Сибирь для «своих»

12 ноября 2018, 00:00

Крупнейшие компании Сибири показывают устойчивый рост. Но без новых инвестиций, создания новых технологичных предприятий и создания цепочек добавленной стоимости удержать темпы будет сложно

В 2017–2018 годах в сибирской экономике достигнута положительная динамика роста и устойчивая фаза делового цикла. Заметна мягкая адаптация предприятий, работающих в регионах Сибири, к возникшим в предыдущие годы внешним негативным шокам, связанным с конъюнктурой цен на сырье и, в целом, с флуктуациями в мировой экономике. Текущий рейтинг 400+100 крупнейших компаний Сибири показывает, что темп прироста их суммарной выручки превысил 16% и превзошел отметку в 7 трлн рублей (7,319 трлн рублей). При этом темп прироста промышленного сектора впервые за более чем десятилетний период рейтинговых наблюдений превысил темп непромышленного сектора (соответственно, 16,5% и 12,6%). Компании практически всех отраслей и секторов сибирской экономики показывали положительный рост выручки. Показатели, близкие к «нулевым», отмечены только в машиностроительном комплексе (–0,35%) и в золотодобывающей промышленности (–0,65%) в условиях стабильных цен на золото вот уже в течение трех-четырех лет.

Рейтинг 400+100 крупнейших компаний Сибири охватывает примерно 80% оборота компаний сибирской экономики. Такую оценку можно дать, опираясь на официальный статистический показатель «оборот организаций по всем видам экономической деятельности», который сейчас превышает 9 трлн рублей. На предприятия холдинговых структур федерального масштаба, таких как «Роснефть», «Евраз», En+ Group, Газпром и другие, приходится более 52% всей выручки крупнейших сибирских компаний. Доля чистой прибыли, которую образуют компании в рамках федеральных холдингов, еще значительнее и составляет 62%. «Местные» сибирские холдинги — «СДС», S7, КДВ Групп, Группа «Обувь России» и рад других (см. таблицу 9 на сайте expertsib.ru) — это 14% суммарной выручки и только 5% чистой прибыли рейтинга.

Почти 15% приходится на нефтяную и газовую промышленность, при этом именно топливно-энергетический сектор углеводородов показывает наиболее высокие темпы роста (+27,6%) на фоне ввода в эксплуатацию все новых месторож­дений на севере Красноярского края (предприятия «Роснефти» и «Славнефти») и в Иркутской области (Иркутская нефтяная компания). Угольная промышленность после нескольких тяжелых лет, в течение которых низкие цены на уголь вынуждали многих производителей сокращать мощности и работать в убыток, в 2017 году стабилизировалась. Подавляющее большинство угольных компаний Сибири — как холдинговых (СУЭК, Евраз, «Стройсервис», «СДС» и пр.), так и самостоятельных — показали существенный прирост выручки от нескольких процентов до нескольких десятков процентов — вследствие рекордного роста объемов добычи и поставок энергетического угля на экспорт, однако при стабильном внутреннем спросе.

Высокий передел

Предприятия цветной металлургии третий год подряд показывают средние темпы роста доходов в пределах 2-3%. Тянущими вниз «камнями» являются ГМК «Норильский никель» (предприятие работает фактически на максимальных загрузках мощностей, но при стабильно низких ценах на никель — 10,4 тыс. долларов в 2017 году), и компании алюминиевого холдинга «РУСАЛ». На рынке алюминия ситуация немногим лучше — цена на металл колеблется на отметке 2,2 тыс. долларов за тонну), сейчас алюминий является единственным биржевым металлом, цена которого близка к предельным издержкам производства. Хотя по сравнению с прошлыми годами ценовая конъюнктура на рыке алюминия имеет все же позитивную динамику, сама компания испытывает существенное давление из-за санкций, объявленных правительством США в апреле нынешнего года. Решение о смене налоговой юрисдикции на российскую, принятое в начале ноября советом директоров компании, позволит развернуть ситуацию в положительную строну. В стратегии развития  компании уже давно реализуется увеличение доли высокотехнологичной downstream-продукции с повышенной добавленной стоимостью (сплавы, фольга, тара, порошки, колесные диски и др.). Почти половину экспорта  «РУСАЛа» сегодня составляет продукция с высокой степенью обработки, но чтобы продолжать успешно конкурировать с китайскими производителями, необходимы новые усилия.

Рост металлургического бизнеса возможен в основном за счет больших поставок на мировые рынки и изменения направлений развития компании и только во вторую очередь — за счет эксплуатации новой сырьевой базы (Быстринский ГОК введен в эксплуатацию, Масловское месторождение на стадии технико-экономического обоснования). Программа стратегического развития «Норильского никеля» направлена на рост, опираясь на базу добычных активов, на основе оптимизации и модернизации цепочек создания стоимости, массированных технологических инноваций на производстве и в управлении. Она получила поддержку на самом высоком уровне, а от стратегических партнеров и аналитиков — высокую оценку.

Положительные результаты сибирской черной металлургии в прошедшем году (31,2% прироста выручки по предприятиям) во многом связаны с улучшением ситуации в экономике страны и на глобальных рынках. Рост динамики потребления в машиностроении, автомобилестроении. Так, ЗСМК (ЕВРАЗ Холдинг) на 2% увеличил производство длинномерного сортового проката, слябов и сортовой заготовки, метизов и рельсов, но выручка предприятия возросла на 22%. Новокузнецкий завод вкладывает в техническое перевооружение слябового производства (3,2 млрд рублей), реконструкцию разливочных мощностей (0,6 млрд рублей), капитальный ремонт доменной печи (1 млрд рублей). Кемеровский ПАО «Кокс» нарастил выручку в связи с ростом цен на металлургический кокс на мировых рынках, в то же время выпуск кокса в 2017 году снизился в абсолютных объемах на 5% и составил 2,7 млн тонн. Сокращение связано с увеличением периода коксования для повышения качественных характеристик выпускаемой продукции. Один из лидеров отрасли — Коршуновский ГОК — вновь показал самый высокий уровень рентабельности (41%) в отрасли, что объясняется как вертикальной интеграцией в производственной цепочке металлургической компании «Мечел», так и наилучшими характеристиками добываемого сырья. Производимый на комбинате железорудный концентрат является одним из лучших в стране. Интегрированное в технологическую цепочку другого крупного металлургического комбината — предприятие «Алтай-кокс» — обеспечивает потребности Липецкой производственной площадки Группы НЛМК в коксе на 100%. Алтайский завод обеспечивает технологический процесс доменной плавки по оптимальной себестоимости. Однако наблюдаемые инновационные процессы, связанные, в частности, с технологией замещения коксующегося угля энергетическим, приводят к снижению потребления кокса. В будущем это отразится на «Алтай-коксе», но в 2017 году предприятие дало высокие показатели прироста выручки и абсолютной чистой прибыли (7,7 млрд рублей). Металлургические предприятия кемеровский группы  — Западно-Сибирский металлургический завод и «Вторресурс-Переработка» — поставляющие и перерабатывающие металлолом для «Евраз ЗСМК», показали темы роста выручки выше 66% и 39% соответственно. В текущем году SGMK усилит мощности путем переработки отходов доменного производства ЗСМК в литейные марки чугуна, ежегодно будут перерабатываться 6 тыс. тонн настыли металла. Соответствующие потребности в литейных марках чугуна есть, в частности, на предприятиях Южного Урала и Сибири.

Рост на исходе

Сибирские аграрии, переработчики сельскохозяйственной продукции, местные производители пищевой продукции прак­тически исчерпали дополнительные возможности своего роста. Ограничения для некоторых видов импортной продовольственной продукции и симметричное расширение внутреннего рынка перестают играть стимулирующую роль. Динамику в отрасли отчасти еще удерживают точечные субсидии и программы для отдельных направлений переработки. Многие пищевые предприятия смогли воспользоваться волной расширения внутреннего рынка, к примеру, омское предприятие «Ястро» — один из крупнейших производителей сыров и сырных продуктов (один из самых заметных темпов прироста доходов — 26%). Омская область входит в пятерку крупнейших производителей сыров среди регионов страны (доля 5,1%). Но в целом аграрная и пищевая промышленность Сибири показали самые низкие темпы прироста выручки (3,5%) за последние несколько лет. В чем причина? Прежде всего, в снижении покупательной способности потребителей, доходы населения Сибири снизились на 2-3%. Крупнейшее аграрное и перерабатывающее предприятие в Алтайском крае «Алейскзернопродукт» уменьшило выручку на 12,9%, Черемновский сахарный завод (единственный производитель сахара на востоке страны) сократил доходы на 18,2% и в несколько раз снизил чистую прибыль, даже традиционные лидеры пищевой отрасли — три крупных пивоваренных завода — Томский («Томское пиво»), Барнаульский и Бочкаревский на фоне конкуренции и колебаний потребительского спроса немного, в пределах 5-6%, снизили свои показатели выручки.

Больше открытости

Устойчивая динамика роста выручки крупнейших предприятий, наблюдаемая четыре года, дает основания считать, что экономическое развитие и экономическое будущее Сибири отчасти опирается на ее восприятие как привлекательной для бизнеса территории, но с одной оговоркой — территорией «для своих», преж­де всего, для уже работающих здесь предприятий сырьевой направленности. Именно эти компании — нефтегазодобывающие, угольные и металлургические — являются как опорой сибирской экономики и отдельных региональных экономик, так и главными инвестиционными источниками в модернизацию и реконструкцию своих действующих добывающих мощностей. И только затем — в создание новых комплексов того же сырьевого профиля с пока еще недостаточно сильными, но все же создаваемыми цепочками увеличения добавленной стоимости. Другими словами, сейчас Сибирь в определенной степени является территорией внутренне «законсервированной» для потоков инвестиций нового класса, то есть в инвестиционные несырьевые проекты, а также связанные с потоковой переработкой сырья; инвестиций в создание критической массы технологичных компаний, включающих в свои процессы продукцию переработки сибирского сырья. Здесь в качестве прекрасных иллюстраций следует привести: литые автомобильные диски из алюминия красноярских заводов, ювелирные изделия из золота, добытого в Красноярье или в Якутии, продукцию из газового сырья — полипропилен и поливинилхлорид в Омске и в Саянске; развитие пласта технологичных компаний среднего и малого бизнеса, поставляющих свою продукцию для инвестиционных проектов модернизации и развития сырьевых компаний.

Причины, которые лежат в основе таких негативных процессов «блокирования» деловой активности, находятся на поверхности: во-первых, удаленность от европейских рынков и рынков западных российских регионов; во-вторых, острая конкуренция за государственные инвестиции в инфраструктуру, повышающие привлекательность территорий, и частные инвестиции в сырьевые и несырьевые сектора; в-третьих, моноцентричность структуры экономики большинства регионов Сибири размытость и неопределенность их развития в реальных условиях, инертность управленческих механизмов холдинговых структур.

Необходимость в новой траектории роста экономики Сибири вполне отвечает задачам Указа президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, которые предписывают создание в базовых отраслях экономики, например, в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора. При этом конкретизируются три четкие задачи: формирование несырьевых секторов, увеличение объема их экспорта, создание эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза с учетом роста взаимной торговли и инвестиций. Такая «новая индустриализация» по аналогии с неизбежно происходящими сейчас в мире процессами должна быть основана на новых технологиях, интеллекте, компетенциях, инжиниринге, гибких автоматизированных производствах, программном обеспечении и цифровизации для ресурсной и нересурсной экономики всего сибирского макрорегиона.

Методика

Рейтинг «500 крупнейших компаний» Сибири (Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский, Алтайский, Забайкальский края, республики Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия) составлен аналитическим центром «Эксперт-Сибирь». Рейтинг представлен двумя таблицами, содержащими данные по 400 и — отдельно — сотне компаний Сибири по объему выручки.

В рейтинге представлены компании практически всех основных сфер сибирской экономики. Место компаний в рейтинге определяется путем их ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2017 году. В случаях, когда этот показатель не может быть применен в силу специфики деятельности компаний (например, для банков), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается:

— для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства — объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

— для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов). Источником этих данных являлась бухгалтерская отчетность банков, подготовленная по стандарту МСФО.

Для полноты картины указаны и другие характеристики: объем реализации продукции и чистая прибыль за 2016 год, рентабельность и темпы прироста выручки в 2017 году. По сибирским холдингам приведены консолидированные данные. Для подготовки рейтинга использована информация Системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс», данные, полученные в результате анкетирования, и данные корпоративных сайтов.