Очередной форум «Сообщество», проводимый Общественной палатой Российской Федерации, гастроли которого прошли в июне по югу России, навёл на размышления о том, какие именно разрывы в коммуникациях сегодня действительно критичны.
Я выступал на секции, посвящённой практикам взаимодействия бизнеса и НКО. Сидел рядом с представителем крупной транснациональной компании. После презентации, посвящённой корпоративным социальным программам, тихо спросил его, со сколькими региональными организациями компания сейчас работает. Таковых оказалось всего три. Мой собеседник тут же согласился, что проблема — типовая. Да, очень часто программы транснациональных или федеральных корпораций в разных регионах реализует пара постоянных федеральных партнёров. Затем выступил представитель фонда «Наше будущее», созданного предпринимателем Вагитом Алекперовым. На одном из слайдов его презентации был представлен рейтинг российских регионов по активности в подаче заявок на поддержку проектов в сфере социального предпринимательства — Ростовская область там занимала неплохое девятое место. Но я-то помню своё общение с региональным представителем фонда и знаю, что на деле даже десяток заявок от региона набрать очень трудно. Но и этого, как видим, хватает, чтобы попасть в лидеры.
Странное создалось ощущение. Будто между президиумом и людьми, сидящими в зале, — пропасть. Потому что, скорее всего, никто из них не был партнёром крупных компаний в реализации их социальных программ и никогда не будет.
Действительно, все стороны сферы социальных инвестиций сегодня играют по правилам, которые они смогли создать для самих себя. Существуют правила государства — они закреплены в положении о конкурсе президентских грантов и требованиях к социально ориентированным НКО. Есть правила корпораций или аффилированных с ними фондов. Следующий игрок уже гораздо слабее и реже встречается в природе — это сильные НКО, которые умеют работать с самыми разными источниками ресурсов. Ниже в этой иерархии — тематические союзы НКО с собственниками малых или средних предприятий. Ещё ниже — НКО, которые каждый год в местном бюджете просят денег под один и тот же аморфный проект. И самый низ — городские сообщества, фанатики и активисты, среди которых хватает и мелких предпринимателей. В этой среде работают на энтузиазме, но — лишь некоторое время, как правило, не успевая порождать никаких институтов и организаций: надоело — бросил.
Думаю, самое интересное, что сегодня происходит, — это как раз жизнь городских сообществ. Там решение заниматься проектом приходит оттого, что активным гражданам определённое качество жизни нужно прямо здесь и сейчас. Они собираются в минимальную боевую группу — и начинают это качество производить: ремонтировать дворы, проводить литературные и кулинарные фестивали, благотворительные забеги и спектакли. Они сами решают, чем заниматься. Они никогда даже не поинтересуются, какие там благотворительные программы реализует та или иная транснациональная компания, не говоря уж о том, чтобы подстроиться под её требования.
«Сообщество» называется форумом активных граждан — и это сбивает с толку.Потому что активные граждане в большинстве случаев недиалогоспособны. Профессиональное сообщество предполагает его организованные формы, а значит, мы всё-таки говорим о «третьем секторе» экономики. Это не просто граждане с активной жизненной позицией — это прежде всего особые организации, умение их создавать, управлять ими, работать в них. Основная форма их деятельности — социальные проекты, у которых есть такая штука, как эффективность.
Самая тонкая прослойка — профессиональные НКО. Президиум, в котором я сидел на форуме, воплощал огромный финансовый потенциал сверхупорядоченного государственного и капиталистического мира. А зал представлял собой бродящий хаос активных граждан. И между этими двумя безднами — единицы НКО, способных брать на себя функцию посредников.
Мы тоже пытаемся играть роль таких посредников. Аналитический центр «Эксперт ЮГ» с начала 2014 года ведёт проект «Социальные инвестиции юга России», в центре которого — конкурс лучших социальных проектов региона. За последние три года работы через конкурс прошли около 260 проектов. Идея проекта проста: если хотите, чтобы социальных проектов становилось больше, надо взаимодействовать — между собой, с властью, с бизнесом, со СМИ. Наш проект помогает сторонам встречаться. Присоединиться к нему очень просто — достаточно подать заявку на конкурс проектов: это ничего не стоит, но — это шаг в публичное пространство.
В этом году проект породил новый формат: магистерскую образовательную программу по журналистике под названием «Социальные медиа: онлайн и офлайн». Программа заявлена Институтом филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, руководит ею ваш покорный слуга. Летом предстоит первый набор. Если он случится, на Дону появится первое поколение журналистов, которые понимают, как работает «третий сектор». Полагаю, что это очень нужно прежде всего самому этому сектору, поскольку это ещё сравнительно новая для нашей страны реальность — её надо научиться профессионально описывать.
Форум «Сообщество» на сегодняшний день слишком хаотичен. Там и обычные знакомства, и культпросвет, и обучение, и сведение потенциальных партнёров, и чистый пиар. Но есть две задачи, где действительно нужна федеральная мощь и на которых стоило бы сосредоточиться. Первое — нужно создавать механизмы или программы переплавки активистов в НКО, потому что узкое место — профессиональные НКО. Второе — вовлечение региональных НКО и активистов в федеральные проекты и программы, а также наоборот — масштабирование лучших региональных проектов. Это та работа, которую сделать сегодня некому, — вряд ли она по силам кому-либо, кроме Общественной палаты. Этап знакомства в этой сфере прошёл — надо браться за работу, направленную на увеличение числа реализуемых проектов.