостей), и минеральные источники, и аквапарк, и объекты экологического туризма.

— Какие-то сторонние инвесторы к нам в очередь пока не стоят, — говорит заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «Курорт Белокуриха» Олег Акимов. — Потому что и в самой Белокурихе есть инвесторы — мы, например, крупнейший. Мы уже построили несколько объектов в Белокурихе-2, но пока еще не ввели их в эксплуатацию: вода и электроэнергия будут подведены в нынешнем году. Я знаю, что средства на это уже выделены.

Турпоток в Белокуриху растет неуклонно: если в 2010 году сюда приехали 140 тысяч туристов, то по итогам 2016 года называлась цифра в 240 тысяч. Надо понимать, что для городка, в котором по официальным данным всего 15 тысяч собственных жителей, это, с одной стороны, большая нагрузка, с другой, — повод для оптимизма. Средняя заполняемость санаториев — порядка 75%, и это высокий показатель. Бывают периоды, когда курорт работает со стопроцентной загрузкой! Так что, даже если «чужой» инвестор не придет, «свои» справятся сами.

Если основные клиенты санаториев Белокурихи — это жители Сибири, то Белокуриха-2 задумана как площадка более высокого уровня для привлечения туристов из европейской части страны — более состоятельных и более взыскательных. Все объекты здесь строятся с нуля, в соответствии с современными требованиями и технологиями, и будут сертифицироваться и аккредитовываться уже по новым правилам.

Между санаторием и спа

Фактически сейчас санатории в курортных кластерах конкурируют не между собой — между собой они вполне могут дружить и инвестировать в совместные проекты, — а с гостиницами. Эта конкуренция и экономическая, и идеологическая. Первоочередная цель санаториев — это оздоровление организма и профилактика заболеваний, что предполагает не просто отдых, а курс лечения, причем курс — ключевое слово.

— Санатории все-таки придерживаются методик, разработанных НИИ курортологии, — рассказывает Олег Акимов. — Сейчас мы не продаем путевки меньше, чем на 12 дней — это минимальный срок для того, чтобы пройти курс лечения по некоторым заболеваниям. Хотя за 15 лет, что я работаю в продажах, мы чего только ни изобретали, чтобы привлечь людей: и «путевки выходного дня», и все, что угодно. Сейчас спрос на санаторные услуги высок, нам не надо думать о выживании, мы занимаемся оздоровлением.

Во многом высокой заполняемости алтайских санаториев помогают социальные программы крупных предприятий энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности, дающие порядка 30–40% турпотока. Однако и индивидуальные туристы постепенно начинают понимать разницу между отдыхом в гостинице со спа-центром и курсом лечения, и готовы ориентироваться не только на стоимость суточного проживания, но и на комплекс предлагаемых услуг.

По оценкам главы Нацио­нальной курортной ассоциации Александра Разумова, сейчас пребывание одного человека в хорошем комфортабельном санатории на 12 или 16 дней по стоимости колеблется от 70 до 80 тысяч руб­лей.

Надо понимать, что у санаториев более сложная и «нагруженная» экономика — речь не только о покупке дорогого оборудования и привлечении специалистов. Если гостиница может компактно расположиться на небольшом земельном участке, санатории занимают приличные площади, и делают это не из какой-то прихоти. Задача санатория — профилактика и лечение, а значит, отдыхающим должны быть созданы условия для прогулок, занятий на свежем воздухе. За землю надо платить налоги, территорию необходимо содержать в порядке — убирать, благоустраивать и развивать. И даже когда этой территорией могут свободно пользоваться жители города, переложить бремя ее содержания на муниципальный бюджет не получится: в бюджетах просто нет на это средств. Чаще случается наоборот: санатории за свой счет содержат и благоустраивают общественные пространства в городах.

Поэтому введение курортного сбора, который сможет как-то нивелировать экономическое неравенство, администрации санаторных комплексов только приветствуют. При средней стоимости путевки порядка 3 тыс. руб­лей в сутки дополнительные 50 руб­лей клиента не разорят, считают они. В конце концов, курортный сбор — не российское изобретение, этот вид местного налога существует во многих туристических странах, правда, отдыхающие замечают его только в том случае, когда останавливаются на частных виллах и квартирах — тогда этот сбор приходится платить отдельно. В отелях он уже включен в стоимость проживания.

 22-02.jpg

Всем сестрам — по звездам

По большому счету, идеологи «курортной реформы» хотят завлечь в санатории здоровых людей. Во-первых, это способ профилактики различных заболеваний и забота о здоровье, во-вторых, у здоровых людей есть деньги на отдых. Надо только объяснить им, почему лучше и интереснее отдыхать в России, а не за границей.

После памятного госсовета глава Нацио­нальной курортной ассоциации Александр Разумов анонсировал создание электронного реестра российских санаторно-курортных учреждений, чтобы отдыхающие смогли выбрать себе подходящий курорт онлайн. В реестр должны войти порядка 1 200 объектов. Сейчас существует только утвержденный Минздравом реестр санаторно-курортных учреждений, которые принимают на лечение и отдых льготников: ветеранов, многодетных, инвалидов и так далее.

Следующий шаг — разработка системы сертификации, по типу той, что существует сейчас для гостиниц. Правда, какие критерии будут применяться и каков будет вес каждого из них в присвоении рейтинга, — пока непонятно. Если применительно к гостиницам можно формализовать максимальное количество факторов — от ширины дверного проема до цвета банного полотенца, то санатории имеют более сложное устройство, все-таки их основная функция — лечение. Как будет оцениваться качество медицинских услуг? Будет ли иметь значение узкая специализация или наоборот широкий ассортимент? Ответов на эти вопросы пока нет. И даже не очень понятно, в какие сроки они могут появиться.

Если гостиницам в ряде российских городов предписано пройти сертификацию до Чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году, то по объектам оздоровительного комплекса сроков нет вообще. Как заявил глава Ростуризма Олег Сафонов, на создание системы сертификации требуется время: «Никто и не говорит, что это можно сделать немедленно».

На Ростуризм же предполагается возложить и полномочия по продвижению российских курортов внутри страны и на зарубежном рынке. В конце концов, все знают Карловы Вары, чем хуже та же Белокуриха? Ничем, поясняет Сафонов. Более того, в Ростуризме, по его словам, никогда не разделяли объекты отдыха на туристические и санаторно-курортные, просто у ведомства не было полномочий активно продвигать объекты, находящиеся в управлении Минздрава.

Александр Разумов и вовсе предлагает создать госкорпорацию «Роскурорт», которая управляла бы государственными курортами и могла кредитовать инвестпроекты в регионах. Возможно, это действительно способ от минусов «совместного управления» — когда у семи нянек дитя известно без чего.

 25-02.jpg Источник: АЦ «Эксперт-Сибирь» на основе данных «СПАРК-Интерфакс»
Источник: АЦ «Эксперт-Сибирь» на основе данных «СПАРК-Интерфакс»