Бурное развитие рынка доставки еды — тренд, который сегодня характерен для региональных центров России вообще и Сибири в частности. Если в прошлом году этот сегмент рынка общепита увеличился в стране почти на 17%, то по итогам текущего года рост может превысить 20%, считают эксперты. Согласно последнему исследованию NPD Group, с апреля 2017 по март 2018 года российский рынок доставки еды вырос на 19% к такому же периоду 2016–2017 годов. Быстрее остальных растут сегменты фаст-фуда и кофеен, за год доставка из этих каналов выросла на 27% и 48% соответственно. Безусловным лидером сегмента остается пицца — каждый второй заказ происходит именно из пиццерий.
Совсем другая модель
На рынке услуг по доставке еды работает два типа операторов — кафе и рестораны, имеющие свой торговый зал, и многочисленные компании, ориентированные только на доставку.
Опрошенные журналом «Эксперт-Сибирь» новосибирские рестораторы фиксируют темпы роста сегмента доставки еды в своем бизнесе, существенно превышающие среднероссийские. По словам основателя и директора сети пиццерий «Пицца Синица» Алексея Яковлева, на протяжении пяти лет с момента основания компании выручка от доставки еды ежегодно увеличивается на 30% при том, что на нее приходится около половины доходов сети. Столько же денег приносит покупка пиццы и другой готовой еды непосредственно в заведениях компании? Еще выше показатели у сети ресторанов New York Pizza и сети кондитерских Kuzina. «За год доставка выросла на 50 процентов. Если в 2017 году ее доля в выручке составляла 6 процентов, то сейчас — 11 процентов», — констатирует управляющий партнер сетей New York Pizza и Kuzina Евгения Головкова.
Наряду с пиццей, количество заказов которой за год выросло на 24%, в тройке самых популярных видов еды, доставляемой курьерами, азиатская кухня, бургеры и курица — отмечают в NPD Group. «В Новосибирске самым популярным блюдом по доставке в Яндекс.Еде стали хинкали. Если сравнивать с другими сибирскими городами, то в Омске по заказам лидирует шашлык, а в Красноярске — картофель «айдахо», — отмечает руководитель PR-службы Яндекс.Еды Ася Шестакова.
«Одна из причин высокой динамики роста рынка доставки еды — изменение потребительской модели поведения. Россияне все чаще делают выбор в пользу блюд из ресторана, когда у них намечаются посиделки с друзьями или родственниками, вместо того чтобы готовить самостоятельно. Более того, нормой становится заказ доставки без всякого повода, посреди рабочей недели, как замена ежедневным ужинам», — объясняет тенденцию представитель сети ресторанов «Дениса Иванова» (#СИБИРЬСИБИРЬ, Жан Хуан Лу, SALT, BEERMAN, «Чашка кофе», ПИВОFACTORY и другие) Владислав Никулин.
По данным участников рынка, чаще всего еду заказывают домой, и только в 20–25% случаев доставкой пользуются, чтобы перекусить в офисе. Ядро этой аудитории — молодые люди от 18 до 35 лет, которые предпочитают потратить свободное время не на приготовление пищи, а на развлечения и саморазвитие. Средний чек заказа составляет около 1 200 рублей.
Рисовые имитации
Главный драйвер роста рынка рестораторы видят в мобильных приложениях и в интернете. Если в 2016 году, по данным NPD Group, 39% заказов доставки в России были сделаны с помощью интернета и смартфонов, то с апреля 2017 по март 2018 года — уже 58%. «За год число заказов через интернет в нашей компании увеличилось на 33 процента», — констатирует Евгения Головкова. «Заказывать еду онлайн стало чрезвычайно удобно. Огромное количество сервисов, предлагающих доставку, позволило сформировать новые привычки. Раньше люди либо ходили в рестораны, либо готовили дома, а сейчас все больше покупают готовую еду — как некий баланс», — отмечает Владислав Никулин.
Следствием развития онлайн-сервисов стало появление федеральных агрегаторов, влияние которых на рынок доставки еды в городах стремительно увеличивается. По данным NPD, в первом квартале 2018 года на агрегаторы приходился 21% всего рынка доставки в России. До недавнего времени на этом рынке господствовали DeliveryClub и ZakaZaka, весной этого года конкуренцию им составила Яндекс.Еда.
«Яндекс.Еда — это информационный сервис, который связывает пользователя и ресторан, в котором он делает заказ. Рестораны-партнеры работают за комиссию. Такое сотрудничество выгодно для заведений, так как у них сокращаются затраты на маркетинг и логистику, а сервис генерирует им дополнительные заказы», — комментирует Ася Шестакова.
На рынок Новосибирска Яндекс.Еда зашла в середине августа. В настоящее время агрегатор работает со 130 ресторанами города, среди которых сеть пиццерий «Папа Джонс», теппан-бар «Мятный карась», ресторан «Аджикинежаль», пиццерия Drovamuka, изакая-бар «Жан Хуан Лу». «Рынок доставки еды хорошо развит в Новосибирске, помимо агрегаторов здесь работают классические службы доставки ресторанов. Такие службы для нас скорее партнеры, с которыми мы работаем по модели «маркетплейс», — заключила руководитель PR-службы Яндекс.Еды.
По словам Евгении Головковой, подключение к агрегаторам может приносить ресторанам дополнительно «без рисков и вложении» 10–15% выручки. При этом за свои услуги агрегаторы просят от 15 до 30% от стоимости доставляемого блюда, отмечают на рынке. Такие условия сотрудничества многие новосибирские игроки считают неприемлемыми. «У нас не настолько большая маржа, чтобы иметь дела с такими товарищами. Я их называю паразитами. Ведь, по большому счету, они паразитируют на предприятиях. Создали какой-то сайт и, по сути, зарабатывают деньги ни на чем», — уверен генеральный директор сети ресторанов «Папа Карло» Денис Метаев.
А Алексей Яковлев из «Пиццы Синицы» указывает на то, что агрегаторы не в состоянии гарантировать скорость доставки, что сказывается на репутации производителя готовой еды. «Их курьеры перемещаются по городу пешком и совершенно не мотивированы доставлять пиццу быстро, пока она горячая. И это за огромную комиссию. Складывается впечатление, что агрегаторы вообще не понимают местный рынок», — сетует предприниматель.
«Нежелание служб доставки еды следовать стандартам качества порой приводит к деградации или полному исчезновению качественных концепций. Например, демпинговые ценовые предложения по доставке суши привели к тому, что в Новосибирске очень сложно заказать и получить приближенные к норме суши. Это скорее будет просто гора рисовых имитаций, приготовленных без соблюдения технологии, а главное — без стабильного качества. То есть рынок японской кухни оказался просто убит некачественными предложениями», — заключил Владислав Никулин.
Приходится ускоряться
Впрочем, далеко не все участники новосибирского рынка общепита считают нужным оказывать услуги по доставке еды, которую готовят. «Мы считаем, что быструю еду, такую как бургеры, нужно готовить с нуля прямо при покупателе. Особенность такой еды в том, что съедать ее нужно сразу, пока она свежая. В этом фишка. Нежелательно даже, чтобы люди брали навынос», — говорит владелец бургерной Moo Crew Сергей Минин.
В ближайшие несколько лет рынок доставки готовых блюд ожидает рост на уровне 15–20% в год, считают новосибирские рестораторы. Поэтому многие предприниматели активно инвестируют в развитие этого бизнеса. Компания «Дядя Денер», один из крупнейших операторов уличного питания в Сибири, впервые вышла на новосибирский рынок доставки в мае этого года, и уже сегодня доля этого сегмента в выручке каждого из ресторанов, открытых на фуд-кортах торгово-развлекательных центров, составляет около 40% или около 800 тыс. рублей в месяц. В ближайших планах довести ее до 1 млн рублей.
Денис Метаев в следующем году намерен увеличить сеть ресторанов «Папа Карло» сразу на два заведения, которые будут осуществлять доставку. Схожие планы и у «Пиццы Синицы». «Около месяца назад мы открыли еще одну пиццерию. Новое заведение позволило нам расти, поскольку к этому времени мы уперлись в потолок собственных производственных мощностей. Сейчас ищем помещение под пятую пиццерию. В следующем году хотим открыть еще два-три заведения», — рассказывает Алексей Яковлев.
По его мнению, главным трендом на рынке в ближайшие годы станет сокращение времени доставки готовой еды. Если еще несколько лет назад нормой было ждать по полтора-два часа, то сейчас самое большее, на что согласны покупатели — это час. «Качественно рынок развивает только конкуренция с сильными федеральными игроками. Такими, как «Додо пицца», которая недавно пришла в Новосибирск. Так появляются новые стандарты обслуживания. В начале следующего года в город придет очень крупная американская сеть ресторанов Domino’s Pizza. Ее приоритет — скорость. Этот игрок обещает доставлять пиццу всего за 30 минут. Значит, всем придется ускоряться», — считает Алексей Яковлев.