Цифровизация экономики — это процесс постоянной трансформации, в котором ключевым качеством для каждой компании становится умение адаптироваться к новым технологическим трендам и условиям ведения бизнеса. О новых вызовах и угрозах, возникающих перед компаниями, и возможных сценариях развития журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал директор Красноярского филиала КПМГ Виталий Крылов
— В чем, по вашему мнению, заключаются новые вызовы, которые возникают в ходе цифровой трансформации, перед отдельно взятым предприятием?
— Цифровая экономика — это абсолютно новое построение всех процессов. И вызовы, которые стоят перед компаниями, можно разделить на два блока. Первый — это технологический, перестроение производственных процессов, и второй — организационные процессы, управление человеческим капиталом компании.
Вызовы технологические требуют от компании постоянно отслеживать новые тренды, инвестировать в новые технологии, увеличивать использование и влияние IT-решений в своей деятельности. Отвечая на вызовы организационные, компании необходимо трансформировать свои бизнес-модели, переходить к новым методам управления, таким, например, как децентрализация бизнес-процессов. А это в свою очередь требует переосмысления всей организационной структуры: что-то убрать, что-то создать и интегрировать. Делать это нужно в сжатые сроки, быстро адаптироваться. И это один из ключевых вызовов для компаний, особенно с классической организационной структурой.
— В каждом описанном вами блоке есть своя совокупность вызовов, их много и они постоянно прирастают. Как расставить приоритеты, на что реагировать в первую очередь?
— В нынешних технологических реалиях, наверное, проще переоснастить производство. Для этого создано уже очень много, есть роботизированные станки и производственные линии, программный софт для автоматизации и интеллектуальные приборы для контроля работы всех производственных элементов.
Гораздо сложнее перестроить человека. Вызовы для менеджмента компаний в том, чтобы переосмыслить и приять свою новую роль в обновленной модели и в подходах управления. Формируются совершенно новые требования к сотрудникам компаний — как к управленцам среднего звена, так и к линейному персоналу. Идет процесс, когда рутинные операции передаются роботам, а человек получает контроль над большим участком производства. По сути, происходит переход на новый уровень специалиста, технолога или инженера, следовательно, необходим совершенно иной уровень знаний и компетенций. И далеко не все сотрудники готовы к подобного уровня вызовам.
— Какие, по вашему мнению, ключевые угрозы несет цифровая трансформация и к чему компаниям нужно быть готовыми, что приобрело новые, иные, критические значения?
— Пожалуй, главная угроза, которая возникает при переходе к цифровому производству, на глобальном уровне к цифровой экономике, — это информационная безопасность. Стоит отметить, что в сегодняшней цифровой реальности роль IT в структуре компаний изменилась кардинально. Произошел по сути переход IT от вспомогательной функции к системообразующему элементу в компании. Вообще информационные технологии перестали быть отдельной отраслью. Сферу IT сейчас нужно считать, на мой взгляд, инфраструктурной отраслью.
Безопасность IT-систем и корректность их работы, контроль за их работой приобретают первостепенное значение. Взять, к примеру, предприятие, у которого есть холодильный склад, температура в нем устанавливается интеллектуальными датчиками, программа контролирует температуру в зависимости от заданных показателей. Если программа даст сбой или в нее проникнет злоумышленник, который может просто поменять температуру хранения на складе, товар испортится и компания понесет значительные убытки.
Или самый яркий пример из реальной жизни, когда в июне 2017 года серверы компании «Роснефть» подверглись мощной кибератаке, на несколько часов парализовавшей работу корпорации.
— Зная ключевые угрозы цифровизации и имея доступ к такой крайне чувствительной области каждой компании, как финансы, как КПМГ трансформировала свою работу и взаимодействие с клиентами?
— Вы совершенно правы, когда говорите о чувствительности этого сектора на любом предприятии. Для нашей компании работа с клиентской информацией имеет решающее значение. Для КПМГ самое главное — быть гарантом конфиденциальности информации, с которой мы работаем. Мы должны защищать не только свои данные, но и данные клиентов, к которым получаем доступ. Поэтому система хранения, доступа к информации, доступ к нашим IT-системам, серверам, программам — это то, над чем мы работаем в глобальном плане. В этой сфере, с уверенностью могу сказать, КПМГ находится среди передовых компаний по защите информации. В нашем IT-подразделении выделено отдельное направление, которое занимается исключительно кибербезопасностью. Большинство методов защиты информации мы тестируем на себе и внедряем в первую очередь у себя. У нас регулярно проводятся внутренние тесты проникновения в систему, так называемый «этичный хакинг». Наши программисты постоянно проверяют, могут ли они взломать нашу систему. И только после успешного теста предлагаем нашим клиентам похожие решения.
В практике нашей компании есть пример, когда крупному клиенту сделали подобные тесты и не удалось практически ничего взломать. Наши специалисты сделали вывод об очень эффективных системах. Но суть в том, что это должны быть регулярные тесты, особенно когда появляются новые системы. Сделали проверки через год — нашли в системе и вирусы, и внешние проникновения. Оказалось все просто: за прошедший период компания приобрела еще одно предприятие и включила в свою структуру. Интегрировали программный софт купленного завода, но не провели должных процедур кибербезопасности — именно в нем наши тесты выявили «дыры», которые позволяли проникнуть в IT-систему всего холдинга.
— Можно ли сказать, что предприятия и компании больше страшит цифровая трансформация, или они уже адаптировались и видят в процессах цифровизации новые возможности?
— На самом деле общая картина очень дифференцированная и, конечно, такой критерий оценки, как «средняя температура по больнице», изначально неверен. Есть российские компании, которые можно отнести к флагманам в мире внедрения цифровых технологий и современных методов управления — тот же телеком и банковский сектор, ритейл. И в то же время есть предприятия, которые медленно на это реагируют. Но по большому счету все в этом видят дополнительные возможности. На нынешний день один из основных вопросов для многих компаний — это готовность инвестировать в изменения внутри компании.
Если кратко, то никто не боится — скорее пытаются понять, для чего весь этот набор цифровых технологий и решений нужен и как все это можно использовать.
Яркий пример этому — большие данные. Мощности для сбора данных есть уже у многих компаний, возможности для хранения этих данных тоже есть, а для чего их собирать и какие выводы из них делать, еще далеко не все понимают.
— Что ваша компания видит для себя в качестве новых возможностей развития?
— Наша компания работает с информацией, с большими массивами данных и, конечно, технологии обработки больших данных стали для КПМГ одной из ключевых компетенций. В рамках IT-услуг мы выделили целое подразделение Data Analytics. Основная задача этого подразделения — помочь клиентам понять, как можно использовать данные, какую пользу они могут принести. Из примеров стоит упомянуть систему геолокационного маркетинга для ритейла, которая помогает прогнозировать успешные места для открытия торговых точек. В этом направлении у нас тоже есть успешно реализованные проекты.
Есть и своего рода экзотика — например, прогнозирование для заинтересованных сторон ледовой обстановки по Северному морскому пути и Ледовитому океану. Исходя из прогнозов погоды, температур, течений мы пробуем спрогнозировать наиболее благоприятную обстановку для походов.
Работа с большими данными позволяет создавать уникальные услуги под клиента. Результаты аналитики порой бывают неожиданными, как это было, допустим, с геолокационным маркетингом. Анализ данных проводили на один предмет, но потом поняли, что, если немного скорректировать аналитику, то можно получить совершенно уникальный продукт, который можно использовать в работе компании для других целей.
— Как цифровая трансформация поменяет рынок аудита? Что поменяется для клиента?
— Сам по себе аудит, подтверждение отчетности, стало стандартным товаром, подписью на заключении. Кроме аудиторского заключения мы всегда выдаем руководству компании официальный отчет по итогам проверки, в котором как раз описываем все те аспекты деятельности, которые либо заинтересовали нас, либо вызвали вопросы, к которым мы хотим привлечь внимание руководства. Этим мы пытаемся быть лучшими в нашей отрасли, в нашем конкурентном поле. Системы кибербезопасности и анализ больших данных — это то, в чем мы будем развиваться, наращивать собственные компетенции. Компания, которая имеет узкий набор услуг в нашей отрасли, будет проигрывать в конкурентной борьбе. Мультифункциональность — еще один из трендов и вызовов цифровой экономики. Аудит никуда не уйдет, он просто трансформируется. Аудитором завтрашнего дня будет тот, кто разбирается не только в финансах, а тот, кто разбирается в тех же системах IT-контроля или каких-либо других цифровых решениях. Ему понадобятся другие знания и навыки.