Превосходя ожидания

Мария Климова
25 декабря 2017, 00:00

Рынок выставочных услуг в России впервые за три года стабилизировался. Деятельность российских компаний в разных секторах активизировалась, что сразу сказалось на загруженности выставочных площадей в стране. Причем экспо-отрасль как лакмусовая бумага служит индикатором не только общего состояния экономики, но и быстрее многих реагирует на ключевые тренды коммуникаций МВК

Читайте Monocle.ru в

МВК

«Новосибирск Экспоцентр» в 2017 году активно принимал на своих площадях не только крупнейшие отраслевые выставки, но и значительно увеличил долю спортивно-зрелищных мероприятий, творческих вечеров и концертов.

О трендах развития отрасли, новых подходах к организации удобных и выгодных условий для коммуникаций и о том, какие проекты готова принять в 2018 году главная выставочная площадка Сибири, журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал исполнительный директор МВК «Новосибирск Экспоцентр» Сергей Косенко.

ЭС: Сергей, с какими мероприятиями прошел 2017 год? Какие события Экспоцентр ожидает в 2018 году? Какие тенденции и настроения на вашем рынке?

С.К.: Настроение самое оптимистичное, подводя итоги 2017 года, могу сказать, что отрасль вошла в стадию уверенного роста, в частности, компания ITE Expo приросла и продала квадратных метров на 15 процентов больше, чем в прошлом году, бе­зусловно, это очень важно для нас. Несмотря на то, что ITE Expo — наш якорный арендатор, который проводит основные отраслевые выставки, такие как WorldBuild Siberia/SibBuild , «АгроСиб», Транспортный форум и многие другие, его доля выручки стала меньше 50% от выручки МВК Новосибирск Экспоцентр. Связано это с тем, что на нашу площадку пришло много новых и успешных организаторов. Традиционно частые гости у нас — крупные сетевые компании, некоторые из них проводят свои мероприятия несколько раз за сезон. Отдельно стоит отметить мероприятия IT-сферы. С ростом самой отрасли увеличивается и ее спрос на качественные мероприятия. Например, проект CodeFest — крупнейшая за Уралом конференция разработчиков, управленцев проектами, тестировщиков — по сути, вырос на нашей площадке. При этом он постоянно развивается и прогноз на 2018 год предполагает еще больше активности, спроса и, соответственно, масштаба. Добавились в этой сфере и новые проекты, такие как JBreak — единственная сибирская технологическая Java-конференция для опытных разработчиков, а также конференция для разработчиков highload-систем — Highload++ 2018, направленная на обмен знаниями о технологиях, позволяющих одновременно обслуживать миллионы пользователей. И есть все основания предполагать, что число IT-проектов будет только расти.

На удивление богатым нынешний год стал и на проекты шоу-индустрии — такие как Международный турнир по танцевальному спорту Siberian open cup, «Бал ректора СГУГиТ». И, конечно, нельзя не вспомнить один из самых ярких и зрелищных — танцевальный проект СИБПРОКАЧ. Это крупнейший в Сибири танцевальный фестиваль, который проводится с 2013 года и собирает в одном месте огромное количество танцоров не только со всей России, но также ближнего и дальнего зарубежья.

ЭС: Заказчики этих разноформатных мероприятий приходят со своим готовым решением или просто говорят: у нас будет вот такое мероприятие, такое количество человек — и вы каждый раз становитесь частью команды, предлагая свое инфраструктурное решение?

С.К.: Нашу площадку лучше нас никто не знает. Есть, конечно, ребята, например, из CodeFest, которые нашу площадку уже знают идеально и приходят с готовыми решениями. Но в большинстве случаев заказчикам необходимо помогать: задавать вектор, рассказывать о наших возможностях, о нашем предыдущем опыте. То есть, в большинстве случаев приходится быть частью команды организаторов. И очень часто у заказчика с формированием какого-то представления о наших возможностях начинают меняться планы. Хороший пример. Когда у нас была сетевая компания, буквально на днях, их было 4 500 человек, мероприятие проходило в павильоне В, в другом павильоне в то же время проходило мероприятие по танцевальному спорту Siberian open cup. А на улице в этот же день проходил внедорожный тест-драйв Land Cruiser’s Land. Несколько тысяч людей, три разных организатора — по сути, это стало для нас проверкой на прочность. И в этот же день к нам приехали заказчики другого проекта. И, по их словам, они представляли МВК «Новосибирск Экспоцентр» только как выставочную площадку или пространство для проведения конференций. Когда я их провел по всем работающим площадям, они сказали: «О! Мы здесь были 50 раз, но представление об Экспоцентре после сегодняшней экскурсии у нас кардинально поменялось».

ЭС: Медицинские, научные и IT-мероприятия требуют очень хорошей технической оснащенности. У вас с этим все в порядке. А есть ли какие-то технические новшества, которые будут интересны в следующем году?

С.К.: В последние несколько лет наметилась яркая тенденция: многим заказчикам требуется очень качественный высокоскоростной wi-fi. У нас, конечно, есть wi-fi, но он с определенными ограничениями. Недавно мы начали сотрудничать с компанией Ростелеком, и с нового года мы сможем обеспечить скорость до 2 тыс. мегабит в секунду. Из расчета на то, что одновременно в здании могут подключаться порядка 4–5 тыс. человек. Сейчас мы тестируем схему, ближайшая пиковая нагрузка будет на семейном празднике «Главная Елка Сибири», которая традиционно проходит на нашей площадке, и мы посмотрим, как это работает.

 36-02.jpg

ЭС: Насколько масштабные по количеству людей мероприятия вы ожидаете в 2018 году?

С.К.: В IT-сфере самая небольшая конференция в этом году собрала 600 человек. Но тенденция такая, что если проект ежегодный, то его посещаемость увеличивается за 2–3 года до 2 000–2 500 человек. Тот же CodeFest — растущий проект и я думаю, что в 2018 году участников будет уже более 2 тыс. человек. Еще одно масштабное и быстро растущее направление — конечно, медицина. В этом году очень активно стали бронировать площадки под медицинские мероприятия, и мы уже ведем переговоры по нескольким проектам на 2018–2019 годы. Я бы еще выделил спортивно-танцевальные направления. Один из интересных проектов — это проект Ляйсан Утяшевой «Болеро», а также спортивно-бальные танцы, бокс, гимнастика. Это те проекты, по которым мы сейчас ведем переговоры. В среднем они рассчитаны на тысячу-три участников каждый.

ЭС: Но для спортивных мероприятий должна быть организована внутренняя инфраструктура для спортсменов — раздевалки, душ. Вы уже думали над тем, как это организовать? Что из этого уже сделано?

С.К.: Да. У нас в павильонах организованы специальные каналы со всеми коммуникациями. Также есть оборудование, которое позволяет строить гардеробные для спортсменов, и мы уже прорабатывали вопрос монтажа специальных мобильных душевых кабин. Если организатор поставит нам такую задачу, мы ее сможем решить.

ЭС: Как вы оцениваете рынок спортивных мероприятий, не привязанных к конкретным местам проведения?

С.К.: Заказчики есть, они приходят, задают вопросы. Но если раньше у нас были ограничения на такие мероприятия ввиду отсутствия сертификата, то в прошлом году мы прошли сертификацию как спортивный объект. В этом году нам его подтвердили. Благодаря чему некоторым проектам стало проще принимать решения в пользу нашей площадки. Мы со своей стороны тоже замечаем некоторые интересные спортивные проекты, которые проходят на других площадках. С ними мы ведем переговоры и рассказываем о преимуществах нашей площадки. Полученный нами сертификат соответствия позволяет проведение спортивно-зрелищных мероприятий, вечеров и концертов, а также предоставления спортивных площадок, полей для спортивных игр.

ЭС: Каким критериям нужно соответствовать, чтобы получить такой сертификат?

С.К.: Для подачи документов на сертификацию необходимо определиться с видами спорта. К каждому пулу направлений предъявляются свои требования, такие как наличие необходимого количества санузлов, возможность организации гардеробных, душевых кабин. Также необходимо определенное количество света, воздухообмена и организации потоков. У нас все это есть. И, соответственно, нет никаких препятствий для проведения, например, чемпионата по спортивной гимнастике. У нас прекрасные высокие потолки, мы можем построить трибуны, поставить судейские столики, постелить специальное покрытие для гимнастов. Организовать людские потоки, чтобы спортсмены и зрители не пересекались. Для всего этого у нас есть все возможности.

ЭС: Бывают ли специфические запросы от клиентов? Цирк дю Солей сможете принять?

С.К.: В этом году хотелось бы отметить относительно сложное событие и при этом очень интересное, и энергичное — это полуфинал в СФО всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России», в ходе которого мы построили более 30 переговорных комнат, и один из самых красивых и мотивационных проектов, на котором собираются золотые медалисты Новосибирской области — «Золотые надежды России»

Что касается Цирка дю Солей. Полагаю, что сможем, надо посмотреть, изучить их требования. Например, 2 декабря у нас прошел концерт «Скриптонит», на который вместо запланированных полутора тысяч билетов организаторы продали три тысячи. И тогда нам позвонил другой заказчик со словами: «И не думал, что Экспоцентр способен на такие вещи! А вы можете нам сделать три тысячи посадочных мест, рассадку театр, построить сцену, задник, свет, звук?». Можем, это типовая задача для нас. То есть, у многих людей до сих пор, оказывается есть стереотип, что «Новосибирск Экспоцентр» в первую очередь все-таки выставочная площадка и место проведения конференций, семинаров. А мы умеем многое.

ЭС: И как долго, по вашему ощущению, Экспоцентру еще придется преодолевать этот стереотип? На каком вы этапе?

С.К.: Я думаю, мы уже преодолели середину этого пути. Будущий 2018 год как раз показывает результаты нашей деятельности за предыдущие два-три года. Мы видим, что представление о выставочном бизнесе и конкретно нашем Экспоцентре меняется. Люди стали звонить и спрашивать: а такое-то можно организовать? Но вместе с этим появилась другая проблема — с местом в календаре на 2018 год, в первом полугодии свободных мест почти уже не осталось. Мне звонят, а я — впервые за пять лет — не знаю, куда их поставить. При этом если дату проекта можно перенести, то наша коман­да максимально гибко к этому подходит. Компетенция многих заказчиков стала значительно выше, они стали бронировать даты мероприятия заранее. Правило этого бизнеса: надо бронировать площадку за один год, а лучше за более длительный период. Мы уверенно говорим, что кризисные явления на сегодня день завершены и на следующий год ждем уверенного роста, мы прирастаем и количеством посетителей, и количеством мероприятий.