Выжить местным игрокам удается за счет развития новых ниш: магазинов-складов, экспресс-гипермаркетов и агромаркетов, поскольку пока федеральные сети в регионах с такими форматами работают слабо. Сами ритейлеры ждут только усиления конкуренции, и предрекают очередную перестройку рынка через три-пять лет, связывая ее с глобальной автоматизацией всех процессов в торговле.
Федерализация рынка
Минувший год показал: федеральные игроки взяли курс на экспансию сибирских ритейл-рынков. Эксперты называют практически сделкой года частичную продажу магазинов ГК «Холидэй» федеральным сетям «Лента», «Магнит» и X5 Retail Group. В частности, ритейлер «Лента» договорился о покупке у сети Holiday Group 22 супермаркетов в Сибири. О том, что федеральные розничные сети Х5 Retail Group и «Лента» ведут переговоры о покупке магазинов Holiday Group, сообщало в октябре агентство Reuters. По его данным, Holiday Group планировало продать около 500 магазинов, что составляет приблизительно половину бизнеса компании. Со следующего года компания планирует сосредоточиться на развитии дискаунтеров.
Сегодня магазины сети «Лента» открыты в 13 городах Сибири. В тройку лидеров по количеству магазинов «Лента» входят Новосибирск (семь гипермаркетов и пять супермаркетов), Омск (шесть гипермаркетов) и Новокузнецк (пять гипермаркетов).
«Несмотря на присутствие большинства крупнейших игроков, рынок Сибири все еще имеет большой потенциал к насыщению сетевым ритейлом. Мы продолжим развивать формат гипермаркетов, а также активно наращивать присутствие в сегменте супермаркетов. В феврале 2017 года мы открыли в Новосибирске первый супермаркет «Лента» за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и до конца года открыли еще шесть. В ноябре 2017 года мы приобрели 22 супермаркета в Новосибирске, Кемерово и Барнауле, которые планируем открыть под своим брендом весной этого года», — напомнила менеджер по связям с общественностью и государственными органами «Ленты» Мария Филиппова, добавив, что федеральный ритейл менее подвержен негативному влиянию макроэкономических факторов, поэтому даже в непростых условиях ему развиваться проще.
Причины продажи супер- и гипермаркетов «Холидея» очевидны, считает гендиректор и владелец ООО «ТД Шкуренко» (Омская область) Виктор Шкуренко. По его словам, управлять одним форматом легче. Магазины «у дома» не выдерживают конкуренции с федеральными сетями. «Мы также продали свои магазины «у дома» (200–800 кв. м), сосредоточившись на форматах магазин-склад «Низкоцен» и экспресс-гипермаркет «Победа» (1–2,5 тыс. кв. м). Пока федеральные сети в регионах слабо работают с таким форматом».
По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Компания «Холидей» в 2016 году — 56,4 млрд рублей (-2,3 млрд рублей к 2015 году), чистая прибыль — 25,8 млн рублей, кредиторская задолженность на 1 января 2017 года — 25,7 млрд рублей. Основной владелец — H.S.R. Holiday siberiada retailing group limited с долей 99,92%. В составе «Холидея» на 1 ноября 2017 года — 500 магазинов в Новосибирской, Омской, Кемеровской, Томской и Тюменской областях, а также в Алтайском и Красноярском краях. Общая торговая площадь сети превышает 296,5 тыс. кв. м. По данным «INFOLine-аналитики», доля «Холидея» на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Сибирском и Дальневосточном округах в 2016 году составляла 2,9%. Если «Холидею» удастся реализовать всю выставленную на продажу недвижимость, то компания может выручить 660–730 млн долларов, посчитали аналитики.
Заглядывается на сибирский рынок и крупнейший в России оператор продовольственной розницы Х5 Retail Group. В прошлом году сообщалось, что компания может приобрести супермаркеты компании «О`кей». Стоимость более 30 объектов оценивается практически в 8 млрд рублей. В свою очередь представители «О`кей» сообщали, что сеть намерена сконцентрироваться на развитии двух других своих форматов — гипермаркетов и дискаунтеров.
Заметные изменения в прошлом году произошли на ритейл-рынке Кузбасса. По разным причинам здесь закрылись три крупных ритейлера, на долю которых приходилось 4% оборота всей розницы Кемеровской области: ООО «Система «Чибис» (сеть «Поляна»), новокузнецкое ОАО «Центрпродсервис» (ЦПС), торговая сеть «Пенсионер».
Сильные местные
На фоне федеральной экспансии ряду местных игроков удается не сдавать позиций. Так, в Новосибирске на Мочищенском шоссе в прошлом году открылся новый гипермаркет холдинговой компании «Сибирский гигант». Он стал четвертым гипермаркетом «Гигант» в городе. Общая площадь нового магазина — 20 тыс. кв. м. Ранее инвестиции в запуск четвертого гипермаркета компании назывались в СМИ на уровне 1 млрд рубли
Компания «Торговый холдинг «Сибирский гигант» создана в 1996 году. В ее структуре — четыре супермаркета «Мегас» и 23 универсама «Горожанка». По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2016 году выручка компании составила 14,3 млрд рублей, чистая прибыль — 150,2 млн рублей Совладельцы «Сибирского гиганта» — депутат заксобрания Новосибирской области Александр Манцуров (52,85%) и предприниматель Андрей Кузнецов (47,15%).
Положительную динамику показывает барнаульская сеть «Мария-Ра», которая входит в первую «десятку» продовольственных сетей России. По данным компании, на конец сентября сеть была представлена 954 магазинами в 238 населенных пунктах Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях. Часть магазинов была открыта в 2017 году. Еще один «успешный регионал» — сеть «Ярче!» (KDV Group), которая по итогам прошлого года стала второй продовольственной сетью в Сибири после «Марии-Ра». В ритейлерскую сеть входит более 380 магазинов в Сибири и Подмосковье. Рост продемонстрировала в прошлом году и «Сеть универсамов «Бегемот», увеличив число магазинов с 42 до 63-х. Красноярский дискаунтер «Светофор» насчитывает более 800 магазинов по всей России, а также один магазин в Китае. Активное развитие торговой сети идет в 33 регионах России.
— Федерализация регионального ритейла — это главная тенденция сегодняшнего времени. С федералами бессмысленно воевать и бороться. Мы никогда не занимались этим и не будем это делать. У федералов — большие объемы, отсюда и более привлекательные цены. Нам же приходится искать другие способы демонстрации лояльности клиенту. Мы предлагаем собственную продукцию, например, свежую выпечку, кулинарию. Поскольку мы работаем с местными поставщиками, предлгаем продукцию, произведенную в регионе, — говорит специалист по связям с общественностью сети универсамов «Бегемот» Ольга Малаховская.
Представители рынка отмечают, что выжить регионалам удается за счет развития новых форматов. Так, последнее время все большую популярность приобретают так называемые агромаркеты. В частности, бенефициар группы компаний Николай Скороходов развивает магазины под брендами «Фермер-Центр.рф». Первый магазин под этим брендом появился в Новосибирске осенью 2016 года. Сейчас у ГК «Холидей» уже три подобных магазина, и как писал ряд СМИ, в планах увеличить их количество до пяти.
Эксперты видят высокие перспективы в развитии этого направления, поскольку покупательский интерес смещается в сторону продукции местных фермерских хозяйств. Однако участники рынка считают, что успех обусловлен удачной эксплуатацией тренда на фермерскую продукцию. О фермерских продуктах по доступным ценам речи не идет.
Еще одна сеть, ориентированная на продукцию фермерского производства, родом из Кемерово, «Калина-Малина». За три с половиной года сеть увеличила количество своих магазинов до 70-ти.
Выполняют роботы, а не человек
Автоматизация бизнеса — еще один способ для ритейлеров не потерять рентабельность. Процессы автоматизации становятся более доступными, применяют их не только крупные сетевые компании, но и предприниматели, владеющие всего одной или несколькими торговыми точками.
— В нашей компании определенные бизнес-процессы автоматизированы, но хочется большего. Онлайн-кассы работают в стабильном режиме. Любой отбитый чек, полученный покупателем, можно проверить на сайте ИФНС или по QR-коду.
На данный момент в компании внедрены EDI — электронный заказ через провайдеров, ЭДО — электронный документооборот с поставщиками товаров, работ, услуг, — рассказывает специалист по связям с общественностью сети универсамов «Бегемот» Ольга Малаховская.
— Наша задача — сделать покупки удобными и не обременительными для покупателей. Поэтому в каждом новом гипермаркете «Лента» мы устанавливаем кассы самообслуживания. Кроме того, сейчас мы тестируем технологии самостоятельного сканирования и новое поколение касс, которые существенно упростят процесс совершения покупок и заметно сэкономят время, — поделилась официальный представитель «Ленты» Мария Филиппова.
Эксперты согласны с мнением, что в ближайшие 3–5 лет произойдут серьезные изменения на рынке ритейла. И причиной тому будет активная автоматизация всех процессов, начиная с заказа и приемки товара, заканчивая отслеживанием продукции в зале с помощью специальных камер.
— Когда за бизнес-процессами компании следит компьютер, а не человек (особенно в рутинной работе) — это очень удобно, даже практично. Будет серьезно экономиться человеческий ресурс. Сканирование на кассах при помощи видеораспознавания в торговых залах, на складах не будет задействован человеческий труд. Вопросы инвентаризации, мелких ремонтов — это будет уже «головная боль» машины, которая оснащена функцией распознавания по видео, — продолжает Ольга Малаховская.
Архитектор решений компании KPMG Михаил Толмачев отмечает, что в России нет магазинов, которые бы автоматизировали абсолютно все процессы, как это сделал, к примеру, в США ритейл Amazon, представив магазин «Amazon Go».
— Наша страна только на первом этапе: компании автоматизируют процессы, связанные с бизнес-аналитикой, с заказом товаров у поставщиков. Тормозит развитие процесса низкая информированность предпринимателей о том, что такое автоматизация в ритейле, руководители, топ-менеджмент компании не понимают возможности, которые дает автоматизация. Плюс требуется дополнительная подготовка персонала, который будет работать с подобными программами. Ну, и наверное, основное ограничение, чтобы автоматизировать процессы в магазине, необходимы десятки миллионов рублей. Размер вложений, конечно, индивидуальный, и зависит от размеров сети, но, тем не менее, суммы значительные, — отмечает Михаил Толмачев.
В Новосибирске работой по автоматизации магазина наряду с другими занимается компания «Дата-Крат». В частности, новосибирские разработчики предложили свой алгоритм, позволяющий магазинам работать без товароведа. По словам генерального директора компании Михаила Матюхина, с помощью компьютерной программы предприятие может увеличить обороты, избавиться от затоваривания. Эффективность заказов вырастает практически на 20%. Также компания разрабатывает проект «Магазин без персонала», где все процессы полностью автоматизированы. Правда, практического применения этот проект еще не нашел.
— Автоматизировать процессы в ритейле выгодно, поскольку повышается управляемость процесса, главное — появляется достоверная информация, ведь в обычном магазине, даже самом крупном, процесс заказа товара строится на интуиции и на опыте, — рассуждает Михаил Матюхин.
Директор компании-разработчика «АйЛайн» (Новосибирск) Виталий Гумиров считает, что в условиях роста конкуренции на рынке ритейла автоматизацию выгоднее всего использовать при выстраивании взаимоотношений с клиентами.
— Это позволит ритейлерам повысить свою конкурентоспособность. Второй момент — ритейлеры смогут лучше управлять своими запасами за счет того, что они смогут тщательнее анализировать данные, прогнозировать продажи, предсказывать, сколько людей придет и купит тот или иной товар, — рассуждает Виталий Гумиров, добавляя, что отсутствие грамотных управленцев, не боящихся внедрять новые технологии, не позволяет до сих пор развивать это направление в полной мере.