Пора есть дома

Михаил Кичанов
22 октября 2018, 00:00

Рынок доставки еды в Новосибирске и других региональных центрах Сибири переживает настоящий бум. Агрегаторы стремительно расширяют партнерскую сеть, а рестораторы спешно инвестируют в увеличение производственных мощностей

Бурное развитие рынка доставки еды — тренд, который сегодня характерен для региональных центров России вообще и Сибири в частности. Если в прошлом году этот сегмент рынка общепита увеличился в стране почти на 17%, то по итогам текущего года рост может превысить 20%, считают эксперты. Согласно последнему исследованию NPD Group, с апреля 2017 по март 2018 года российский рынок доставки еды вырос на 19% к такому же периоду 2016–2017 годов. Быстрее остальных растут сегменты фаст-фуда и кофеен, за год доставка из этих каналов выросла на 27% и 48% соответственно. Безусловным лидером сегмента остается пицца — каждый второй заказ происходит именно из пиццерий.

Совсем другая модель

На рынке услуг по доставке еды работает два типа операторов — кафе и рестораны, имеющие свой торговый зал, и многочисленные компании, ориентированные только на доставку.

Опрошенные журналом «Эксперт-Сибирь» новосибирские рестораторы фиксируют темпы роста сегмента доставки еды в своем бизнесе, существенно превышающие среднероссийские. По словам основателя и директора сети пиццерий «Пицца Синица» Алексея Яковлева, на протяжении пяти лет с момента основания компании выручка от доставки еды ежегодно увеличивается на 30% при том, что на нее приходится около половины доходов сети. Столько же денег приносит покупка пиццы и другой готовой еды непосредственно в заведениях компании? Еще выше показатели у сети ресторанов New York Pizza и сети кондитерских Kuzina. «За год доставка выросла на 50 процентов. Если в 2017 году ее доля в выручке составляла 6 процентов, то сейчас — 11 процентов», — констатирует управляющий партнер сетей New York Pizza и Kuzina Евгения Головкова.

Наряду с пиццей, количество заказов которой за год выросло на 24%, в тройке самых популярных видов еды, доставляемой курьерами, азиатская кухня, бургеры и курица —  отмечают в NPD Group. «В Новосибирске самым популярным блюдом по доставке в Яндекс.Еде стали хинкали. Если сравнивать с другими сибирскими городами, то в Омске по заказам лидирует шашлык, а в Красноярске — картофель «айдахо», — отмечает руководитель PR-службы Яндекс.Еды Ася Шестакова

«Одна из причин высокой динамики роста рынка доставки еды — изменение потребительской модели поведения. Россияне все чаще делают выбор в пользу блюд из ресторана, когда у них намечаются посиделки с друзьями или родственниками, вместо того чтобы готовить самостоятельно. Более того, нормой становится заказ доставки без всякого повода, посреди рабочей недели, как замена ежедневным ужинам», — объясняет тенденцию представитель сети ресторанов «Дениса Иванова» (#СИБИРЬСИБИРЬ, Жан Хуан Лу, SALT, BEERMAN, «Чашка кофе», ПИВОFACTORY и другие) Владислав Никулин.

По данным участников рынка, чаще всего еду заказывают домой, и только в 20–25% случаев доставкой пользуются, чтобы перекусить в офисе. Ядро этой аудитории — молодые люди от 18 до 35 лет, которые предпочитают потратить свободное время не на приготовление пищи, а на развлечения и саморазвитие. Средний чек заказа составляет около 1 200 рублей.

Рисовые имитации

Главный драйвер роста рынка рестораторы видят в мобильных приложениях и в интернете. Если в 2016 году, по данным NPD Group, 39% заказов доставки в России были сделаны с помощью интернета и смартфонов, то с апреля 2017 по март 2018 года — уже 58%. «За год число заказов через интернет в нашей компании увеличилось на 33 процента», — констатирует Евгения Головкова. «Заказывать еду онлайн стало чрезвычайно удобно. Огромное количество сервисов, предлагающих доставку, позволило сформировать новые привычки. Раньше люди либо ходили в рестораны, либо готовили дома, а сейчас все больше покупают готовую еду — как некий баланс», — отмечает Владислав Никулин.

Следствием развития онлайн-сервисов стало появление федеральных агрегаторов, влияние которых на рынок доставки еды в городах стремительно увеличивается. По данным NPD, в первом квартале 2018 года на агрегаторы приходился 21% всего рынка доставки в России. До недавнего времени на этом рынке господствовали DeliveryClub и ZakaZaka, весной этого года конкуренцию им составила Яндекс.Еда.

«Яндекс.Еда — это информационный сервис, который связывает пользователя и ресторан, в котором он делает заказ. Рестораны-партнеры работают за комиссию. Такое сотрудничество выгодно для заведений, так как у них сокращаются затраты на маркетинг и логистику, а сервис генерирует им дополнительные заказы», — комментирует Ася Шестакова.

На рынок Новосибирска Яндекс.Еда зашла в середине августа. В настоящее время агрегатор работает со 130 ресторанами города, среди которых сеть пиццерий «Папа Джонс», теппан-бар «Мятный карась», ресторан «Аджикинежаль», пиццерия Drovamuka, изакая-бар «Жан Хуан Лу». «Рынок доставки еды хорошо развит в Новосибирске, помимо агрегаторов здесь работают классические службы доставки ресторанов. Такие службы для нас скорее партнеры, с которыми мы работаем по модели «маркетплейс», — заключила руководитель PR-службы Яндекс.Еды.

По словам Евгении Головковой, подключение к агрегаторам может приносить ресторанам дополнительно «без рисков и вложении» 10–15% выручки. При этом за свои услуги агрегаторы просят от 15 до 30% от стоимости доставляемого блюда, отмечают на рынке. Такие условия сотрудничества многие новосибирские игроки считают неприемлемыми. «У нас не настолько большая маржа, чтобы иметь дела с такими товарищами. Я их называю паразитами. Ведь, по большому счету, они паразитируют на предприятиях. Создали какой-то сайт и, по сути, зарабатывают деньги ни на чем», — уверен генеральный директор сети ресторанов «Папа Карло» Денис Метаев.

А Алексей Яковлев из «Пиццы Синицы» указывает на то, что агрегаторы не в состоянии гарантировать скорость доставки, что сказывается на репутации производителя готовой еды. «Их курьеры перемещаются по городу пешком и совершенно не мотивированы доставлять пиццу быстро, пока она горячая. И это за огромную комиссию. Складывается впечатление, что агрегаторы вообще не понимают местный рынок», — сетует предприниматель.

«Нежелание служб доставки еды следовать стандартам качества порой приводит к деградации или полному исчезновению качественных концепций. Например, демпинговые ценовые предложения по доставке суши привели к тому, что в Новосибирске очень сложно заказать и получить приближенные к норме суши. Это скорее будет просто гора рисовых имитаций, приготовленных без соблюдения технологии, а главное — без стабильного качества. То есть рынок японской кухни оказался просто убит некачественными предложениями», — заключил Владислав Никулин.

 18-2.jpg

Приходится ускоряться

Впрочем, далеко не все участники новосибирского рынка общепита считают нужным оказывать услуги по доставке еды, которую готовят. «Мы считаем, что быструю еду, такую как бургеры, нужно готовить с нуля прямо при покупателе. Особенность такой еды в том, что съедать ее нужно сразу, пока она свежая. В этом фишка. Нежелательно даже, чтобы люди брали навынос», — говорит владелец бургерной Moo Crew Сергей Минин.

В ближайшие несколько лет рынок доставки готовых блюд ожидает рост на уровне 15–20% в год, считают новосибирские рестораторы. Поэтому многие предприниматели активно инвестируют в развитие этого бизнеса. Компания «Дядя Денер», один из крупнейших операторов уличного питания в Сибири, впервые вышла на новосибирский рынок доставки в мае этого года, и уже сегодня доля этого сегмента в выручке каждого из ресторанов, открытых на фуд-кортах торгово-развлекательных центров, составляет около 40% или около 800 тыс. рублей в месяц. В ближайших планах довести ее до 1 млн рублей.

Денис Метаев в следующем году намерен увеличить сеть ресторанов «Папа Карло» сразу на два заведения, которые будут осуществлять доставку. Схожие планы и у «Пиццы Синицы». «Около месяца назад мы открыли еще одну пиццерию. Новое заведение позволило нам расти, поскольку к этому времени мы уперлись в потолок собственных производственных мощностей. Сейчас ищем помещение под пятую пиццерию. В следующем году хотим открыть еще два-три заведения», — рассказывает Алексей Яковлев.

По его мнению, главным трендом на рынке в ближайшие годы станет сокращение времени доставки готовой еды. Если еще несколько лет назад нормой было ждать по полтора-два часа, то сейчас самое большее, на что согласны покупатели — это час. «Качественно рынок развивает только конкуренция с сильными федеральными игроками. Такими, как «Додо пицца», которая недавно пришла в Новосибирск. Так появляются новые стандарты обслуживания. В начале следующего года в город придет очень крупная американская сеть ресторанов Domino’s Pizza. Ее приоритет — скорость. Этот игрок обещает доставлять пиццу всего за 30 минут. Значит, всем придется ускоряться», — считает Алексей Яковлев.