«Сибирский цемент»: прогноз на 2017-й – стабильная работа

Александр Дыжин
13 марта 2017, 00:00

По итогам 2016 года российский рынок цемента продолжил снижение. О том, как работают в сложившихся обстоятельствах сибирские цементники и чего они ждут от «высокого» строительного сезона-2017, мы побеседовали с первым вице-президентом АО «ХК «Сибцем» Геннадием Рассказовым

Первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов
Читайте Monocle.ru в

В условиях общего экономического спада цементный рынок России два года подряд показывает отрицательную динамику развития. В 2016-м его емкость, по данным аналитиков холдинга «Сибирский цемент», сократилась на 12% к уровню 2015-го и составила 55 млн тонн. Тенденция актуальна и для Сибири: по итогам прошлого года объем потребления цемента в макрорегионе не превысил 5,25 млн тонн, что на 14% меньше аналогичного показателя 2015-го.

— Геннадий Константинович, как «Сибирский цемент» завершил 2016 год?

— Спрос на нашу продукцию снижался, поэтому холдинг был вынужден сократить объемы производства и продаж. За 12 месяцев 2016-го предприятия компании — Топкинский, Красноярский и Тимлюйский заводы — выпустили около 3,2 млн тонн цемента — на 17 процентов меньше, чем в 2015-м.

Сильнее других «ушел в минус» Топкинский завод: с января по декабрь здесь изготовлено 2,1 млн тонн цемента, падение к уровню 2015 года — 22 процента.

— Чем это можно объяснить?

— Во-первых, существенным сокращением потребления цемента в Омской и Томской областях. Во-вторых, уменьшением объема поставок в Приволжский федеральный округ из-за низкой доходности этих продаж. Но все же основная причина — значительное снижение экспортных отгрузок в Казахстан, вызванное укреплением руб­ля по отношению к тенге. Если в 2015-м Топкинский завод направил потребителям соседнего государства почти 227,5 тыс. тонн цемента, то в 2016-м данный показатель остановился на уровне 80,1 тыс.

К слову, усиление руб­ля привело и к значительному обострению конкурентной борьбы на рынке СФО. Дело в том, что казахским производителям цемента в настоящее время намного выгоднее продавать продукцию в России, а не на своих рынках. По нашим данным, сейчас стройматериалы в Сибирь отгружают четыре казахских предприятия, по итогам 2016-го объем цемента, ввезенного из Казахстана в СФО, достиг 205 тыс. тонн.

— Сократив присутствие на рынке Казахстана, «Сибцем» смог найти другие направления для экспорта?

— Да, в 2016 году Топкинский цементный завод начал поставки продукции в Азербайджан. Мы отгружаем в адрес треста «Комплекс буровых работ» тампонажный бездобавочный портландцемент, который используется для заливки глубоких нефтяных скважин (до 5–7 тыс. метров).

Безусловно, экспортные поставки — значимое направление продаж. Однако основным рынком сбыта продукции холдинга является Сибирь, где мы традиционно реализуем 70–75 процентов выпущенного цемента, поэтому для нас стратегически важно сохранить позиции именно в СФО.

— Получается? Как в условиях острой конкуренции боретесь за потребителей?

— В августе 2017-го «Сибирскому цементу» исполнится 13 лет. Все это время нашим главным конкурентным преимуществом остается стабильно высокое качество выпускаемой продукции. Благодаря этому удерживаем постоянных клиентов и привлекаем новых.

Сегодня на заводах компании работают лаборатории, их специалисты определяют химический состав сырья, поступающего для изготовления цемента, проверяют качество материалов на каждом этапе производства, проводят испытания готовой продукции. Эти подразделения оснащены современным оборудованием, позволяющим выполнять широкий спектр анализов и исследований по европейским стандартам.

Предоставляя потребителям дополнительные гарантии качества, «Сибцем» долгое время проводил добровольную сертификацию продукции. Однако с марта 2016 года в России введена обязательная сертификация цемента. Предприятия холдинга успешно прошли эту процедуру, получив положительные заключения экспертов ООО «НТЦ «Сибирский научно-исследовательский институт цементной промышленности» (Красноярск) и сертификаты, подтверждающие соответствие строительных материалов требованиям нацио­нальных и межгосударственных стандартов.

Чтобы сотрудничество было максимально комфортным для потребителей, мы повышаем уровень культуры обслуживания, развиваем различные услуги и сервисы.

— Что конкретно сделано?

— Мы осваиваем более эффективные технологии хранения и доставки продукции, разрабатываем новые виды упаковки. Так, второй год подряд Топкинский цементный завод отгружает потребителям палетированный цемент, а также продукцию, фасованную в мешки по 25 кг. Прежде чем начать использование новых видов тары, мы провели глубокий анализ рынка и сделали вывод: цемент в такой упаковке будет востребован. Сегодня цемент на палетах активно приобретают оптовики, например, крупные строительные магазины, а продукция в мешках по 25 кг интересна розничным покупателям. Нам важна и первая, и вторая категория потребителей. В условиях значительного сокращения емкости рынка нужно бороться за каждый его сегмент.

Отмечу и то, что в 2016-м мы стали принимать платежи от физических лиц по банковским картам. Сейчас этот сервис доступен покупателям топкинского цемента.

— Культура обслуживания — это и удобные для потребителей способы доставки продукции. Какому транспорту отдают предпочтение покупатели цемента?

— Мы предлагаем авто- и железнодорожную доставку продукции, выбор — за покупателем. В 2016 году около 63 процентов цемента отгружено потребителям по железной дороге, 35 процентов — автомобилями. Еще два процента приходится на пневмотранспорт, с помощью которого цемент получает красноярский комбинат «Волна», также функционирующий в составе холдинга.

Как правило, на расстояние до 400 км от заводов продукцию удобнее доставлять автотранспортом. Главное преимущество машин — оперативность, это уже успели оценить потребители. В парке нашей компании 24 собственных автоцементовоза, в 2016 году они доставили потребителям около 353 тыс. тонн цемента.

Железнодорожный транспорт по-прежнему выбирают наши крупнейшие потребители. По сети железных дорог мы перевозим грузы на дальние расстояния по сравнительно низким тарифам, доставляем продукцию туда, где отсутствует автомобильное сообщение, при этом гарантируем сохранность строительных материалов в любых погодных условиях.

За транспортировку продукции холдинга железнодорожным транспортом отвечает ООО «КузбассТрансЦемент». В парке подвижного состава компании 1 247 полувагонов и 1 770 хоппер-цементовозов. «КузбассТрансЦемент» «покрывает» около 65–70 процентов всех перевозок «Сибцема», что позволяет обеспечивать стратегическую независимость сбытовой деятельности, избегать негативного влияния многих внешних факторов (таких, как цена транспортных услуг, наличие или отсутствие подвижного состава), максимально эффективно использовать инфраструктуру подъездных путей и станций.

— Вы упомянули о крупных покупателях. На какие строительные объекты отгружаете цемент?

— Около 70 процентов нашей продукции «потребляет» сектор жилищного строительства, также мы поставляем стройматериалы для возведения промышленных предприятий, объектов социальной и транспортной инфраструктуры.

Если говорить о конкретных проектах, то в настоящее время «Сибцем» отгружает продукцию для строительства автодороги М-52 «Чуйский тракт» на участке «Новосибирск–Линево»; автодороги от села Криводановка до Северного обхода Новосибирска; комплекса «ЗапСибНефтехим» в Тобольске; завода по производству сжиженного природного газа на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения на полу­острове Ямал; Красногорского гидроузла на реке Иртыш; спортивного комплекса «Платинум Арена» в Красноярске. В Казахстан цементы поставляются для строительства автотрассы респуб­ликанского значения «Астана–Павлодар», в Азербайджан, как я уже говорил, для цементирования нефтяных скважин треста «Комплекс буровых работ». Эффективное взаимодействие связывает нас и с российскими нефтяниками. Сегодня Красноярский цементный завод отгружает тампонажные цементы, предназначенные для обустройства нефтегазовых скважин, компаниям, осваивающим месторож­дения Ванкорского кластера. Так, по итогам 2016 года в адрес «РН–Ванкор» — дочернего общества компании «Роснефть» — направлено около 21 тыс. тонн тампонажных цементов. Важно отметить, что «Красцем» имеет сертификат Американского института нефти — организации, которая занимается исследованиями в области нефтяной и газовой промышленности, многие годы остается признанным в отрасли экспертом качества.

— Выполняя обязательства по столь значимым контрактам, предприятия должны быть уверены в том, что оборудование не даст сбой в самый ответственный момент. Продолжает ли «Сибцем» переоснащение производства? Спад в экономике не заставил отказаться от инвестиционных проектов?

— Прежде всего, отмечу: свои обязательства «Сибцем» выполняет точно в срок в любом случае — независимо от объема отгружаемой партии и суммы заключенного контракта. Уверены мы и в надежности заводской техники — несмотря на падение рынка, холдинг модернизирует предприятия. Только в 2016-м на переоснащение производства направлено более 336,4 млн руб­лей. Еще около 113,6 млн руб­лей выделено на проведение природоохранных мероприятий.

— Можно узнать о последних подробнее?

— Самый масштабный проект 2016 года завершен на «Красноярском цементе» — на колосниковом холодильнике «Волга-35» вращающейся печи № 5 цеха «Обжиг» введен в эксплуатацию фильтр SCHEUCH. За счет запуска агрегата, на приобретение и монтаж которого за два года было выделено более 112 млн руб­лей, удалось на 93 процента уменьшить количество пыли, попадающей в воздух. Также на заводе модернизировано аспирационное оборудование молотковых дробилок цеха «Горный»: в работу пущена двухступенчатая система очистки воздуха, состоящая из циклонов СЦН-50 и двух рукавных фильтров КФЕ-150. Стоимость проекта оценивается в 9,4 млн руб­лей. Выполнив это мероприятие, завод на 92,5 процента снизил количество неорганической пыли, поступающей в атмосферу от молотковых дробилок. На «Топкинском цементе» выполнена замена рукавов на рукавных фильтрах упаковочных машин и цементных мельниц, объемы выбросов снижены на 12 и 8 процентов соответственно.

— В апреле–мае в Сибири традиционно начинается «высокий» строительный сезон. Чего ждете от него? Какие прогнозы делаете?

— В 2017 году ситуация на цементном рынке Сибири останется сложной: объем потребления упадет на 8–10 процентов к уровню 2016-го и составит примерно 4,7–4,8 млн тонн. Для сравнения, в кризисном 2009-м аналогичный показатель был равен 4,4 млн.

К сожалению, предпосылок, позволяющих говорить о скором восстановлении спроса, пока нет. Темпы жилищного строительства замедляются, крупные инфраструктурные проекты отсутствуют. Небольшой рост рынка — около 3–5 процентов — возможен только в 2018-м. Принимая это во внимание, в текущем году мы планируем произвести и реализовать около 2,7 млн тонн цемента.

Однако, несмотря на объективные трудности, заводы «Сибирского цемента» будут продолжать стабильную работу и обеспечивать строителей Сибири высококачественными материалами.