Наличие в небольшом населенном пункте крупного предприятия — как правило, промышленного — всегда считалось благом. Это вселяло уверенность в завтрашнем дне в виде гарантированного трудоустройства и пусть небольшой, но стабильной зарплаты. Однако времена меняются, и сегодня, в пору экономической турбулентности, уже никто не поручится за стабильность того или иного производства. Но если экономические последствия скоропостижной кончины локального бизнеса могут быть преодолены с минимальными издержками, то о социальной составляющей — потере источника существования для нескольких тысяч человек — такого сказать нельзя. Уход с рынка монопольного работодателя вполне может поставить под угрозу не только привычное качество жизни, но и само выживание вчерашних тружеников.
Неудивительно, что российские власти достаточно серьезно оценивают подобные риски — именно для их предотвращения создана приоритетная федеральная программа «Комплексное развитие моногородов», предусматривающая снижение зависимости поселений от работы градообразующих предприятий путем создания новых, не связанных с такими предприятиями рабочих мест. В России насчитывается 316 моногородов, но далеко не каждый из них попадает под действие Программы — автоматического входа в нее нет. Для участия в федеральном проекте каждому из претендентов необходимо иметь собственную программу диверсификации экономики, привлечения инвесторов, развития городской и социальной среды — тогда на территории моногорода может быть создана желанная «территория опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР). До сих пор такого права добились лишь 60 населенных пунктов, из которых один рабочий поселок — Линево — находится в Новосибирской области, а еще один — Горный — ожидает рассмотрения своей заявки в Минэкономразвития РФ.
Однако одной красиво выписанной программы недостаточно для того, чтобы претендовать на привлечение федеральных инвестиций в ТОСЭР. Главное — это инвесторы, готовые развивать свой бизнес в моногородах. А интерес любого инвестора — рост доходов при сокращении расходов, и статус резидента ТОСЭР позволяет решить, по крайней мере, вторую задачу — льготы для них включают в себя снижение налога на прибыль: в федеральной части — с 3% до 0% на первые пять лет, в региональной части — с 17% до 0% на первые пять лет и до 10% на следующие пять лет. И это еще не все — для инвесторов предусмотрено сокращение страховых взносов с 30% до 7,6%, налога на имущество с 2,2% до 0% и налога на землю с 1–1,5% до 0% на 10 лет. Но все же льгот без обязательств не бывает, и резидентами ТОСЭР могут стать лишь инвесторы, готовые в течение года вложить в свой проект не менее 2,5 млн рублей, создав при этом минимум 10 новых рабочих мест.
Изменить среду
Возможностям, которые открывает федеральная программа как для моногородов Новосибирской области, так и для потенциальных резидентов ТОСЭР, была посвящена панельная сессия «Моногорода: возможности для бизнеса». Мероприятие прошло 15 июня при поддержке правительства Новосибирской области и Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» на базе Сибирского института управления — филиала РАНХиГС при президенте РФ.
Открыла сессию врио заместителя председателя правительства новосибирской области — министра экономического развития Ольга Молчанова. После изложения основных критериев образования ТОСЭР и требований, предъявляемых к инвесторам, она отдельно остановилась на вопросах конкурентоспособности новых образований. Несмотря на то, что в рамках работы на территориях моногородов — в частности, в Линево — инвесторы имеют значительные налоговые льготы, это не является гарантией повышенного спроса на статус резидента. Так, ближайший зарубежный сосед Новосибирской области — Республика Казахстан — предпринимает немалые усилия для привлечения инвестиционного капитала и является реальным конкурентом сибирских регионов.
Возможно, именно этим были вызваны неоднократные реверансы в сторону представителя пока единственного реального инвестора ТОСЭР Линево — генерального директора производственной компании «Обувь России» Сергея Юнга, которые корректно напоминали о достигнутых договоренностях сторон и скорейшем их воплощении.
Впрочем, Ольга Молчанова дала понять, что область рассматривает развитие моногородов не только в части наполнения их качественными инвесторами, среди которых ожидаются известные новосибирские компании «МирАвто» и СКТБ «Катализатор». По словам врио министра регионального правительства, «есть желание изменить среду для тех людей, которые уже есть — чтобы они не покидали город». Ольга Молчанова выразила надежду, что лет через десять «Линево станет как Кольцово» и будет привлекателен как для коренных, так и для приезжих жителей.
Тему создания в моногородах комфортной среды продолжил заместитель генерального директора — руководитель департамента программ развития моногородов некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» Евгений Подшивалов. По его словам, в российских моногородах проживает 10% всего населения страны — для них необходимо обеспечить комфортное проживание. «Рабочий поселок — не от слова «работа», в нем должно быть удобно жить!» — заявил представитель Фонда развития моногородов.
Возвращаясь к сфере бизнеса, Евгений Подшивалов заверил, что федеральный центр компенсирует до 95% расходов на создание в ТОСЭР необходимой для инвесторов инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, электрических мощностей и т.п., заодно отметив, что Линево как моногород подключен к приоритетным федеральным проектам «Безопасные и качественные дороги» и «Благоустройство городской среды».
От интереса — к статусу резидента
Представитель первого и пока единственного резидента ТОСЭР «Линево» Сергей Юнг рассказал о переносе производственных мощностей своей компании из Новосибирска в Линево. Этому способствовал целый набор факторов — льготное налогообложение, хорошая логистика (у компании «Обувь России» уже есть производство недалеко от Линево, в городе Бердске), уход от дорогостоящей новосибирской аренды. Кроме того, компания давно искала новые площади для развития, так как действующая арендованная площадка уже не могла обеспечивать потребности роста.
«Мы ожидаем в августе-сентябре этого года подключение нашей площадки к мощностям, после чего готовы начать ее освоение», — поделился своими планами генеральный директор компании «Обувь России». Запуск первой очереди позволит создать 120 новых рабочих мест, однако не все они будут предоставлены местным жителям — перенос производства из Новосибирска потребует переезда некоторого количества квалифицированных сотрудников, сообщил Сергей Юнг, добавив, что в дальнейшем производственные мощности будут увеличиваться, а количество рабочих мест — расти.
Не обошел стороной социальный аспект развития моногородов и председатель Новосибирского областного отделения Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергей Соколов, отметив понятную логику государства — закреплять людей на территориях моногородов через их занятость. Однако, по его мнению, для создания комфортной инвестиционной среды, обеспечивающей приход нового бизнеса и создания новых рабочих мест, надо активизировать работу с потенциальными инвесторами. Необходимо организовать обратную связь с региональным бизнесом для определения его реальных потребностей и обеспечить на этой основе «упаковку инвестпроектов». Под этим термином Сергей Соколов подразумевает формирование предложений для инвесторов не в виде набора налоговых льгот, а в формате готового, проработанного со всех сторон — от финансов до маркетинга — бизнес-проекта с различными объемами денежных средств по всем направлениям возможной производственной деятельности.
«Сегодня деньги двигаются, активы приобретаются даже непрофильными инвесторами — им надо давать полный расклад по возможностям вложения капиталов», — такой посыл со стороны председателя Новосибирского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» вполне мог быть обращен в сторону заместителя генерального директора Агентства инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области Вячеслава Радионова. Одной из задач АИР как раз и является формирование комплексных инвестиционных предложений, и примеры такой «упаковки» уже представлены на сайте Агентства — но с локализацией преимущественно на городских территориях (заводы НВА и НЗХК) и промышленно-логистическом парке (ПЛП). Впрочем, по ряду проектов Агентство готово к проработке и новых производственных площадок.
Еще одним необходимым условием активного прихода инвесторов Сергей Соколов считает личную — в хорошем смысле — заинтересованность первых лиц муниципалитетов и регионов, проявляющуюся, как минимум, в готовности к прямым встречам и переговорам с заинтересованными бизнесменами.
Сергей Родионов, в свою очередь, поддержал руководителя регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» — привлечение инвесторов должно опираться на бизнес-подход, который, в свою очередь, реализуется в концепции ТОСЭР Линево. В ее основе — сочетание логистического преимущества моногорода (нахождение вблизи автомобильных и железнодорожных федеральных трасс) с амбициозной целью сделать Линево промышленной площадкой для производств с инновационной составляющей, берущей начало в новосибирском наукополисе. По словам заместителя генерального директора АИР, эта концепция получила федеральную поддержку и гран-при Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
Словом, на нынешний день можно уверенно говорить о том, что в Новосибирской области появился еще один инструмент для формирования инвестиционного климата и привлечения инвесторов, и теперь дело за малым — научиться этим инструментом пользоваться. Как правильно заметил один из участников встречи, сейчас все это очень похоже на то, что в области появилась скатерть-самобранка, и ощущение, что вот ее расстелят — и сразу придет инвестор. Но пока пришел только один — внутренний. А за внешними в нынешних условиях необходимо ходить и заинтересовывать. Для этого необходимо сделать так, чтобы все обращения от потенциальных инвесторов, которые в поисках пресловутого «одного окна» мыкаются по разным министерским коридорам, собирались в едином реестре. Исходя из этих запросов, и можно формировать проектную команду под каждого инвестора. Следующим этапом, судя по всему, должно быть формирование из всех параллельно существующих инструментов единой экосистемы по работе с инвесторами.