Паркур — спорт без «потолка»

Олеся Меркулова
17 апреля 2017, 00:00

Молодёжная организация уличного спорта и искусства Offbeats организует в Ставрополе мероприятия федерального масштаба и научила бизнес и власть считаться с НКО

КРИСТИНА ЗЯБЧУК
Читайте Monocle.ru в

Крупнейшая региональная молодёжная общественная спортивная организация Ставропольского края Offbeats стала победителем конкурса «Социальные инвестиции юга России-2016» «Эксперта ЮГ» в номинации «Поддержка спорта». Больше всего жюри удивило количество и разнообразие направлений работы Offbeats — всероссийские фестивали и чемпионаты уличного спорта и искусства, собственные спортивные взрослые и детские секции, семинары в детских домах, творческие кастинги и пр. Это своеобразный кластер уличного спорта и творчества. Несколько лет назад трейсеров — парней, которые занимаются паркуром, никто не воспринимал всерьёз: чиновники отшивали, бизнес игнорировал. Типичная ситуация для многих НКО. Здесь можно было бы остановиться. Но «философия паркура» состоит в том, чтобы всегда преодолевать препятствия, один из постулатов Offbeats — «отсутствие потолка». Так спорт заложил вектор развития. Сегодня Offbeats заменило ставропольским чиновникам молодёжную политику («Теперь мне понятно, что эффективной молодёжной политики ни на Ставрополье, ни в России нет», — говорит директор НКО Валентин Работенко), а к бизнесу приходит уже не с просьбой о помощи, а с коммерческим предложением и живой аудиторией в десятки тысяч человек, тогда как у Валентина до сих пор хранятся 274 письма крупным компаниям Юга с просьбой о финансовой помощи для создания собственного спортзала. Все ответили отказом или проигнорировали. Вообще вся история Offbeats строится через «нас не замечали», «нам говорили, что у молодёжного НКО нет шансов»; каждое такое «не» разбито на этапы.

Этап первый — принуждение к парку

«Парк для уличного спорта был нам просто необходим, — рассказывает Валентин Работенко. — Мы стали ходить по кабинетам, получая ответ “денег нет”. Потом я быстро смекнул, что так ничего не добиться. Вступил в молодёжный совет при главе города и попал в ставропольскую молодёжную палату при Гордуме. Поднял этот вопрос на собрании, но ответ был такой же. Я понял, что статус никак не влияет на происходящее, на следующее собрание мы пригласиил все СМИ города и задали тот же вопрос, ответ под камеры был другой. Тогда я понял, как надо работать с органами власти. На следующий день после того, как по всем СМИ прозвучало, что глава города собирается строить парк, я уже был у замглавы города, мы продумывали план строительства парка за пять миллионов рублей». За три года работы парка Offbeats провёл десять всероссийских фестивалей и ещё больше региональных. «Вложения окупились с головой социальным эффектом, хотя изначально мне говорили, что это ненужная вещь, что парк будет пустовать», — добавляет Валентин.

Этап второй — оргструктура и сообщество

Второе «не» — это то, что молодёжная организация не может претендовать на системность. Валентин объясняет, как создавалась структура его НКО: «Изначально всё крутилось вокруг паркура, а медиа (фото, видео) — неотъемлемая его часть. Так у нас сформировался медиаблок. Потом мы начали заниматься проведением ивентов, сформировался организационный блок. Когда появились ивенты, мы поняли, что им нужен дизайн, завели дизайнеров, к нам стали приходить ребята из других направлений — воркаута, фрирана, стритбола, уличных танцев и предлагать развиваться вместе. Так мы выросли в сообщество всех уличных культур».

Медиа, дизайн, ивенты — эти отделы работают не только на собственные мероприятия, но и занимаются коммерческими заказами. Отдельный блок создан для работы с коммерческими партнёрами и грантами. У Offbeats есть собственные коммерческие спортивные секции с профессиональными атлетами, инструкторами. «На сегодняшний момент все НКО живут от финансирования до финансирования, а в периоды, когда его нет, фактически сворачивают свою активность. Нашей задачей было создать самодостаточную организацию, в том числе и с собственной хозяйственной деятельностью. В перспективе каждый блок с коммерческой составляющей станет автономной организацией с юрлицом внутри большого НКО, по уставу мы имеем право на это», — говорит директор Offbeats.

 045_expertjug03-1.jpg ВИКТОРИЯ ЛОКТИОНОВА
ВИКТОРИЯ ЛОКТИОНОВА

Этап третий — продвижение территории

Третье «не» — НКО не может создать мероприятие общегородского масштаба. Сейчас Offbeats готовит всероссийский фестиваль MIXBattle с живой аудиторией в 20 тысяч человек и онлайновой — до миллиона. «Мы научились работать как с бизнесом, так и с органами власти, чтобы делать массовые праздники, — рассказывает Валентин Работенко. — Планы мероприятий согласовываются с администрацией, чтобы получить административный ресурс — площадку, её безопасность и т. д. В этом году мы очень сильно заморочились с онлайн-площадками, будем делать прямую трансляцию в нескольких крупных сообществах в социальных сетях и видеоканалах, как ставропольских, так и российских. Суммарно онлайн-аудитория — до миллиона человек. Вживую работаем над цифрой в 20 тысяч. Да, это амбициозная цель. Но нам важно это сделать, потому только в таком масштабе нас воспринимают как партнёров, а не как НКО, которое просит помощи. Мы приходим к бизнесу и просто показываем цифры по аудитории».

Уличные культуры объединяет идеализм и андеграудность. Ни в спорте, ни в культуре все дисциплины, которые создавались на улицах, не стали официальными. Валентин Работенко тоже идеалист, и когда он говорит, что верит в «отсутствие потолка», то не преувеличивает. Задача Offbeats сегодня — масштабируемость. Организация будет развиваться в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Я спрашиваю Валентина, почему у этих городов не получилось создать собственное сильное сообщество? «Во-первых, нет ярко выраженного лидера, — говорит он. — Во-вторых, мешает неготовность сообщества действовать системно и играть ва-банк. Мы всегда ставили на карту всё, даже когда понимали, что у нас ничего нет, мы работали на перспективу, зная, что завтра всё получится. Правда, это “завтра” растягивается на годы». Смеётся.