На Российском инвестиционном форуме в Сочи несколько сессий было посвящено малому и среднему бизнесу — «Молодёжное предпринимательство: новые герои России» и «Слагаемые успеха МСП». На обеих площадках звучали тезисы о том, что начинающие предприниматели — мощный ресурс развития малого бизнеса в России, но банки не готовы их кредитовать. А значит, институтам развития и поддержки МСБ, банкам и самим предпринимателям нужно искать механизмы снижения рисков.
Заместитель президента банка ВТБ Михаил Осеевский считает, что в самой природе начинающего предпринимателя заложены большие риски, поэтому банки, работающие с МСБ, ориентируются на тех, у кого уже есть предпринимательская история на протяжении 3–5 лет. «Мы понимаем, что нужно помогать тем, кто только-только начинает, — говорит г-н Осеевский. — Но тогда надо стремиться к тому, чтобы риск прекращения деятельности малого предприятия на начальной стадии существенно сократился».
Генеральный директор Института наставничества Борис Ткаченко называет отсутствие доступа к финансированию одной из главных причин закрытия малых предприятий после года-двух работы: «В каждом регионе, где я работаю, я знаю только несколько фондов поддержки предпринимательства, которые занимаются выдачей займов начинающим, а из банков могу назвать только ростовский “Центр-инвест”, который кредитует молодых предпринимателей. Если мы с вами посмотрим, сколько открытых бизнесов остаётся через год на плаву, то мы увидим, что там, где есть финансирование, выживаемость выше». Борис Ткаченко считает, что банки должны находить новые инструменты снижения рисков для молодых предпринимателей. Одним из таких механизмов может стать Институт наставничества. «Мы отслеживаем статистику партнёров Института наставничества. В первый год выживаемость бизнеса при наставнике составляет более 90 процентов. А возвратность кредитных средств — свыше 98–99 процентов, — приводит цифры г-н Ткаченко. — Я бы хотел обратить внимание банковского сектора на наставничество как инструмент снижения рисков при работе с молодыми предпринимателями. Нужно развивать и финансирование, и наставничество».
В 2017 году в Ростовской области стартует программа ScaleUp, опирающаяся на три элемента — наставничество, обучение и нетворкинг для действующих предпринимателей с выручкой 5–25 млн рублей в год. Результатом программы её разработчик — «Центр предпринимательства», с 2002 года реализующий эффективные инициативы для бизнеса — считает рост бизнеса минимум на 25% в год. В 2016 году программа была запущена в пяти регионах, в число которых попал Краснодарский край, в 2017 году к ней на Юге присоединится Ростовская область. Партнёр центра в Ростовской области — медиакомпания «Эксперт ЮГ», в Краснодарском крае — территориальное отделение «ОПОРы России». В Ростове сейчас идёт этап отбора слушателей и наставников из числа предпринимателей.
Вице-президент, руководитель дирекции GR ПАО «Сбербанк» Андрей Шаров также считает, что отсутствие опыта — главный ограничивающий фактор в развитии новых компаний. Дочерняя компания Сбербанка «Деловая среда» запустила программу онлайн-обучения для предпринимателей, лучшие из которых получают бизнес-наставников. «Важно научиться расширять поле деятельности института наставничества», — комментирует заместитель генерального директора «Деловой среды» Иван Бортник.
На форуме Корпорация развития МСП презентовала свой новый продукт — онлайн-бизнес-навигатор для предпринимателей, а через несколько дней, 2 марта, состоялась отдельная презентация в Ростове-на-Дону. «Портал бизнес-навигатора МСП создан с целью оказания предпринимателям информационно-маркетинговой поддержки», — рассказала заместитель генерального директора «Корпорации МСП» Светлана Кузнецова. Ресурс предлагает широкий набор инструментов для открытия и развития своего бизнеса — возможность создания бизнес-плана, каталог франшиз, планы закупок крупнейших компаний, информацию о доступной к аренде недвижимости, доступных программах кредитования МСБ, возможность проверки контрагентов, а также сводную информацию об инфраструктуре и поддержке МСП. «Бизнес-навигатор Корпорации МСП фактически создаёт работающие стандарты для начинающих предпринимателей. Если мы будем понимать, что у начинающих предпринимателей есть такая подушка безопасности, мы будем в большей степени готовы кредитовать эту категорию заёмщиков», — считает Михаил Осеевский. Летом 2017 года Корпорация развития МСП выпустит мобильное приложение бизнес-навигатора.
Ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ Анна Палагина замечает: «В развитых странах термин “предприниматель” зафиксирован как профессия со своими стандартами — у нас этого нет. Сейчас мы готовим методику обучения предпринимательству как специальности». По её словам, стандарты в деловой среде и взаимопомощь предпринимателей позволят сформировать культуру предпринимательства в России, где предпринимательство хотя уже и не воспринимается как криминальный вид деятельности, но более 70% населения не думают об открытии собственного дела.