Конкуренция университетов на глобальном рынке инноваций обострила вопрос их места и роли в разработке новых технологий и создании уникальных продуктов. Западные вузы десятилетиями шли к построению стратегического партнерства с промышленностью, российским университетам необходимо уложиться за пять лет. В условиях ограниченности ресурсов и постоянно меняющихся технологий ведущие отечественные вузы формируют вокруг себя экосистемы с участием академических институтов РАН и индустриальных партнеров из разных секторов экономики.
Вернуться к друг другу
Включение промышленных партнеров в экосистему университета — для России это новая модель со старым смыслом, считает советник ректората Томского государственного университета по инновациям Константин Беляков. В СССР индустрия подпитывалась новыми технологическими решениями в отраслевых исследовательских институтах. С тех пор, кроме типа экономики, изменилась и роль государства, которое напрямую больше не выступает заказчиком инноваций, и старая система трансфера результатов исследований в промышленные технологии исчезла.
«По нашей гипотезе, отраслевые институты могут существовать в виде инжиниринговых школ внутри вузов, — рассуждает Константин Беляков. — Обычно максимальный уровень, которого можно достичь в университете, — это лабораторный образец. Однако промышленным партнерам нужны готовые технологии, которые необходимо просто внедрить. Они не хотят слышать об изысканиях, а хотят получить продукт. Мы их понимаем, мы их слышим».
Инновациями для индустриальных партнеров в ТГУ занимаются несколько научных коллективов, которые образуют малые инновационные предприятия (МИПы). Особняком стоит Инжиниринговый химико-технологический центр (ИХТЦ), руководством которого на нынешний день установлены связи почти с сотней компаний реального сектора и в настоящее время реализует около 40 контрактов. Однако выделяется эта структура не только количественными показателями, но и масштабами контрактных обязательств.
«Это очень серьезные и взрослые проекты, связанные с созданием новых либо корректировкой существующих химических технологий. Мы помогаем строить заводы, помогаем улучшать качество продукции по разным регионам нашей страны и понемногу выходим на мировую арену», — рассказывает идеолог создания инжиниринговой компании и директор ИХТЦ Алексей Князев.
Три года назад, когда на базе химической лаборатории команда молодых и амбициозных химиков ТГУ решила создать собственную инжиниринговую компанию, разговорами о превращении науки в бизнес в России уже никого нельзя было удивить. Разные вузы декларировали популярный тезис, создавая в своей структуре бизнес-инкубаторы, технопарки, офисы коммерциализации. И все же примеров успешной работы или хотя бы самоокупаемости по факту оказывалось очень мало.
«В нашем же случае получилась компания, которая не просто живет за счет собственных средств, но при этом умудряется обеспечить работой несколько научных коллективов университета, — рассказывает Алексей Князев. — Кроме непосредственно химиков речь идет о математиках, биологах, геологах, физиках. В прошлом году оборот по инжиниринговой деятельности у нас составил около 130 миллионов рублей — небольшие деньги. Но для четвертого года жизни начинающей инновационной компании более чем достаточно».
Запуск «сарафанного радио»
Первые два года директору инжинирингового центра приходилось самому искать клиентов и убеждать их в возможностях томских инноваторов. Заказ от одного из промпартнеров — корпорации «Росхимзащита» — был получен после встречи ее представителя с Князевым на научно-практической конференции. Компании, плотно работающей с оборонными предприятиями, требовалась научно-техническая поддержка в выполнении важного заказа от «Роскосмоса».
«Мы разрабатывали систему сорбентов для пилотируемых аппаратов. Одним из пунктов было «выделение в среду обитания космического корабля целого ряда примесей, в том числе мышьяка, калия, фосфора». Наш многолетний партнер в этом — Институт медико-биологических проблем РАН — не взялся за решение этой проблемы, и тогда я обратился к томичам. Задача была решена очень быстро и очень успешно — за полтора месяца», — вспоминает руководитель отдела «Химия» Росхимзащиты Юрий Ферапонтов.
По его словам, в настоящее время ИХТЦ и «Росхимзащита» являются соисполнителями трех «гражданских» заказов от Минпромторга: изготовление дымозащитного капюшона, генератора кислорода и озонового конвертера, оборудования для отечественных самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21, альтернативой которому пока служат лишь импортные образцы.
По словам Алексея Князева, индустриальных партнеров удается приучить к мысли, что на базе вузовской науки можно получать готовые решения, будь то совершенно новая технология или оптимизация уже существующей. Сейчас количество заказов от компаний, которые самостоятельно выходят на Инжиниринговый химико-технологический центр, благодаря «сарафанному радио» уже доминирует.
«Для нашего партнера из Новосибирска мы создаем технологию получения соды для производства стекла из природных источников в Алтайском крае. Башкирскому партнеру, выполняющему контракт Газпрома, помогаем улучшить технологию получения сорбентов для переработки газа. Для нефтеперерабатывающих компаний сейчас делаем несколько пилотных опытно-промышленных установок для отработки технологий глубокой переработки нефти», — перечисляет директор ИХТЦ.
Равное участие
Как показывает практика и жизненный опыт руководителя инжинирингового центра, финансирование в инновационном бизнесе аспект важный, но не ключевой. В условиях постоянного обновления технологий есть опасение, что потраченные время и деньги не дадут желаемого результата. Так, из 47 заключенных в 2018 году контрактов ИХТЦ успешно выполнил подавляющее большинство, но не все. Работа над двумя заказами все еще продолжается.
«В этом бизнесе основная сложность в том, что все решаемые задачи — это маленькие революции. Нам не дают задачи изготовить телевизоры или сапоги, мы должны изобрести что-то новое, и всегда есть риск, что что-то получится не так или не получится вообще. Мы каждый раз, берясь за работу, понимаем, что эту задачу завод пытался решить самостоятельно, обладая порой многолетним опытом, и у него не получилось. И он сказал: «Ну ладно, пусть попробуют ученые», — делится Алексей Князев.
Гарантии стопроцентного выполнения заказа инноватор дать не может, отмечает руководитель инжинирингового центра. Однако есть механизм, как свести вероятность фиаско к минимуму. Как показывает практика, в решении задачи что-то может пойти не так, об этом договориться с заказчиком нужно еще «на берегу».
«Тут очень важно выстроить диалог и обмен информацией, чтобы в получении результата промышленные партнеры и ученые участвовали на равных, — рассуждает руководитель центра инжиниринга. — Чтобы не было такого, когда заказчик дал задачу, ученый на полгода пропал с ней, а через полгода выясняется, что он решал, но сразу выбрал неправильный путь и полгода потратил, мимо ушел. Мы постоянно корректируем, обновляем вектор исследований, чтобы таких историй не было».
Каждой отрасли по инжинирингу
По словам советника ректората ТГУ по инновациям Константина Белякова, Инжиниринговый химико-технологический центр на базе университета был создан по инициативе Минобрнауки, где впервые решились на эксперимент с развитием прикладных исследований в вузах. И сегодня ИХТЦ является одним из самых успешных инновационных проектов в России. Эту модель коммерциализации науки решено положить в основу будущей сети инжиниринговых центров.
«Ключевая идея для всей системы инноваций в том, чтобы попробовать приземлить отраслевую школу инжиниринга в вуз. Потому что здесь есть подпитка студентами, подпитка учеными, подпитка идеями, — делится Константин Беляков. — Если есть компетенции у ТГУ в IT, в радиоэлектронике, в физике процессов, в новых материалах, то это все точки, где можно создавать школы инжиниринга. В ноябре прошлого года мы подписали соглашение с «Ростехом» создать инжиниринговый центр по электронике и микроэлектронике, сейчас на стадии сборки этого инжинирингового центра. В листе ожидания у нас еще два инжиниринговых центра, которые в ближайшее время должны появиться».
При этом вуз не скован обязательствами механически «нагонять» число таких центров, отмечает Беляков. На базе ТГУ их может быть пять, а может и несколько десятков — при условии наличия заинтересованности со стороны индустриальных партнеров. И то, что сейчас обсуждается в качестве перспективных проектов, уже имеет такую поддержку.
Десятилетия за пятилетку
В числе примеров успешной коммерциализации науки, к которым обращается руководство ТГУ, является Массачусетский технологический институт (MIT), по официальным данным которого, в 2017 финансовом году на практические разработки от бизнеса было привлечено 148 миллионов долларов США. Среди более 700 промпартнеров MIT такие компании, как BP, Boeing, Du Pont, ENI, Ford Motor, Google, Intel, Shell, Siemens и TOTAL.
«Принципиальная разница в том, что они шли к своему результату десятилетиями, а нам предстоит добиться результата в ближайшие пять лет, чтобы побыстрее реализовать научный потенциал ТГУ, используя креатив наших промпартнеров, креатив наших людей», — говорит советник ректора ТГУ по инновациям.
По его словам, в настоящее время экосистема Томского госуниверситета включает более 150 промпартнеров. Часть из них входят в «ближний круг» — это томские малые высокотехнологичные компании вроде «Микрана», «Элеси», «Элекарда», глубоко интегрированные в сам вуз. Они имеют в ТГУ свои лаборатории и целые исследовательские подразделения. Другая часть — корпорации федерального уровня, как, например, Газпром, Лукойл, СИБУР, Сбербанк и т.д., которые выступают заказчиками НИОКР. И все вместе они участвуют в определении вектора развития вуза.
Ключевая задача для любого университета — это подготовка специалистов, но если из этого процесса исключить научные исследования и связь с реальным бизнесом, то, как уже показал опыт отечественной высшей школы, вузы будут выпускать очень хороших специалистов, но, к сожалению, никому не нужных. «Поэтому очень важно, чтобы в вузе сохранялась и наука на должном уровне, и связь с промышленностью, — рассуждает Константин Беляков. — Чтобы мы готовили специалистов таких, которые нужны промышленности, и разрабатывали такие технологии, которые нужны индустриальному сектору, и нужны рынку».