— Исследование крупнейших инвестпроектов юга России, которое ежегодно проводит «Эксперт ЮГ», в этом году показывает, что проектов становится заметно меньше, но они увеличиваются в масштабе. Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию?
— В настоящее время наша страна переживает не самый простой этап в своём экономическом развитии. Причины этого прозрачны и понятны — мы сильно ограничены в зарубежном финансировании и доступе к технологиям, структура экспорта не претерпевает существенных изменений, а цены на основные экспортные товары хоть и выросли за прошедший год, но всё равно далеки от докризисных величин. Безусловно, всё это отражается на инвестклимате и решимости инвесторов вкладывать деньги в крупные проекты.
В то же время, с учётом реализуемой политики импортозамещения и поддержки экспорта, Россия заинтересована в крупных проектах в различных отраслях. И мы видим, в том числе и по представленному в этом номере исследованию, что они есть, что они достаточно масштабны. В ЮФО это, например, проект по получению электрической энергии посредством ветряных электростанций в Ростове-на-Дону, строительство зернового терминала морского порта Тамань, строительство высокотехнологичных предприятий по выращиванию и переработке плодоовощной продукции и другие. Активно развивается идея индустриальных парков, большой потенциал имеет комплексное освоение территорий левобережной зоны Ростова-на-Дону, старт которому дало строительство стадиона для проведения матчей чемпионата мира по футболу .
— Как бы вы охарактеризовали настроения бизнеса сегодня?
— Никто сейчас не может предсказать, когда и каким образом разрешится геополитическая ситуация. Но то, что мы все можем делать и для внутренних целей, и для улучшения инвестклимата — это озадачиться вопросами собственной эффективности: бизнес должен критично оценить свои процессы, а власть должна оказывать содействие в развитии бизнеса и создании новых производств. Ведь, по сути, именно эффективное взаимодействие власти и бизнеса является необходимым условием для перехода к устойчивому развитию экономики.
Недавний глобальный опрос топ-менеджеров крупнейших мировых компаний, проведённый КПМГ, показал, что большинство из них выделяет несколько основных стратегических направлений развития для повышения эффективности. Во-первых, это сокращение времени выхода продукции на рынок. Во-вторых, улучшение и ускорение процессов сбора и анализа данных для принятия решений. Третий приоритет — цифровизация бизнеса. И четвёртое — поиск и внедрение инновационных технологических решений. Для российских реалий эти пункты следует дополнить ещё одним — повышение операционной эффективности.
Эффективность в инвестиционных проектах очень важна. В её достижении большую роль играют меры поддержки и стимулирования инвестиций, как в виде субсидий, строительства сопутствующей инфраструктуры и логистических путей, так и в виде налоговых преференций. И в этих аспектах регионам, в частности, ЮФО, есть куда развиваться.
— Каковы, на ваш взгляд, сегодня лучшие практики, посредством которых регионы конкурируют за инвестора? Как юг России выглядит на федеральном фоне в этом отношении?
— На данный момент имеющиеся в региональном законодательстве южных субъектов РФ налоговые льготы не являются достаточным стимулом для развития существующих компаний. И в этом вопросе мы видим огромный потенциал для развития как регионов, так и самих компаний. Необходимо комплексное переосмысление существующих методов налоговой поддержки компаний и инвесторов, создание диверсифицированной системы налоговых льгот, которая позволит получить какие-либо преференции и малому бизнесу, и уже начавшему наращивать объёмы среднему и крупному.
На первый взгляд может показаться, что введение такой системы приведёт к увеличению выпадающих доходов в региональных бюджетах, однако это верно лишь отчасти. Эффект от введения льгот будет проявляться не в первый год после их введения — он станет систематическим в течение ряда последующих лет: ведь снижение налоговой нагрузки позволяет компаниям в больших объёмах инвестировать средства на развитие производства путём увеличения мощностей, повышения эффективности производства, что в конечном итоге ведёт к увеличению налогооблагаемой базы и, соответственно, налоговых поступлений. Для оценки совокупного эффекта от введения льгот необходима детальная финансовая модель, которая должна будет корректироваться с учётом изменений экономической обстановки.
Из своего опыта взаимодействия с региональными властями по вопросам разработки инвестиционных налоговых льгот и законодательства по специальным инвестиционным контрактам мы знаем, что разработка такой системы и её внедрение является непростой задачей, а её эффективность напрямую зависит от детальности проработки вопросов совместно властями и бизнесом. В сегодняшних экономических условиях регионы всё больше отмечают важность такой системы налоговых льгот как во внутренней конкуренции за инвестора, так и на международном уровне.
Хорошим примером такой системы являются Петербург и Ленинградская область: в зависимости от среднесписочной численности сотрудников, средней заработной платы в компании, либо объёмов инвестиций в создание или расширение бизнеса предусмотрены отдельные льготы. Это привлекает инвесторов в регион — Ленинградская область, в частности, в 2017 году существенно улучшила свои позиции в рейтингах инвестиционно привлекательных регионов. Такой подход также позволяет всем участникам планировать своё развитие и понимать, что при достижении определённых результатов в той или иной сфере компания получит от региональных властей налоговые преференции, что является существенным стимулом для развития.
В качестве мер поддержки инвестора со стороны власти отдельно стоит сказать о таком инструменте, как специальный инвестиционный контракт (СПИК). Он может заключаться между инвестором и Российской Федерацией и (или) регионом — возможен также и трёхсторонний СПИК. По этому соглашению инвестор обязуется создать или модернизировать производство промышленной продукции, а государство предоставляет инвестору оговоренный комплекс налоговых и иных преференций.
Цена входа в СПИК достаточно высока и различается по типу СПИК: например, сумма инвестиций для заключения федерального специнвестконтракта составляет минимум 750 миллионов рублей. Для региональных СПИК — это могут быть отношения инвестора и региона, инвестора и муниципалитета — она ниже и устанавливается местным или региональным законодательством. Однако и получаемые в рамках этого контракта преференции тоже могут быть значительными. Например, освобождение от уплаты налога на имущество, снижение ставки по налогу на прибыль (до ноля процентов при выполнении определённых условий). Этот инструментарий, позволяющий создавать особые условия для инвесторов, российские регионы могли бы использовать гораздо активнее.
— Что, на ваш взгляд, станет ключевым драйвером развития инвестиционного процесса в ближайшее время?
— Как я уже говорила, экономические реалии подталкивают бизнес к оптимизации своих бизнес-процессов, а власти — к принятию на себя доли ответственности за существующие и будущие компании и за итоговый результат — развитие региона. И сейчас как никогда важны скорость осознания региональными властями этой роли и наступление момента, когда начнутся шаги в реализации этой роли. Думаю, что не надо ждать, пока ситуация улучшится сама по себе. Ключевой драйвер появится, если начать драйвить. Время — это очень важный фактор. Понятно ведь, что делать — сейчас уже есть как опыт других регионов РФ, которые добились успехов в этом направлении, так и лучшие международные практики. Важно перейти к действиям, чтобы в оптимальные сроки постараться решить стоящие перед нами задачи.
В подготовке текста принимал участие Станислав Войнов, руководитель департамента налогового и юридического консультирования в Южном региональном центре КПМГ