ЗОЖ: вменить нельзя содействовать

Юлия Гребенкина
19 июня 2017, 00:00

Инновации в фармацевтике и диагностике болезней, высокотехнологичное врачебное оборудование, развитие медицинского туризма и перманентные попытки властей усовершенствовать систему здравоохранения — казалось бы, современный человек имеет все шансы оставаться здоровым максимально долго

Читайте Monocle.ru в

Однако статистика Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствует: все не так радужно. Развитие технологий в разных отраслях и современный ритм жизни требуют пересмотра не только подхода к здравоохранению во многих странах, и в России в частности, но трансформации отношения к здоровому образу жизни в целом.

В начале этого года Минздравом РФ была представлена «Стратегия формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в Российской Федерации до 2025 года». Впервые со времен Советского Союза нашей стране на государственном уровне «прописаны» глобальные изменения не только в функционировании системы здравоохранения, но и в обеспечении здоровья населения в самом широком смысле: путем регулирования питания, занятий спортом, обеспечением сокращения зависимостей и здорового старения.

Новая версия Стратегии по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) еще проходит обсуждение, но уже можно сказать, что наибольшее количество вопросов и дискуссий при согласовании документу предстоит пройти в межведомственных группах — документ затрагивает интересы экономики не менее, чем самых широких слоев общества, желающего долгой и здоровой жизни.

В Новосибирске круглый стол, посвященный обсуждению проекта Стратегии формирования ЗОЖ населения, разработанной Министерством здравоохранения РФ, прошел в последних числах мая. Организатором дискуссии выступил деловой журнал «Эксперт-Сибирь», привлекший к обсуждению первых тезисов проекта не только представителей профильного министерства — здравоохранения — но и общественников и бизнесменов, чьи сферы деятельности непосредственно зависят от того, насколько согласованно будут реализовываться основные принципы предложенной властями Стратегии ЗОЖ.

Этот глобальный документ, подготовленный при активном участии экспертов ВОЗ, описывает, в частности, комплекс мер, призванных на 25% сократить смертность россиян от неинфекционных заболеваний. Ключевыми мерами, способствующими достижению этой цели, должны стать ограничение рекламы фастфуда, запрет на продажу алкоголя и табака лицам, не достигшим 21 года, запрет продажи через Интернет, а также повышение акцизов на продукцию, которая может оказывать вредное воздействие на организм.

Ярослав Фролов, заместитель министра здравоохранения Новосибирской области, напомнил, что основными целями документа, подготовленного в Минздраве при поддержке экспертов не только от медицины, но и еще около 50 различных ведомств и структур, являются пропаганда здорового образа жизни и снижение уровня распространения неинфекционных заболеваний. В первую очередь, по мнению заместителя министра, речь идет о сердечно-сосудистых патологиях, онкологии, диабете, хронических болезнях органов дыхания — по данным Минздрава, именно они являются причиной почти трех четвертей всех смертей в России.

«Это глубоко проработанный и беспрецедентный в истории нашей страны документ, — отметил замминистра регио­нального Минздрава. — Раньше такого комплексного подхода к здоровому образу жизни и главное — профилактике инфекционных заболеваний — не было, не считая каких-то разрозненных инициатив различных ведомств, связи между которыми отсутствовали. Соответственно возникали перекосы. Новый документ определяет основные направления, и это точка, от которой всем нам предлагается двигаться».

Предупрежден — значит вооружен

Разработчики Стратегии убеждены в том, что проблемы со здоровьем у россиян связаны в основном с вредными привычками, такими как курение, употребление алкоголя и отсутствие рацио­нального питания. Также имеют значение неблагоприятные экологические условия и недостаточная забота о здоровье: отсутствие физической нагрузки и пренебрежение диспансеризацией.

Однако больше всего вопросов и опасений вызывают меры, которыми чиновники предлагают бороться с этими проблемами. Так, основная дискуссия на круглом столе развернулась в отношении определения самих понятий «вредные для здоровья продукты».

«Мы говорим о продуктах, вредных для здоровья, и продуктах, полезных для здоровья. Но правильнее всего будет говорить не «продукты», а компоненты, которые в них содержатся, — отмечает председатель регио­нального отделения «Опоры России» Сергей Соколов. — И важны объемы: ведь без исключения каждый продукт может быть вредным при неумеренном его употреблении».

Бизнесмены акцентировали внимание, что Минздрав обсуждает возможность разрешить упоминание в рекламе фастфуда, чипсов, колбасных изделий, газировки и прочих продуктов «с избыточным содержанием жира и сахара». Эти товары, аналогично спиртному и сигаретам, предлагается обложить акцизом и обозначить специальной маркировкой. Кроме того, в планах государства — внесение изменений в техрегламенты: Стратегия предлагает урезать допустимое количество не слишком полезных компонентов — трансжиров, животных жиров, соли и сахара.

Представитель Опоры России убежден, что одними запретительными мерами — а пока только они отражены в первых тезисах Стратегии ЗОЖ — сократить потребление «вредных продуктов» не просто невозможно, но и опасно — для здоровья бизнеса, а, следовательно, экономики страны.

«Запретительные меры для нас — это тупиковый путь. Мы согласны, что самое главное — информирование. Мы согласны сделать концепцию и законы такими, чтобы обязать производителей больше информировать о содержании продукта, выкладывать рецептуры», — говорит Ольга Кольцова, исполнительный директор компании «Дядя Денер», развивающей сеть кафе быстрого питания и еды на вынос. Она отмечает, что документ Стратегии объединяет под термином «фастфуд» слишком неоднородные продукты. Между тем, дифференциация всегда важна, а для бизнеса, представляющего сегмент, просто жизненно необходима.

Кнутом или пряником?

О необходимости адекватной оценки регулирующего воздействия документа, чтобы максимально просчитывать возможные риски, в ходе круглого стола говорили и другие представители бизнеса. Глобальные игроки, транснацио­нальные компании, производители товаров массового потреб­ления — давно и добровольно берут на себя ответственность за информирование граж­дан о вреде и пользе своей продукции.

Так, представитель Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Александр Клепцов акцентировал внимание на том факте, что в отрасли производства безалкогольных напитков, которые попадают в разряд «вредных» по содержанию сахара, например, давно происходит самоорганизация, когда участники рынка берут на себя добровольно дополнительную ответственность. Например, не продвигать продукцию детям младше 12 лет. Однако, отмечает эксперт, мало кто из разработчиков Концепции об этом знает. А ведь такие решения — одни из драйверов, которые могут положительно повлиять на ситуацию со здоровьем граж­дан, позволяя при этом сохранить рынок и не навредить экономике.

Управляющий по научно-исследовательским вопросам ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Улупов в ходе дискуссии на круглом столе представил свое видение того, как могут взаимодействовать общество, государство и бизнес в реализации стратегии здорового образа жизни.

 16-02.jpg

По данным статистики, единственная группа курильщиков, на которых хорошо подействовали ограничительные меры и повышение акцизов на табак — это те, кто курит немного, время от времени, «за компанию». Многие из них после повышения цен на продукцию и введения антитабачных запретов в 2013–2014 годов действительно отказались от своей привычки. Но заядлые курильщики — те, кто выкуривает по пачке сигарет в день и больше, а их количество составляет около 20% взрослого населения, — по-прежнему курят, просто тратят на это больше средств, либо покупают дешевую или вообще нелегальную продукцию.

«Та версия стратегии, с которой мне удалось ознакомиться, говорит о важности нераспространения новой никотинсодержащей продукции среди некурящих и подростков, но не дает ответа на вопрос, как помочь заядлым курильщикам, которые курят больше пачки в день, не бросают и подвержены наибольшему риску заболеваний, вызываемых курением. Ведь основной причиной этих заболеваний являются продукты горения, а не никотин, — отметил представитель табачной компании. — Главная цель нашей компании — переключить всех совершеннолетних курильщиков, которые не отказываются от своей привычки, на альтернативные бездымные продукты, что может снизить их персо­нальные риски здоровью, и таким образом снизить вред, наносимый курением здоровью населения в целом».

По мнению замминистра здравоохранения Новосибирской области, не вызывает сомнений тот факт, что вопросами демографии и качества жизни населения в равной степени озабочены и чиновники от медицины, и бизнес. Обращаясь к участникам круглого стола, Ярослав Фролов добавил: «Все мы озабочены одной проблемой. Каждый год на территории только Новосибирской области мы теряем население маленького города — это 36 тыс. человек. Если не предпринимать совместных комплексных мер, то все наши попытки изменить ситуацию останутся разрозненными действиями». Для того, чтобы сблизить позиции власти и бизнеса в вопросе реализации стратегии ЗОЖ по итогам круг­лого стола, Фролов предложил представителям бизнеса обсудить на площадке Регио­нального центра медицинской профилактики возможные совместные шаги по информированию населения.

О том, что диалог и соблюдение баланса интересов всех сторон возможны даже в таком сложном и важном вопросе, как здоровье нации, говорит и тот факт, что в рамках прошедшего в начале июня ПМЭФ-2017 производственное предприятие «Филип Моррис Ижора» и правительство Ленинградской области заключили соглашение о реализации инвестиционного проекта по локализации инновационной категории бездымной продукции.

В течение трех ближайших лет «Филип Моррис» вложит 2,49 млрд руб­лей в модернизацию производственных мощностей, предназначенных для выпуска нагреваемых табачных стиков. По словам губернатора Ленобласти, для региона очень важно, что «Филипп Моррис» решил внедрять новую технологию, позволяющую реализовать современный подход к вопросам здоровья, именно на его территории. Кроме того, инвестиции создадут возможность для развития высокотехнологичного наукоемкого производства, сохранив высококвалифицированные рабочие места и создав новые.