МСБ должен расти

Михаил Кичанов
25 февраля 2019, 00:00

Новый национальный проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» потребовал от сибирских региональных властей пересмотра действующих мер господдержки. Однако без существенного увеличения объемов финансовой помощи бизнесу из федерального центра и изменения отношения власти к предпринимательству заложенные в нацпроекте цифры достичь едва ли удастся

Читайте Monocle.ru в

Согласно подписанному в мае прошлого года президентом РФ Владимиром Путиным указу № 204 национальный проект «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предполагает увеличение к 2024 году занятых в сфере малого и среднего бизнеса с 19 млн до 25 млн человек. При этом доля МСБ в экономике страны должна за пять лет увеличиться с 22% до 33%. Для сравнения: доля МСБ в ВВП стран Евросоюза превышает 50%.

Реализация нацпроекта предполагает улучшение условий ведения предпринимательской деятельности при упрощении налоговой отчетности, совершенствование системы закупок в интересах МСБ, расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, акселерацию субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, а также популяризацию предпринимательства. Бюджет национального проекта составляет 481,5 млрд рублей, из которых 416,2 млрд рублей — средства федерального бюджета.

Чтобы достичь поставленных президентом целей правительство Дмитрия Медведева предложило продлить на два года мораторий на плановые проверки бизнеса. И продолжит действовать программа льготного кредитования, 6,5% — по приоритетным отраслям и не более 8,5% — по другим направлениям. Ожидается, что в 2019 году объем льготных кредитов составит около 1 трлн рублей.

Обеспечить выполнение нацпроекта в Сибири будет непросто, указывают эксперты. Условия ведения частного бизнеса и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в сибирских регионах существенно разнятся, но базовые проблемы в целом схожи. «Для того чтобы заметно улучшить ситуацию с развитием МСБ, в регионах Сибири требуется не просто дополнительная поддерж­ка со стороны федеральных и региональных властей, она должна быть более эффективной», — констатирует аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Почти не растет

Статистика последних лет показывает, что количество субъектов МСП в регионах Сибири меняется незначительно, а кое-где даже снижается. По данным Единого реестра субъектов МСП в Новосибирской области, лидере Сибирского федерального округа по количеству субъектов МСП на душу населения, зарегистрировано 147,6 тыс. индивидуальных предпринимателей и компаний. Год назад их было 147,3 тыс., а на тот же период 2017 года — 143,6 тыс. В Красноярске схожая динамика — 110,7 тыс. субъектов МСБ в этом году против 108,6 тыс. в 2017-м.  В то же время в Хакасии произошло снижение количества предпринимателей малого и среднего звена. По данным министерства экономического развития республики, в прошлом году региональный бизнес сократился на 589 организаций и составил 19,9 тыс. единиц. Для сравнения: в 2016 году в реестре значилась 21 тыс. субъектов МСП.

«То, что за последние два года количество предприятий МСП практически не изменилось, связано и с общей экономической конъюнктурой, и с проводимой налоговыми органами работой по принудительной ликвидации фирм-однодневок», — объясняет министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров. А исполняющий обязанности министра экономического развития Хакасии Николай Евдокимов видит больше причин для сокращения числа предпринимателей в регионе. По его мнению, на это повлияли высокие тарифы на электроэнергию для производственного бизнеса, увеличение размера налога на имущество, рассчитываемого по кадастровой стоимости земли, отмена налоговых льгот и преференций для субъектов МСП, а также увеличение размера минимальной заработной платы до прожиточного минимума. «Все это способствовало закрытию субъектов МСП, уходу бизнеса в неформальный сектор или просто перерегистрации компаний в других российских регионах», — подытожил Евдокимов.

Негативное влияние на развитие МСБ, по мнению экспертов, также оказало повышение НДС до 20%, ускорение инфляции до 5%, падение реальных доходов населения и увеличение доли государства в экономике. В результате цены выросли на 5–10% в разных сегментах, а покупательная способность компаний и населения снизилась.

С надеждой на возврат, с опорой на залог

По мере нарастания трудностей в российской экономике власти в центре и на местах с середины 2010-х постепенно сокращали объемы прямой финансовой поддержки МСП в виде субсидий и грантов на безвозмездной и безвозвратной основе. Больше средств чиновники стали направлять в создание инфраструктурных проектов для бизнеса — индустриальные парки, технопарки и бизнес-инкубаторы, с одной стороны, и развитие возвратных механизмов поддержки — создание фондов микрофинансирования и поручительств, с другой.

«С прошлого года Хакасия практически полностью ушла от оказания субъектам малого и среднего предпринимательства прямых мер поддержки в пользу образовательной, консультационной помощи и возвратных кредитов. Прямые меры поддержки в виде субсидий и грантов остались только в моногородах — Абазе и Саяногорске», — рассказывает Николай Евдокимов. Если в 2016 году бюджет республики поддержал 108 субъектов МСП на 62,9 млн рублей, то в 2018 году — только 10 предприятий на 7,5 млн рублей.

Схожая динамика и в Новосибирской области: в 2012 году программа развития МСБ в регионе достигала объема финансирования в 650-700 млн рублей, в 2018 году — чуть больше 200 млн рублей. При этом за счет бюджета была создана инфраструктура Академпарка и Медицинского технопарка суммарной стоимостью 1,4 млрд рублей.

«Самая высокая конкуренция в сегменте МСБ сегодня за бюджетные субсидии, — констатирует Андрей Гончаров. — В Новосибирской области в 2018 году на поддержку в виде субсидирования части затрат, связанных с модернизацией производства, претендовали 54 предприятия, но получили ее только 20».

В то же время Фонд микрофинансирования Новосибирской области в прошлом году выдал 293 микрозайма на сумму 404,6 млн рублей. Микрозаймы в размере до 3 млн рублей предоставлялись бизнесу на срок не более трех лет под 7,5% годовых. С 2019 года условия изменились — до 5 млн рублей под 7,75% годовых. Всего же с 2010 года организация предоставила предпринимателям региона 2 642 займа на 2,4 млрд рублей. Привлеченные ресурсы бизнес направляет на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования или транспорта.

При том же портфеле займов (292) Фонд микрокредитования Иркутской области в 2018 году оказал помощь на сумму 277,2 млн рублей. А красноярский краевой фонд мирофинансирования помог 221 предпринимателю на сумму 302 млн рублей. «Порядка 47 процентов всех микрозаймов получили предприниматели, работающие на отдаленных территориях. Повысить доступность этого инструмента поддержки для предпринимателей из районов края удалось, в том числе, за счет создания удаленных офисов в Назарово и Минусинске», — подчеркивает министр экономики и регионального развития Красноярского края Егор Васильев.

По словам коммерческого директора новосибирской мастерской «Дробот дизайн» Татьяны Новоселовой, получить заем в Фонде микрофинансирования несложно, достаточно показать движение денежных средств на расчетном счете. «Если ты реально работаешь, твоя деятельность понятна банку и госструктурам, то для получения микрозайма достаточно собрать стандартный пакет документов», — говорит предприниматель. Однако без залога в виде квартиры или нового автомобиля Фонд деньги не даст, указывает коммерческий директор компании «Новый стиль» Нелли Тараненко. «Если еще в прошлом году для получения займа достаточно было показать, что бизнесу больше полугода, то теперь Фонд микрофинансирования требует залог. И для нас это большая проблема», — сетует предпринимательница.

Банкам интересно

Не менее популярным у бизнеса институтом поддержки является региональный гарантийный фонд. По данным министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрея Гончарова, в 2018 году региональный гарантийный фонд выдал 243 поручительства на сумму 1,9 млрд рублей. При этом общая сумма кредитов, выданных банками под поручительства фонда, составила 4,5 млрд рублей.

В то же время в Иркутской области общая сумма кредитов, выданных под поручительства регионального гарантийного фонда в 2018 году, составила 3,88 млрд рублей. «Благодаря поддержке гарантийного фонда у бизнеса появляются дополнительные возможности, как минимум, по сохранению устойчивости предприятий и имеющихся рабочих мест, как максимум — создание новых рабочих мест», — отмечает заместитель министра экономического развития Иркутской области Марина Петрова.

По ее словам, благодаря оказанной господдержке прирост налоговых поступлений от МСБ в консолидированный бюджет региона в прошлом году составил 9,8%. В Омской области эта цифра еще выше — 15,3%. «Проводимый совместно с Федеральной налоговой службой мониторинг показывает, что получатели субсидий увеличивают объемы налоговых поступлений в консолидированный бюджет Омской области от 17% до 40% в год. Объем внебюджетных инвестиций составляет от 3 до 5 рублей собственных средств получателей поддержки на 1 рубль бюджетных субсидий. Кроме того, для всех получателей субсидий установлены требования о сохранении или увеличении средней заработной платы сотрудников на уровне 1,5 МРОТ», — отметил министр экономики Омской области Расим Галямов.

Заинтересованы в кредитовании МСБ и сами банки. «За минувший год МСБ Сибири получил поддержку в банках в виде кредитов на сумму 705,7 миллиарда рублей. За два года объемы кредитования этой категории заемщиков увеличились на треть, в абсолютных цифрах — на 178 миллиардов рублей. И этот рост постоянный: в 2017 году — на 14 процентов, в 2018 году — на 17,2 процента», — отмечает первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.

Такие темпы кредитования объясняются, в том числе, действием спецпрограмм стимулирования кредитования. Это федеральная программа «Шесть с половиной», по которой банки — партнеры Корпорации МСП — предоставляют субъектам МСП, реализующим проекты в приоритетных отраслях экономики, кредиты по ставке 10,6% годовых малому бизнесу и 9,6% годовых среднему в сумме не менее 3 млн рублей. И программа льготного кредитования субъектов МСП по ставке 6,5% годовых. По ней бизнес получает кредиты под 6,5% годовых, а федеральный бюджет возмещает банкам недополученные доходы по кредитам.

На протяжении последнего года ставки по кредитам для субъектов МСП прак­тически не менялись и находились в пределах 10-11%. Задолженность предприятий МСБ за 2018 год увеличилась на 7,9% — до 377 млрд рублей. Доля про­срочки в портфеле кредитов МСП при этом снизилась с 12,6% до 12,2%.

Динамика развития субъектов малого и среднего бизнеса в СФО bez-imeni-5.jpg
Динамика развития субъектов малого и среднего бизнеса в СФО

Страшно маленькая поддержка

По данным президента Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП), генерального директора «Сибирской юридической компании» Сергея Карпекина, только 1% субъектов МСП пользуется сегодня инструментами господдерж­ки. Причин у этого как минимум три. Во-первых, ограниченность бюджетных средств, выделяемых на поддержку бизнеса. Государство не в состоянии поддержать всех нуждающихся предпринимателей.

Во-вторых, очень жесткие требования к отчетности по оказанной поддержке. «Предоставляя поддержку бизнесу, власть ставит в основу принцип бюджетной эффективности. Суть его проста. На 1 рубль бюджетных вложений в виде налоговых льгот или субсидий бизнес должен прирасти на 1,5 рубля и выше. Если это требование бизнес не выполняет, то по закону он должен вернуть государству средства, предоставленные ему в виде поддержки, — говорит Сергей Карпекин. — Потом многие побаиваются иметь дело с государством, потому что некоторые формы поддержки, например, субсидирование части затрат на приобретение нового оборудования, не терпят ошибок в оформлении документов. Есть риск понести уголовную ответственность по статье «Мошенничество».

Наконец, третья причина — нежелание предпринимателей раскрывать государству всю информацию о своем бизнесе ради получения поддержки. «Многие боятся, что в ответ получат более пристальное внимание к себе со стороны силовиков и конкурентов», — объясняет Сергей Карпекин.

Нужны не только деньги

При таких настроениях бизнеса в условиях затянувшейся экономической стагнации в стране реализовать нацпроект будет непросто, считают эксперты. «Требуется не только адресная помощь, а коренной пересмотр подхода к самой системе частного предпринимательства, с четким осознанием, что мелкий бизнес является основой любой нормальной рыночной экономики. Без пересмотра базовых установок отдельные программы государственной поддержки могут не принести ожидаемого эффекта», — убежден аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Тем не менее, благодаря реализации нацпроекта размер поддержки МСБ в сибирских регионах в этом году увеличится в разы. Меры господдержки МСП в Новосибирской области составят 819 млн рублей. Чиновники ожидают, что в 2024 году численность занятых в секторе МСП в регионе достигнет 550 тыс. человек. Томская область на поддержку МСП планирует в 2019 году выделить 176 млн рублей, в прошлом году эта цифра была 40 млн.

В три раза вырастет объем господдержки бизнеса в Иркутской области. На эти цели здесь запланировано 326,6 млн рублей, в том числе 98,8 млн рублей — доля областного бюджета, 227,8 млн рублей — федерального. Если сейчас доля МСП в валовом региональном продукте Иркутской области оценивается в 27,6%, то к 2024 году она должна вырасти до 32,6%. При этом в Алтайском крае через пять лет доля МСБ в ВРП должна увеличиться до 40%, а количество занятых в этом секторе достигнет 329 тыс. человек при 104,5 тыс. субъектов предпринимательства.

Для успешной реализации нацпроекта все регионы должны создать центр «Мой бизнес», который объединит на одной площадке все организации поддержки МСП по принципу «одного окна». «В этом формате мы сконцентрируем работу основных организаций инфраструктуры поддержки МСП: центр поддержки предпринимательства, региональный фонд развития промышленности, центр кластерного развития, центр инноваций в социальной сфере, услуги гарантийного фонда и инжиниринговых центров. Предприниматель не должен будет теперь запоминать эти названия, искать, где они находятся и какие часы работы в этих организациях», — пояснили в администрации Томской области.

Кроме предоставления субсидий, займов и гарантий власть должна создать условия, при которых компании из сегмента МСБ могли бы получать больше заказов и подрядов от крупного бизнеса и государства при реализации инфраструктурных проектов, считает сопредседатель новосибирского регионального отделения «Опоры России», генеральный директор инжиниринговой компании «Империал» Виктор Остахов. «Мы видим, что крупные новосибирские заводы, такие как «Сиблитмаш», занимаются техническим перевооружением. Малый бизнес должен иметь широкий доступ к таким заказам. Это возможность для МСБ повысить свои профессиональные компетенции, заработать денег и тем самым пополнить местный бюджет налогами. Государство должно проявлять большую заинтересованность в этом», — уверен эксперт.

В свою очередь Алексей Коренев предлагает властям прислушаться к предложению бизнеса вернуть на улицы российских городов нестационарные торговые павильоны и мобильные торговые точки. По оценке эксперта, это приведет к появлению около 250 тысяч новых рабочих мест. «Создание здоровой конкурентной среды, возможности мелким и средним производителям быстро удобно продавать свою продукцию непосредственно конечному потребителю, несомненно, позитивно повлияет на состояние бизнеса в стране», — утверждает он.