Энергоэффективность 2.0: практика Томской области

11 сентября 2017, 00:00

С принятием в 2009 году федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в России сформировалось новое межотраслевое направление, целью которого являлось сократить неэффективные издержки и тем самым снизить энергоемкость ВВП. Однако планы по прямому софинансированию мероприятий, способствующих этой цели, в последующие годы претерпели изменения. С 2012 года в Томской области за проекты энергосбережения отвечает специально созданный центр

В период с 2010 по 2014 годы государственная программа повышения энергетической эффективности в Российской Федерации подразумевала под собой инструмент прямого софинансирования мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности в первую очередь государственного и муниципального сектора. Учитывая данный подход на федеральном уровне, регио­нальные программы повышения энергетической эффективности выстраивались как механизмы реализации государственных инвестиций с краткосрочным планированием как в комплексные, так и в локальные проекты — например, строительство новых эффективных источников тепла, модернизация зданий и сооружений, начиная от реконструкции объектов, заканчивая заменой окон и модернизацией тепловых узлов.

Опыт, накопленный за эти годы, а также приостановка софинансирования мероприятий из средств федерального бюджета привела к значительному изменению программ и корректировке подходов по реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности на территории Томской области в направлении формирования долгосрочных проектов со значительной экономической эффективностью, привлекательных для потенциальных инвесторов.

Основной целью блока промышленной политики администрации Томской области стало определение долгосрочных перспективных направлений повышения энергетической эффективности и создания центра компетенций для реализации комплексных мероприятий в рамках этих направлений.

Центром компетенций по подготовке и реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности стала Автономная некоммерческая организация «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» (далее — Центр энергоэффективности), созданная администрацией Томской области в конце 2012 года, в настоящее время курируемая департаментом энергетики администрации Томской области.

В перечень перспективных направлений работы по повышению энергетической эффективности в Томской области включены:

— применение современных технологий использования энергетических ресурсов, включая модернизацию систем отопления и кондиционирования зданий и сооружений, внутреннего и наружного освещения;

— перевод муниципальной энергетики на местные виды топлива, включая природный газ и отходы лесозаготовки и деревопереработки, с применением современных технологий в выработке тепловой энергии;

— при реализации первого направления активно используется механизм энергосервисного контракта.

Схема энергосервисного контракта 12-05.jpg
Схема энергосервисного контракта

Центром энергоэффективности при поддержке Департамента энергетики Администрации Томской области совместно с энергосервисными компаниями разработаны и реализованы на практике методологические подходы по отбору и подготовке проектов по повышению энергетической эффективности, которые возможно реализовывать с использованием средств инвесторов, привлекаемых в рамках реализации энергосервисных контрактов. Также определен перечень технических решений, которые позволяют достигнуть экономии энергоресурсов, привлекательной для внебюджетных инвестиций:

— замена осветительных приборов сети уличного освещения светильников ДРЛ и ДНаТ на светодиодные;

— замена осветительных приборов внутреннего освещения зданий;

— модернизация тепловых узлов зданий и сооружений с их автоматизацией и погодозависимым регулированием;

— организация замкнутого водооборотного цикла в бассейнах (применимо в основном для образовательных и дошкольных учреждений);

— замена источников теплоснабжения на более эффективные (например, электрических котлов на тепловые насосы) для отдельно расположенных объектов.

Были определены критерии отбора объектов потенциально привлекательных для энергосервиса. Так, например, основным критерием для модернизации системы отопления учреждений является удельное потребление тепловой энергии на один квадратный метр в год.

Центром энергоэффективности проведен анализ объектов уличного освещения муниципальных образований и всех государственных учреждений региона, в том числе с использованием данных информационного модуля «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», заполняемого в соответствии с приказом Минэнерго России № 401 от 30.06.2014 «Об утверждении Порядка представления информации об энерго­сбережении и о повышении энергетической эффективности».

В рамках данного направления подготовлены типовые пакеты конкурсной документации и проекты энергосервисных договоров, в которых определены условия реализации контракта максимально выгодные для заказчика. Так, для контракта по модернизации уличного освещения предусматриваются следующие условия:

— гарантийный срок на устанавливаемое оборудование (светильники, АСКУЭ, таймеры) — не менее чем срок контракта;

— поставка ЗИП комплекта на этапе монтажа в размере не менее 5% от объема устанавливаемого оборудования;

— оплата энергосервисной компанией работ по замене оборудования в случае брака более 5% (свыше объема ЗИП);

— гарантия снижения качественных характеристик оборудования (эффективность светового потока светильников) не более чем на 15% от указанных в паспорте;

— распределение заявленной в контракте экономии, а также сверхэкономии между энергосервисной компанией и муниципальным образованием.

Подготовлены и утверждены регио­нальные нормативные правовые акты, позволяющие государственным учреждениям использовать объем субсидии, выделенный на оплату потребления энергетических ресурсов для оплаты платежей по энергосервисному контракту в случае достижения установленных показателей экономии.

По результатам проведенной работы составлен план реализации энергосервисных контрактов в муниципальных образованиях, а также государственных и муниципальных учреждениях. По состоянию на II квартал 2017 года реализовано более 30 энергосервисных контрактов, фактическая экономия по которым отражена на рис. 2.

Результаты энергосервисных контрактов по состоянию на начало 2017 г. 12-03.jpg
Результаты энергосервисных контрактов по состоянию на начало 2017 г.

В настоящий момент работа по подготовке, заключению и реализации энергосервисных контрактов продолжается. Специалистами Центра энергоэффективности проводится периодическая оценка новых технических решений, анализ новых объектов, в том числе в промышленности и сельском хозяйстве, ведется работа с потенциальными инвесторами по оптимизации условий привлечения денежных средств на реализацию энергосервисных контрактов.

Второе направление реализуется Администрацией Томской области в рамках механизма концессий в соответствии с требованиями ФЗ № 115 от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях». Администрацией Томской области определен перечень населенных пунктов Томской области, в первую очередь районных центров, систему теплоснабжения в которых планируется до 2021 года перевести на газ, а также отходы лесозаготовки и деревопереработки.

Для привлечения внебюджетных инвестиций в проекты по модернизации систем теплоснабжения требуется подготовка актуальных схем теплоснабжения и финансово-экономических моделей реализации этих проектов. Их наличие позволяет определить параметры долгосрочного регулирования и подготовить всю необходимую информацию для подготовки и заключения концессионных соглашений для выполнения Администрацией Томской области и администрациями муниципальных образований требований ФЗ № 115 от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях».

Для подготовки инвестиционных проектов по модернизации систем теплоснабжения населенных пунктов Томской области Центром энергоэффективности проводится комплекс мероприятий, показанный в виде схемы на рис. 3.

Комплекс мероприятий по подготовке инвестиционных проектов, реализуемый Центром энергоэффективности 12-04.jpg
Комплекс мероприятий по подготовке инвестиционных проектов, реализуемый Центром энергоэффективности

К настоящему времени подготовлены технико-экономические обоснования реализации проектов по модернизации систем теплоснабжения для трех районных центров Томской области, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. До конца 2018 года будут разработаны пакеты документов для семи районных центров Томской области: города Асино, сел Зырянское, Первомайское, Подгорное, Бакчар и Тегульдет, которые планируется газифицировать до 2021 года, а также для рабочего поселка Белый Яр Верхнекетского района, все источники теплоснабжения которого планируется перевести на древесную щепу.

В среднесрочной перспективе администрацией Томской области планируется ряд инвестиционных проектов по модернизации систем теплоснабжения всех районных центров Томской области с привлечением инвесторов в рамках реализации концессионных соглашений, проработка возможности модернизации систем уличного освещения во всех 115 сельских и 3 городских поселениях Томской области, а также модернизации тепловых узлов и систем внутреннего освещения максимального количества государственных и муниципальных учреждений Томской области с применением механизма энергосервиса.