Алла Смородина, Промсвязьбанк: «Мы готовы быть «единым окном» для решения проблем малого и среднего бизнеса»

Мария Климова
27 ноября 2017, 00:00

Прозрачные критерии, гарантии, низкий процент и комфортные сроки погашения кредита — главное, что хотел бы получить любой предприниматель, обращаясь в банк. А если речь идет о среднем или малом бизнесе, то, желательно, и без залога

Заместитель управляющего — начальник управления малого и среднего бизнеса Сибирского филиала ПАО «Промсвязьбанк» Алла Смородина

О том, насколько реалистичны ожидания сегодняшних предпринимателей, как малому и среднему бизнесу получить господдержку и что делать банку, чтобы его востребованность бизнесом не сводилась к рассчетно-кассовому обслуживанию, «Эксперт-Сибирь» поговорил с Аллой Смородиной, заместителем управляющего — начальником управления малого и среднего бизнеса Сибирского филиала ПАО «Промсвязьбанк».

— Алла, по предварительным итогам исследования агентством RAEX («Эксперт РА») российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса, за первое полугодие 2017 года Промсвязьбанк занял пятое место по размеру портфеля кредитов МСБ. Насколько для вас работа с этим сегментом является стратегическим направлением?

 — Ровно 10 лет назад, в 2007 году, малый и средний бизнес был выделен в отдельный сегмент в банке. Сегодня мы считаем МСБ приоритетным направлением, мы активно внедряем новые технологии и онлайн-сервисы, позволяющие оперативно решать еже­дневные задачи предпринимателей. Мы понимаем, что имеет значение и уровень, и качество работы интернет-банка для бизнеса, возможность открыть счет без посещения офиса, время, затраченное на все контакты с банком, количество действий для передачи необходимой информации и время ожидания ответа.

Предприниматель — это человек с активной жизненной позицией, повышенной социальной ответственностью, безусловный созидатель, улучшающий мир вокруг себя в доступном для себя периметре. Даже предлагая линейку тарифов по рассчетно-кассовому обслуживанию, Промсвязьбанк старается учитывать специфику разных направлений деятельности предпринимателей, разные режимы использования расчетного счета, а также стадию развития бизнеса (начинающий бизнес, развивающийся и т.д.). Для всех клиентов банка доступен продленный до 21.00 мск операционный день. Это особенно важно для компаний, работающих в разных часовых поясах.

— Помимо банковских продуктов и услуг, что еще может получить предприниматель?

— У Промсвязьбанка достаточно широкая партнерская сеть, и мы можем предложить им как юридические услуги, так и бухгалтерское сопровождение. Это особенно актуально для начинающего бизнеса, который зачастую на 100% сосредоточен на собственнике, вынужденном тратить время на решение сопутствующих вопросов и практически не имеющем возможность в таких условиях уделить достаточное внимание стратегии развития своего бизнеса, а это имеет первостепенную значимость.

— Кредитные предложения банков для малого и среднего бизнеса максимально стандартизированы. В чем заключаются конкурентные преимущества Промсвязьбанка в работе с компаниями этого сектора?

 — В нашем банке ценообразование происходит индивидуально, применяемая нами технология позволяет эффективно оценивать риски непосредственно по заемщику с учетом его персо­нальной специфики и кредитного рейтинга и не транслировать единый уровень риска на весь портфель (когда плата за риск по портфелю закладывается в процентную ставку, единую для всех заемщиков).

Кроме того, мы активно генерируем сезонные предложения и акции. И речь, конечно, не об акции по бесплатному открытию расчетного счета, которую сейчас предлагает практически каждый банк. Мы говорим о действительно уникальных возможностях. Например, предоставление овердрафта для новых клиентов по ставке от 9,9% годовых. Это новогодняя акция, которая действует с ноября и завершится в январе следующего года.

Также интересны предложения для предприятий сегмента малого и среднего бизнеса по размещению денежных средств. Этот вопрос для многих компаний особенно актуален сейчас, когда есть потребность разместить временно свободные денежные средства наиболее эффективно на предновогодний период, а также период традиционных новогодних каникул.

Таким образом, можно говорить, что банк имеет в своем арсенале предложения по всем традиционным банковским продуктам и услугам, сформированные с учетом специфики деятельности каждого предпринимателя.

— Промсвязьбанк работает с программами господдержки, например, с « Программой 6,5» Корпорации МСП. Каких результатов добился банк в этом году? Как часто предприниматели обращаются к данному продукту?

— Промсвязьбанк тесно сотрудничает с институтами государственной поддержки и старается интегрировать их инструменты в свои предложения. «Программа 6,5» достаточно известна на рынке. Но есть и другие программы. Создана Национальная гарантийная система для малого бизнеса. На сегодня это один из самых эффективных инструментов, потому что у большинства предпринимателей чаще всего просто нечего отдать в залог банку. А этот инструмент решает проблему. Кроме этого, работа с гарантийными фондами удобна банкам: они не несут затраты на мониторинг и оформление кредитного продукта. На данный момент более 20% кредитов Промсвязьбанка, выданных малому бизнесу, обеспечено такими гарантиями. Только за 8 месяцев 2017 года нами выдано кредитов с государственной гарантией на сумму 3,8 млрд рублей. Между тем, поручительство Нацио­нальной гарантийной системы может достигать 70% от суммы заемных средств.

Что касается «Программы 6.5», напомню что она дает возможность получить финансирование со сроком льготного фондирования до трех лет и размером кредитования от 5 млн до 1 млрд руб­лей. В рамках программы процентная ставка составляет 10,6% для малого и 9,6% для среднего бизнеса. Промсвязьбанк является одним из лидеров по участию в этой программе. С января по август мы заключили более 70 сделок с компаниями из разных регионов России на общую сумму около 3,5 млрд руб­лей.

— Вы считаете, что программы господдержки помогли бизнесу вновь обратиться в банки за кредитами?

— Программы господдержки действительно сыграли большую роль в восстановлении объемов кредитования и оживлении активности бизнеса. Если в 2015–2016 гг. бизнес занимал выжидательную позицию, при этом успешные компании накапливали ликвидность, то в текущем году ситуация начала меняться. Финансирование стало доступным, экономические условия — относительно понятными. Можно сказать, что бизнес уже сформировал для себя актуальную стратегию среднесрочного развития и приступил к реализации поставленных задач.

— Несмотря на это, в предпринимательской среде существует достаточно устойчивое мнение, что получить господдержку очень сложно, или еще хуже — что она носит исключительно декларативный и номинальный характер.

— Этому тоже есть объяснение. Зачастую предприниматели ожидают или требуют поддержку, когда их бизнес перестает быть рентабельным. При этом не стоит забывать, что главная задача бизнеса — это получение дохода. Программы господдержки предоставляются в случае, если бизнес не может решить проблему самостоятельно по объективным причинам, связанным, например, с доступностью финансирования. Предпринимателю с относительно небольшим опытом ведения бизнеса достаточно проблематично ее получить, даже если он подходит под основные критерии. Просто потому, что таких программ существует много и в каждой есть свои нюансы, а «единого окна», в которое мог бы обратиться предприниматель за государственной помощью, пока нет. Поэтому зачастую разобраться в программах без экспертной помощи предпринимателю невозможно. Многие просто бросают это занятие на этапе сбора и изучения информации, предпочитая более понятные, но дорогие кредиты. Вот тут и нужны банки. Мы готовы быть этим «единым окном». Обратившись к нам, предприниматель получит профессио­нальные консультации и готовое решение.

Как представитель банка, работающий с данным сегментом, я не разделяю точку зрения о том, что государственная поддержка бизнеса носит номинальный характер. За два с небольшим года в стране создана инфраструктура поддержки для МСБ, к программам активно подключаются банки и инвесторы. Главное теперь, чтобы эти программы были долговременными и мало изменяемыми на отрезке хотя бы 5–7 лет.

— Какие цели ставит Промсвязьбанк в Новосибирске в работе с МСБ?

— Промсвязьбанк амбициозен в своих задачах. Наша цель — ни много, ни мало — быть банком первого выбора для малого и среднего бизнеса. Это значит, что мы повсеместно развиваем сотрудничество с институтами поддерж­ки малого и среднего бизнеса, создаем продукты и услуги, отталкиваясь от потребностей предпринимателей этого сектора, а главное — индивидуально подходим к каждому клиенту и каждой его проблеме. Кроме того, активно принимаем участие в общественных инициативах, направленных на поддержку предпринимательства. И, в очередной раз подтверждая истину, что лучшие вещи не могут быть сложными, мы говорим о том, что наши амбиции подкреплены сочетанием эффективности и доступности продуктов с нашими ценностями, а именно: надежностью, инициативностью, ориентированностью на качество.