Развитие туристической инфраструктуры — основа роста

Арсений Пестов
13 марта 2017, 00:00

Сокращение объёмов строительства — не повод для производителя стройматериалов снижать предпринимаемые усилия и темпы развития, считают в компании «КНАУФ ГИПС»

Сергей Бондаренко, генеральный директор южной сбытовой дирекции ООО «КНАУФ ГИПС

На фоне падения российского строительного рынка компания КНАУФ, один из крупнейших производственных центров которой расположен на Кубани, делает ставку на потребительские свойства продукта и системный подход, а не на низкую цену. Такая политика позволила продемонстрировать рост по итогам 2016 года. Сегодня основной драйвер продаж стройматериалов на юге России — туристическая инфраструктура, считает Сергей Бондаренко, генеральный директор южной сбытовой дирекции ООО «КНАУФ ГИПС».

— Каковы итоги прошедшего года?

— Мы строили очень осторожные планы на 2016 год, ожидая как общего падения рынка строительных материалов, так и снижения наших продаж в частности. Рынок действительно упал. Если говорить о гипсовых стройматериалах, то в разных сегментах рынка спад составил от 5 до 10 процентов. В то же время нам удалось превысить собственные прогнозы объёмов продаж более чем на 10 процентов, и если сравнивать показатели оборота с 2015 годом, то также фиксируется небольшой рост — порядка 5 процентов как по России в целом, так и на Юге. Это при том, что мы ожидали падения оборотов на величину около 10–15 процентов. Планируем, что рост сохранится и в 2017 году.

— Как меняются сегодня конкурентные условия?

— В связи с непростой рыночной ситуацией конкуренция дополнительно обостряется. Многие наши коллеги выбрали такую тактику, когда они наращивают объёмы продаж, одновременно снижая цены. Я думаю, что подобные действия могут дать эффект лишь в краткосрочной перспективе. Фирма КНАУФ, несмотря на то, что занимает значительные доли рынка в своих основных сегментах (это листовые стройматериалы и строительные смеси), никогда не строила свою рыночную политику на низкой цене, и этот подход себя оправдывает. Помимо высококачественной продукции, мы предлагаем нашим клиентам сервис, расширенные гарантии и уверенность в долговечности и надёжности готового результата.

— Что вы вкладываете в понятие сервиса?

— В России действует сеть собственных учебных центров, где мы обучаем не только профессиональных строителей, но и всех желающих. Ведь мало произвести качественный материал и продать его — нужно, чтобы умелые руки превратили его в готовую конструкцию. Помимо собственных учебных центров, мы активно взаимодействуем с образовательными учреждениями, как среднего профессионального образования, так и высшими, которые готовят инженеров, проектировщиков, архитекторов. Очень активно поддерживаем конкурс WorldSkills (конкурс профессионального мастерства для молодёжи. — «Эксперт ЮГ») — кстати, в мае в Краснодаре пройдёт финал национального чемпионата.

Кроме того, в понятие сервиса мы вкладываем наличие разнообразных маркетинговых программ для дилеров — по стимулированию сбыта, технической поддержке. Активно взаимодействуем с проектировщиками. Большие объекты, такие, например, как стадионы к ЧМ-2018, часто требуют нестандартных решений, и проектировщикам бывает необходима наша помощь в разработке конструкций, воплощении идей.

— Какая работа ведётся над ассортиментной линейкой? Наверняка непростая ситуация в отрасли повлияла на политику в этом плане.

— Даже простые стройматериалы, которые, казалось бы, может произвести каждый, обладают в готовых конструкциях разными свойствами, что уж говорить о сегменте материалов, к которым предъявляются те или иные особые требования. Тут необходимы ноу-хау, опыт, серьёзные вложения в исследования и разработки. У компании КНАУФ здесь сильные позиции. Поэтому мы ведём активное развитие в новых направлениях. Так, в 2016 году мы вывели на российский рынок уникальный гипсокартонный лист «Сапфир», который объединяет в себе свойства разных типов листов: он обладает огнестойкостью и влагостойкостью, демонстрирует лучшие звукоизоляционные характеристики, может похвастаться высокой ударопрочностью.

— Как меняется структура продаж? Какие сектора можно охарактеризовать как точки роста?

— Традиционно наши продажи складываются из двух составляющих: это дилерская сеть и розничные сети DIY. В то время как объёмы продаж через дилеров существенно не меняются, DIY-сети показывают заметный рост. В целом по России DIY-сети дают около 10–15 процентов продаж. По Югу — примерно 7 процентов, а вот в Москве и области — около 25. Поэтому потенциал роста этого сегмента в регионах, в частности на Юге, очевиден.

Если говорить о сферах применения продукции, здесь также есть явные точки роста. В целом юг России, и особенно Краснодарский край, показывает рост спроса за счёт развития туристической инфраструктуры — прежде всего гостиничной. Туристические потоки перераспределились в пользу внутреннего туризма, поэтому курорты Черноморского побережья интенсивно строятся и ремонтируются. Очень активно развивается Крым — там реализуется несколько крупных проектов: это гостиницы, Артек (огромный проект), новый аэропорт.

— Как компания работает над повышением эффективности бизнеса в нынешних условиях?

— Мы стремимся добиться большей степени локализации производства. Если раньше мы работали исключительно на иностранном оборудовании и с немецкими технологическими составляющими, то сейчас рассматриваем в качестве поставщиков техники и некоторых материалов российские предприятия. Естественно, только тех, кто в состоянии предложить продукцию высокого уровня качества, но за рубли. Не всегда это получается, так как мы не готовы идти на ухудшение свойств продукта в угоду снижения себестоимости. Но работа в этом направлении ведётся постоянно.