Экспорт как драйвер АПК

Евгений Андреев
13 ноября 2017, 00:00

Сельское хозяйство способно быть драйвером экономики Юга только при условии создания производств с высокой добавленной стоимостью и развития экспортного потенциала

AGRO2B.RU
Читайте Monocle.ru в

Сфера АПК в рэнкинге 250 крупнейших компаний ЮФО, составленного аналитическим центром «Эксперт ЮГ», представлена 13 позициями. Эти компании показали впечатляющую динамику роста выручки в 27% по итогам 2016 года. Таким образом, сфера АПК, которая считается базовой для экономики Юга в целом, на самом деле довольно скромно выглядит в списке крупнейших компаний. В то же время, АПК  — главный драйвер Юга в среднесрочной перспективе. Как запустить этот драйвер и какие партнёрства нужно развивать в сфере АПК, в рамках круглого стола «Эксперт ЮГ» «АПК и пищевая промышленность: как масштабировать успехи?» пытались выяснить участники рынка и эксперты.

Кризис перепроизводства

Как отметил министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Фёдор Дерека, сегодня в приоритете у государства — молочное животноводство, садоводство, виноградарство, поддержка малых фермерских хозяйств. В этих областях АПК наблюдается дефицит оте­чественной продукции. При этом ряд традиционных экспортных направлений сегодня «страдают» от перепроизводства. Например, из 9 млн тонн пшеницы, выращенной на Кубани, 7 млн тонн идёт на экспорт, а остальное остаётся в крае. Запасы постоянно растут, не находя внутреннего спроса. 

По его словам, развитие перерабатывающих мощностей в сфере растениеводства невозможно без развития животноводства, которым аграриям сегодня без господдержки заниматься невыгодно. Поэтому приоритет в поддержке аграриев отдан именно этому направлению. Как отмечает Фёдор Дерека, всего на поддержку аграриев в 2017 году в крае выделено более 6 млрд рублей.

По словам заместителя гендиректора ООО УК «Агрохолдинг Кубань» Степана Плиско, в общегосударственном масштабе также важно преодолеть зависимость страны от импорта селекционных технологий. «Мы видим очень сильную зависимость АПК от импортной селекции. Где-то она совсем критичная, как, например, при выращивании сахарной свёклы. Мы по этой культуре на 98 процентов зависим от импортной селекции. На 70 процентов зависим при выращивании кукурузы. Однако отечественная селекция постепенно развивается», — говорит г-н Плиско. «Наличие собственной селекции и исследований гарантирует нам в определённом сегменте продовольственную безопасность. Недоверие агрономов к российской селекции необходимо преодолеть», — отмечает Степан Плиско.

Развитию животноводства, по словам г-на Плиско, помогла бы кооперация с фермерами в части создания центра по развитию эмбрионов: «Мы могли бы построить на Кубани полноценный центр. Мы можем сфокусироваться на молочном животноводстве, выращивая “под заказ” мясных животных. То есть мы могли бы продавать бычков, которые в нашем производстве не нужны в большом количестве, фермерам. А они бы могли выращивать их дальше на мясо, благодаря поддержке минсельхоза. Такая партнёрская схема может способствовать развитию животноводства».

По словам руководителя регионального подразделения АО «Российский экспортный центр» Владислава Есина, сегодня приоритет в поддержке экспорта отдан высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. «Нужно приучить продавать продукцию высокого передела в АПК, не ждать, пока сюда придут иностранцы», — замечает г-н Есин.

«Но при этом не надо забывать, что финансовая господдержка — это временное явление, которое должно спасти сегодняшнюю ситуацию», — предупреждает председатель НО «Агропромышленный союз Кубани» Игорь Лобач.

Огромный экспортный потенциал кроется и в деятельности МСБ, который способен выстраивать более гибкие отношения с иностранными контрагентами. Гендиректор ООО «Радуга» (производитель свинины) Владимир Касьянов замечает, что дело даже не в господдержке, а в правильно выбранной нише. «У нас с Грузией нет дипломатических отношений, но есть экспорт. Сегодня мы продаём туда нашу свинину. Экспорт может стать выходом, если ты способен быстро адаптироваться», — говорит Владимир Касьянов.

Преодолеть ограничения

Ряд игроков рынка отмечает искусственные ограничения, тормозящие активное развитие производств. Так, например, с 1 января 2018 года производители готовой молочной продукции с подачи Россельхознадзора и Минсельхоза обязаны будут получить электронный ветеринарный сертификат на свою продукцию. Игроки рынка говорят, что мера преждевременная: технических возможностей для внедрения электронной сертификации нет. Кроме того, переходный период значительно удорожает переработку молока.

«Электронная сертификация является экономически спорной даже для крупнейших производителей молочной продукции», — считает директор по корпоративным вопросам и взаимодействию с госорганами региона ГК Danone в России Олег Жарко.

По словам гендиректора ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Игоря Московцева, крупный бизнес ещё в состоянии справиться с искусственными или бюрократическими ограничениями. Однако для малого бизнеса даже простая задержка на границе скоропортящегося товара может обернуться невосполнимыми потерями. Это грозит свести на нет все усилия по вовлечению малого бизнеса в процесс развития экспорта отечественной продукции.