Название конференции («Бизнес-оборона»), прошедшей в Новосибирске в конце мая, уже говорило само за себя — давление на предпринимательство не ослабевает. Об этом же было заявлено и в повестке мероприятия: «Конференция актуально-практической направленности посвящена проблемам выживания и сохранения бизнеса в условиях растущего прессинга со стороны правоприменительной системы, решению насущных задач на всех этапах вынужденного взаимодействия с органами власти». Атмосферу дополнило и нетипичное для деловых мероприятий подвальное помещение «Бродячей собаки» с приглушенным освещением — возможно, этого эффекта не было бы в более светлых конференц-залах отелей «Горский» и «Миротель», ранее отказавших в приеме «Бизнес-обороне» с многозначительной в контексте темы конференции формулировкой — «по техническим причинам».
Впрочем, первый же выступающий — Дмитрий Потапенко, известный российский предприниматель, экономист, управляющий партнер компании Management Development Group Inc., одинаково эмоционально и доходчиво объясняющийся в любых пространствах, быстро и емко раскрыл основной тезис конференции. На эмоциях и афоризмах, подкрепляемых парой-тройкой цифр, московский спикер попытался донести до новосибирских предпринимателей мысль об их ненужности — как современному российскому обществу, так и правящей элите. Процитировав слова одного из действующих вице-премьеров России, сказанные политиком еще не будучи в высокой должности четверть века назад — «коммерсы сладкие, их доить надо», — предприниматель заверил, что посыл актуален и по сей день. А потому не стоит удивляться «желтым глазкам и зубастой пасти» у себя за спиной.
В такой ситуации, по мнению Потапенко, российский предприниматель может рассчитывать только на себя, в том числе — уделяя максимальное внимание личной безопасности и следуя правилу трех «Д»: оберегая детей, дом и деньги. А в сбережении далеко не последнюю роль играет обнуление расчетных счетов к концу операционного дня, равно как и информационная безопасность — использование удаленных серверов, «тонких» клиентов и vpn. «Если вас с утра не били, обысков не было, вы на свободе, солнце взошло — все не так уж и плохо», — слегка прибавил оптимизма ведущий спикер конференции.
Статистикой по оптимизму
Выступления следующих спикеров — в том числе представителей фонда «Русь сидящая», а также новосибирцев — нового президента МАРП и гендиректора «Сибирской юридической компании» Сергея Карпекина и бизнес-омбудсмена Виктора Вязовых — также не изобиловали позитивом, однако шанс на дальнейшую возможность идти вперед без «допровской корзинки» все же оставляли.
Сергей Карпекин в некоторой степени оппонировал Дмитрию Потапенко, разграничив возможные «эксцессы исполнителей» и ситуации, в которых предприниматель сознательно не соблюдает законные требования ведения бизнеса, фактически вставая на позицию «экономического гангстера» и ведя деятельность на свой страх и риск.
При этом ни один из выступавших не замалчивал проблем с необоснованным уголовным преследованием российских предпринимателей. Так, Дмитрий Потапенко и Виктор Вязовых, опираясь на статистику, изложенную несколькими годами ранее президентом Владимиром Путиным, рассказали о том, что «за 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам… приговором закончились лишь 15 процентов дел». А Дмитрий Потапенко объявил о росте количества уголовных дел в отношении предпринимателей на нынешний день — до 241 тысячи.
В то же время, по информации федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова, озвученной год назад, в 2016 году общее количество открытых уголовных дел по экономическим преступлениям составило 260 тыс. — рост, по сравнению с 2014 годом, значительный. Но его динамика в 2016 году, по мнению Бориса Титова, показала перелом и стала отрицательной — это в целом подтвердили и цифры, озвученные Дмитрием Потапенко.
Новосибирский бизнес-омбудсмен привел региональную статистику — по его информации, в Новосибирской области в 2017 году в отношении субъектов предпринимательской деятельности было возбуждено 194 уголовных дела по статьям 159 — 159.6, 160, 165, 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса РФ, 100 из которых расследовано и передано в суд. Одним из них является известное не только в Новосибирске «дело Тиона», по которому предприниматель Дмитрий Трубицын обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238.1 «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий». На сегодняшний момент дело, поступившее в Советский районный суд Новосибирска еще 7 февраля, не рассмотрено. 11 апреля оно возвращено прокурору Советского района для устранения препятствий его рассмотрения судом, а уже 24 апреля это решение обжаловано прокурором — ожидается заседание апелляционного суда.
Теория хромает, практика лежит
Говоря о правоприменительной практике, Виктор Вязовых особо отметил, что в процессе участия сотрудников аппарата бизнес-омбудсмена в судебных заседаниях (по решению вопроса об избрании и продлении меры пресечения в виде заключения под стражу) в отношении предпринимателей становится ясно, что у судей отсутствует единый подход к выяснению вопроса о том, относятся ли совершенные преступления к сфере предпринимательской деятельности. Это бизнес-омбудсмен пояснил на конкретных примерах: так, мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана в отношении директора агентства недвижимости Павла Селякина, генерального директора ООО «Трэвэлерс кофе» Евгения Михиенко — поскольку, по мнению судов, преступления, вменяемые им, «не относится к сфере предпринимательской деятельности». При этом, по словам Виктора Вязовых, полностью игнорируются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, равно как и положения ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. В связи с чем, по мнению уполномоченного представителя бизнеса, является необходимым внесение в часть 1.1 статьи 108 УПК РФ следующего дополнения: «Преступление признается совершенным в сфере предпринимательской деятельности, если лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, является индивидуальным предпринимателем либо руководителем коммерческой организации, и преступление находится в прямой связи с деятельностью, осуществляемой таким лицом, вне зависимости от личности и статуса потерпевшего, способа совершения преступления и иных обстоятельств дела», — убежден бизнес-омбудсмен. В качестве примера рассмотрения дела новосибирского бизнесмена во взаимодействии с аппаратом федерального Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова он также приводит «дело ТИОНа» и обращение бизнесмена Дмитрия Трубицына.
Для полноты картины немаловажен и тот факт, что виновные в необоснованном преследовании предпринимателей должностные лица в России, как правило, остаются безнаказанными. Уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых подтвердил, что в его практике не было случаев, когда удалось бы привлечь к ответственности должностное лицо, уличенное в необоснованном преследовании бизнеса.
По мнению адвоката Палаты Московской области, партнера благотворительного Фонда «Русь Сидящая» Алхаса Абгаджавы, с точки зрения необоснованного преследования и наказания предпринимателей в целом по стране — чем дальше от Москвы, тем легче ситуация: в регионах с большим пониманием относятся к бизнесу. «Но Новосибирская область — это некоторое исключение, здесь сроки приговоров дают будто с некоторым повышающим коэффициентом», — считает адвокат.
Когда бизнес един, он непобедим?
Вполне логично, что в такой ситуации одним из главных вопросов конференции, организованной, к слову, предпринимателем Дмитрием Петровым, имеющим неприятный опыт взаимодействия с отечественной правоприменительной системой, бизнесмены обозначили вопрос объединения предпринимателей с целью повышения правовой и процессуальной грамотности, а также обмен опытом — пусть даже не всегда позитивным. При этом Дмитрий Потапенко более чем скептически отнесся к такой идее, что кажется несколько странным на фоне его цитат — например, на сайте форума гражданских активистов: «Настало время предпринимателям и активным россиянам объединиться и создать свою программу развития экономики регионов. Пока за нас решают, как будет развиваться Россия, малый бизнес может быть окончательно погребен под нормативными актами и запретами, проверками и отчетами». Слова хорошие и правильные, но в Новосибирске Дмитрий Потапенко был настроен куда более мрачно: бизнес не объединяется, не объединялся и не будет объединяться. «Когда у вас уже «уголовка» — это бессмысленно, а выходить на площади — это точно не коммерсовское дело», — аргументировал он на конференции.
Тем не менее, несмотря на весь скепсис и обмен негативным опытом, ближе к окончанию конференции участники все же выработали совместную точку зрения — объединяться нужно, и делать это надо максимально эффективно. Теме объединения бизнеса для защиты своих интересов в правовом пространстве была посвящена и заключительная деловая игра, ставившая своей целью формулирование и моделирование задач, которые встанут перед предпринимательским объединенным сообществом.
Резюмируя, можно сказать, что конференция «Бизнес-оборона» не была ориентирована на немедленное создание такого сообщества — скорее, организаторы попытались заложить первый камень в его основу. «Мысль зародилась, а будут ли конкретные шаги — время покажет», — прокомментировал инициатор и главный организатор мероприятия Дмитрий Петров. По его словам, в Новосибирске есть потенциальные центры интеграции предпринимателей — это, например, филиал «Руси сидящей» или же аппарат новосибирского бизнес-омбудсмена. Однако для начала процесса необходимо, чтобы каждый предприниматель честно ответил на вопрос: что, не связанное с зарабатыванием денег, он готов сделать для себя и для других, готов ли жертвовать своим временем и другими ресурсами на всеобщее благо?