Делойт: «Диджитализация бизнеса — и драйвер, и барьер»

Мария Климова
25 декабря 2017, 00:00

Процессы цифровизации и диджитализации в современном мире закономерно трансформируют как повседневную жизнь людей, так и бизнес. Работать в цифровой реальности, используя прежние модели и бизнес-процессы, уже не является эффективным. Гибкость и способность к быстрым изменениям становятся главным качеством, позволяющим современным компаниям оставаться конкурентоспособными

Читайте Monocle.ru в

Что такое диджитал-трансформация, зачем бизнесу внедрять инновации и как адаптировать бизнес-модель компании к условиям современной цифровой экономики — об этом «Эксперт-Сибирь» поговорил с руководителем исследовательского центра компании «Делойт», СНГ, Лорой Землянской.

Руководитель исследовательского центра компании "Делойт", СНГ, Лора Землянская 32-01c.jpg
Руководитель исследовательского центра компании "Делойт", СНГ, Лора Землянская

 — Лора, стремительное развитие технологий — проблема или возможности для бизнеса сегодня? На чем основываются руководители компаний, когда принимают меры по внедрению новых технологических решений?

 — С начала 2017 года произошло заметное оживление экономики России и ослаб­ление долгосрочного влияния последствий мирового кризиса на бизнес. Это подтверждается прежде всего тем, что валютные риски впервые за последние три года не вошли в топ-5 барьеров развития бизнеса. Одновременно с этим в списке ключевых драйверов развития появились такие факторы, как диджитализация бизнес-процессов и вывод новых продуктов, что говорит об активной позиции компаний и готовности к структурным переменам. В связи с этим темы поиска технологий и их внедрения становятся стратегическими для представителей бизнеса в России. Большинство руководителей компаний понимают, что успех их бизнеса во многом зависит от того, насколько быстро они смогут адаптироваться к требованиям рынка и включать новые технологии в повседневную деятельность предприятия. В условиях развивающегося рынка внедрение инноваций — один из лучших способов оставаться конкурентоспособным.

— Куда компании обращаются чаще в поисках технологий? Венчурные фонды, акселераторы, собственные подразделения НИОКР? Можно ли говорить о начале импортозамещения в процессах «цифровизации» на предприятиях?

— Согласно проведенному нами летом 2017 года исследованию, основным источником инноваций в компаниях служат специально выделенные подразделения — в 58 процентах компаний. Наиболее часто такие подразделения встречаются в производственных компаниях — 72 процента. Нередко компании прибегают к помощи научно-исследовательских институтов и государственных вузов — в 29 процентах случаев. И такой же процент компаний предпочитает отдавать разработки на аутсорсинг, обращаясь в крупные технологические компании. Наименее же популярным источником инноваций являются технопарки, венчурные фонды и акселераторы — всего восемь процентов компаний обращаются к ним в поисках новых технологий.

— Какова структура расходов российских компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы? Какой процент выручки в среднем компании закладывают на поиск новых технологических решений, их внедрение? Представители каких отраслей охотнее вкладывают в разработки?

— По результатам нашего исследования, за прошедший год ведущие компании в России потратили около 41 млрд руб­лей на научные исследования и разработки. По словам наших респондентов, планируемые затраты на 2018 год остаются практически на том же уровне. Если говорить про структуру расходов, то большинство компаний (58 процентов) тратят на НИОКР до одного процента от годовой выручки — чаще всего это характерно для представителей потребительского сектора (87 процентов), каждая пятая компания (20 процентов) — от одного до пяти процентов. Доля таких респондентов существенно выше среди представителей банковского (50 процентов) и нефтегазового секторов (43 процента). И оставшаяся группа вкладывает в разработки в пределах 20 процентов от выручки.

В целом на нынешний день чаще других в развитие НИОКР вкладывают компании банковского сектора (17 процентов респондентов отметили, что потратили 20 процентов и более от выручки) и представители сферы TMT (33 процента отмечают, что вложили от 10 до 20 процентов от выручки в развитие НИОКР). Очень вероятно, что в следующем году к данной группе присоединится производственный сектор, так как именно представители производственных компаний чаще говорят о своих планах по увеличению инвестиций на внедрение технологических решений.

— С помощью каких механизмов компании отслеживают эффективность внедренных решений? Какие горизонты у окупаемости затрат на диджитализацию и автоматизацию бизнес-процессов?

— В данном вопросе важно понимать объем затрат на технологии и эффект данных затрат на финансовые показатели компании. По результатам нашего исследования, каждый третий респондент из компании, внедрившей инновации, отмечает их влияние на стоимость компании. Почти половина из опрошенных говорит о тенденции к росту стоимости в пределах пяти процентов, другая половина отмечает рост в размере 5–10 процентов и еще около 10 процентов экспертов отметили рост стоимости компании более чем на 20 процентов. Однако на сегодня день большинство участников исследования (65 процентов) отмечают, что стоимость их компаний после внедрения каких-либо структурно-организационных инноваций пока не изменилась, но компании ожидают роста ее стоимости в ближайшие два–три года.

Таким образом, мы можем оценить, насколько внедрение инноваций оказывает положительный экономический эффект на бизнес в России в целом — а сегодня рост составляет +1,7 процента. Другими словами, это то, насколько выросла средняя стоимость бизнеса в России после внедрения инноваций. Конечно, среди тех, кто уже видит рост стоимости компании, данный экономический эффект существенно выше: +7 процентов.

 — Что является драйверами, а что барьерами для компаний на пути внедрения стратегии диджитализации?

— Большинство компаний стимулируют к внедрению технологий как внутренние, так и внешние факторы: стратегия управления, рынок и конкуренция. Это еще раз подтверждает естественность данного процесса, осязаемость и его масштабирование на рынке.

Осложняет внедрение технологий кадровое обеспечение компаний, финансирование и структура организаций. Все перечисленные факторы являются по большей части внутренними и зависят непосредственно от стратегической политики бизнеса. В то же время нельзя забывать о том, что роль государства в инновационном развитии компаний в России особенно велика — такие вопросы, как финансовая поддержка и формирование эффективной инфраструктуры, на рынке инноваций не могут быть решены без вовлечения и поддержки государства. Кроме того, поле для деятельности (в частности, для повышения активности государства) достаточно велико, так как по результатам исследования на нынешний день наименее популярным источником инноваций являются именно технопарки, венчурные фонды и акселераторы (всего восемь процентов компаний обращаются к ним в поисках новых технологий).

Таким образом, действительно, диджитализацию и инновации сегодня можно отнести и к драйверам, и к барьерам. 94 процента финансовых директоров видят необходимость повышения экономической эффективности бизнес-функций путем автоматизации ключевых процессов, но при этом отмечают отсутствие разработанных мероприятий по внедрению технологических и инновационных решений.

— Как независимый консультант подскажите, чем компания «Делойт» может быть полезна компаниям в определении стратегии диджитализации? Обращаются ли к вам за помощью в процессе «поиска» технологий?

 — В компании «Делойт», СНГ, для решения этих задач работает специальное подразделение — Deloitte Digital, которое помогает клиентам на любом из этапов цифровизации — от определения цифровой стратегии до разработки и создания онлайн- и мобильных решений. Наши клиенты — это ведущие компании различных отраслей (как в России, так и за рубежом). Наши инновационные мобильные и веб-решения, а также решения на основе социальных сетей создают новый опыт в сфере цифровых технологий. При этом мы используем методологию agile, которая позволяет быстро воплотить цифровую концепцию в реальность.

— Возвращаясь к специфике отечественного рынка — какие направления диджитализации являются приоритетными для российских компаний? И как вы оцениваете темпы развития и внедрения технологических решений в разных сферах деятельности компаний?

 — Согласно последнему исследованию «Делойт», самыми популярными структурно-организационными инновациями, внедренными компаниями в России, стали удаленная работа сотрудников — 38 процентов, внедрение общих центров пользования — 37 процентов и создание проектных офисов типа agile — 26 процентов.

Что касается технологических решений, самыми популярными на сегодня являются: внедрение передовых ERP-систем (42 процента); полная автоматизация отдельного бизнес-процесса (27 процентов) и программы по обработке больших данных (26 процентов). Будущее — за внедрением общих центров обслуживания (ОЦО) в компаниях и полной автоматизацией бизнес-процессов и их цепочек.

Если сместить фокус с материального эффекта от технологических решений на нематериальную полезность, то по результатам нашего исследования на нынешний день общий уровень автоматизации бизнес-функций ведущих компаний в России составляет 0,43 из 1. Причем данный уровень прежде всего обеспечивают такие подразделения, как финансы и администрирование документооборота. Если говорить об уровне инновационного развития бизнеса (инновационные технологии в компаниях), то данный показатель ниже и составляет 0,11 из 1. При этом лидером по уровню сложности технологий на сегодня стал сектор ТМТ, а лидером по планируемому внедрению технологий — производственный сектор.

 bez-imeni-2.jpg

Карта источников инноваций 32-0.jpg
Карта источников инноваций