Автодилеры: кризис усилится

Михаил Кичанов
8 октября 2018, 00:00

Рост продаж новых автомобилей в Сибири перпендикулярен состоянию экономики регионов и платежеспособному спросу сибиряков. Но, несмотря на господдержку и снижение банковской ставки на автокредиты, в следующем году рынок ожидает стагнация, предрекают эксперты

По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей в Сибирском федеральном округе по итогам восьми месяцев достиг 67,1 тыс. единиц — на 20,9% выше прошлогоднего результата. Продажи новых машин в Сибири в этом году росли в 10 раз быстрее автомобилей с пробегом: рынок подержанных автомобилей с января по август составил 520,8 тыс. штук (+2% к 2017 году). Общероссийский рынок новых автомобилей за это время вырос на 16,2% — до 1,14 млн единиц, сообщает Ассоциация европейского бизнеса. По итогам восьми месяцев текущего года объем вторичного рынка легковых автомобилей в стране достиг 3,5 млн единиц — на 2,2% больше, чем в январе–августе 2017 года.

Одновременно с увеличением продаж новые автомобили становились все дороже. По итогам восьми месяцев средневзвешенные цены на новые легковые автомобили в России выросли на 4,7%, констатирует АА «Автостат». С конца лета ценники на многие бренды менялись по два раза в месяц. В первой половине сентября автомобили Ford подорожали на 9-40 тыс. рублей в зависимости от модели и комплектации, Lexus — на 9-137 тыс. рублей, Toyota — на 22-148 тыс. рублей, а седаны, хэтчбеки, фастбеки и кроссоверы KIA — на 10–30 тыс. рублей во всех комплектациях. Во второй половине сентября сразу 17 марок изменили цены на свои автомобили. Компания Audi прибавила к цене своих моделей от 25 до 330 тыс. рублей. Модельный ряд Jeep подорожал на 15-250 тыс. рублей, а Renault — на 10 тыс. рублей. С 1 октября концерн BMW повысил цены от 20 до 150 тыс. рублей для девяти своих моделей.

Отыграть доллар

Удорожание автомобилей стало логичным следствием ослабления рубля по отношению к мировым валютам, когда курс доллара взлетел от 63 до 70 тыс. рублей, объясняют участники рынка. Даже если машины выпускаются в России, большая часть комплектующих — заграничные. По оценке экспертов, как минимум на 70% российские автозаводы привязаны к доллару и евро. Правда, курс доллара быстро откатился назад и стабилизировался на 65-66 рублях, но автомобили продолжают дорожать.

«В последние годы импортеры стараются избегать стрессовых подъемов цены на автомобили. Поэтому удорожания частые, но на незначительные величины — 1-2 процента. В отличие, например, от 2008 года, когда за один месяц автомобили выросли в цене сразу на 25 процентов, — комментирует управляющий директор «Ярс-Моторс» (неофициальный дилер Lexus в Новосибирске) Николай Видинеев. — Поэтому, несмотря на укрепление рубля, цены на автомобили продолжают расти».

В росте спроса на новые автомобили дилеры склонны видеть опасения сибиряков насчет дальнейшего ослабления рубля.

«Люди предполагают, что завтра автомобиль будет стоить еще дороже, поэтому спешат с покупкой. Рост продаж не соответствует текущему состоянию экономики России. Платежеспособность населения не стала больше», — комментирует коммерческий директор ГК «Агат-авто» (официальный дилер Nissan и KIA в Иркутске, представитель Infiniti в Восточной Сибири) Эдуард Борисов.

«Для кого-то купить новый автомобиль сейчас — это последний шанс, кто-то ищет выгоду, не дожидаясь еще большего роста цен», — вторит коллеге генеральный директор «Сиалавто» (официальный дилер Renault и KIA в Красноярске) Сергей Нощик.

По мнению дилера, автомобильный рынок по-прежнему переживает кризис. Тем не менее, продажи его компании выросли на 35% к уровню 2017 года.

«Прошло пять лет с пика продаж автомобилей в России в 2012–2013 годах, когда объем рынка превышал 2,7 млн машин в год. Поэтому сейчас у многих владельцев появилась потребность в обновлении автомобиля. Думаю, рост продаж связан именно с этим, — говорит финансовый директор ГК «Сибинпэкс» (официальный дилер Chevrolet, Cadillac, Audi, Volkswagen, Mazda, Renault, Hyundai, Skoda в Кемерове), генеральный директор дилерского центра Audi и Hyundai Евгений Кириченко. — Однако текущие продажи даже близко не соответствуют тому, что было пять лет назад. Это не рост парка машин, а просто его обновление». По итогам девяти месяцев 2018 года «Сибинпэкс» продал на 40% больше автомобилей, чем год назад.

Существующий рост цен на новые автомобили обеспечивает дилерам рентабельность бизнеса на уровне 4-5%. На машинах с пробегом дилеры зарабатывают 10-15% от стоимости автомобиля.

Автокредиты уже не те

Примерно половина новых автомобилей приобретается в кредит. Помимо конъюнктурной мотивации продажи автомобилей, по мнению банкиров, сегодня стимулирует снижение ставок по кредитам и развитие программ господдержки — «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль» и так далее.

«На протяжении всего года происходила частичная либерализация условий кредитования. Появились программы с нулевым первоначальным взносом. Действуют совместные дисконтные программы банков с автодилерами», — отметили в пресс-службе «ВТБ».

В последние годы ставки по автокредитам снижалась неоднократно. В текущем году ведущие банки снижали ее не один раз — в среднем она стала меньше на два процентных пункта. Например, ВТБ сегодня предлагает кредит на новый и подержанный автомобиль в рамках своих базовых программ по ставке от 8,9%. «Рост количества автокредитов, выданных ВТБ в Новосибирске за первые полгода 2018 года к аналогичному периоду 2017 года, составил около 50 процентов. Если в первом полугодии 2017 года среднее количество выдаваемых автокредитов составляло 500 штук, то в первом полугодии 2018 года — 720. По СФО розничный ВТБ выдал за первое полугодие 2018 года 3 567 автокредитов, что на 11 процентов превышает количество выдач аналогичного периода 2017 года», — прокомментировали в банке.

Райффайзенбанк, свернувший собственную программу автокредитования еще в 2015 году, предпочитает выдавать потребительские кредиты на покупку автомобилей.

«На мой взгляд, тот формат автокредитования, который существовал на рынке три-четыре года назад, устарел, — говорит директор регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка Анна Тихонова. — В современном подходе не нужно оформление залога автомобиля. Это неудобный и трудоемкий процесс как для банка, так и для клиента. Мы оцениваем платежеспособность заемщика, а не его залог. Программы КАСКО, которые требуется оформлять при автокредитовании, для многих клиентов стали уже роскошью».

Объем потребительских кредитов в Райффайзенбанке по Сибири за первое полугодие 2018 года вырос на 41%. В банке предполагают, что значительная часть заемных средств пошла именно на покупку автомобилей.

«Из основных целей кредитования, которые указывают клиенты, всегда выделяются две — ремонт и покупка машины. Несколько лет подряд более 50 процентов всех потребкредитов выдавались на ремонт. На втором месте была покупка машины. В 2017 году мы впервые за несколько лет увидели, что цели поменялись местами», — комментирует Анна Тихонова.

 20-02.jpg

По данным Национального бюро кредитных историй (НКБИ), в августе средний размер автокредита составил 790,8 тыс. рублей, увеличившись на 17,1% или на 115,3 тыс. рублей по отношению к аналогичному периоду 2017 года (675,5 тыс. рублей). В Сибири наибольший средний размер автокредита зафиксирован в Иркутской области — 921,6 тыс. рублей.

«Одной из главных причин такого роста является удорожание импортных автомобилей, приобретаемых в кредит. Кроме того, на увеличение среднего размера автокредита влияет значительное улучшение процедуры управления кредитными рисками со стороны банков. Сейчас они стараются кредитовать преж­де всего тех граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне», — заключает генеральный директор НБКИ Александр Викулин.

Тревожные прогнозы

По прогнозам аналитиков, в 2018 году в автосалонах России будет продано до 1,8 млн машин (+16% к 2017 году). Но уже в следующем году рынок ждет стагнация, считают дилеры.

«Рост рынка возможен только за счет отложенного спроса, который уже очень большой. Будет хорошо, если рынок сохранит динамику. Но, боюсь, стагнация усилится», — говорит Сергей Нощик.

«Если никаких макроэкономических шоков не будет, Запад не объявит новых глобальных санкций, то рынок вырастет на 5% к этому году», — прогнозирует Евгений Кириченко.

«Сейчас мы видим, что доля кредитных автомобилей в общих продажах новых машин в России снижается. После пика в апреле — 41 процент, в мае она опустилась до 37 процентов, а в июне — до 27 процентов. Таким образом, рассчитывать на сохранение двузначного темпа роста выдач автокредитов не приходится, напротив, мы ожидаем их замедление после скачка во втором квартале», — отметил старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента автобизнеса Алексей Токарев.

По оценке АА «Автостат», в ближайшие месяцы продолжится рост цен на новые автомобили. «С нового года повышается ставка НДС, это подталкивает производителей поднимать цены заранее», — объясняет тенденцию руководитель пресс­службы АА «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.

Одновременно усилится конкуренция, предрекают участники рынка.

«Компании все больше конкурируют на уровне обслуживания клиента, программ лояльности. Клиент понимает, где его ждут и где ему рады. Все большую роль играет «сарафанное радио», — делится наблюдениями Эдуард Борисов.

«Если раньше был один дилер Lexus в радиусе 700 км, то сейчас их пять. А в следующем году появится еще один — в Красноярске. На место банкротящейся ГК «Крепость» пришел «Медведь холдинг». Если сейчас жители Красноярского края и Хакасии едут за машинами к нам, то скоро они перестанут это делать. Конечно, это усилит конкуренцию», — восклицает Николай Видинеев.